Контрольные работы по литературе 6 класс к В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Итоговая контрольная работа 3. Лирика поэтов XIX века

Вариант 1

Прочитайте произведения А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...» и И. В. Гёте «Лесной царь».

Выполните задания 1 — 6.

Ответом к заданиям 1-5 является слово или словосочетание.

Где гнутся над омутом лозы...

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печёт,

Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод:

«Дитя, подойди к нам поближе,

Тебя мы научим летать,

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,

Нам так хорошо и тепло,

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,

Мы так тебя любим давно!

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!..»

    (А. К. Толстой)

1. К какому жанру относится произведение А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»?

Ответ: ...

2. Значительная часть произведения А. К. Толстого представляет собой обращение к ребёнку, играющему на берегу. Как называется этот вид речи?

Ответ: ...

3. Укажите термин, которым обозначается повтор слов в начале стихотворных строк:

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печёт...

«Дитя, подойди к нам поближе,

Тебя мы научим летать,

Дитя, подойди, подойди же...

Ответ: ...

4. Назовите художественный приём, использованный в строке: «крылышки точно стекло».

Ответ: ...

5. Определите трёхсложный размер, которым написано произведение А. К. Толстого.

Ответ: ...

К заданию 6 дайте развёрнутый ответ в объёме 5 — 7 предложений.

6. Прочитайте произведение немецкого поэта И. В. Гёте «Лесной царь». В чём состоит сходство и различие ситуаций, в которые попадают герои произведений А. К. Толстого и И. В. Гёте?

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»

«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в тёмной короне, с густой бородой».

«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Весёлого много в моей стороне;

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит».

«О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей».

«О нет, всё спокойно в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой».

«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок подгоняет, ездок доскакал...

В руках его мёртвый младенец лежал.

    (Перевод В. А. Жуковского)

Ответ: ...

Вариант 2

Прочитайте стихотворения Ф. И. Тютчева «ЛИСТЬЯ» и М. Ю. Лермонтова «Листок».

Выполните задания 1 — 6.

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.

Листья

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят,—

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет

Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,

Цветём и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Всё красное лето

Мы были в красе —

Играли с лучами,

Купались в росе!..

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей.

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим...

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

    (Ф. И. Тютчев)

1. К какому роду литературы относится стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья»?

Ответ: ...

2. Назовите художественный приём, использованный поэтом: «зелень, //Как иглы ежа».

Ответ: ...

3. Как называются восклицательные и вопросительные конструкции, придающие монологу особую эмоциональность:

«Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!..»?

Ответ: ...

4. Какой приём использует автор в строках:

«О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите...»?

Ответ: ...

5. Определите трёхсложный размер, которым написано стихотворение Ф. И. Тютчева.

Ответ: ...

К заданию 6 дайте развёрнутый ответ в объёме 5 — 7 предложений.

6. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок», в котором, как и в тютчевском, значительное место отведено рассказу о жизни природы.

Почему эти стихотворения нельзя отнести к пейзажной лирике? О чём ещё они заставляют задуматься?

Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя;

И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.

У Чёрного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;

На ветвях зелёных качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,—

Ты пылен и жёлт, — и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море».

    (М. Ю. Лермонтов)

Ответ: ...