Контрольные работы по литературе 6 класс к В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Итоговая контрольная работа 3. Лирика поэтов XIX века
Вариант 1
Прочитайте произведения А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...» и И. В. Гёте «Лесной царь».
Выполните задания 1 — 6.
Ответом к заданиям 1-5 является слово или словосочетание.
Где гнутся над омутом лозы...
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печёт,
Летают и пляшут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод:
«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!
Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!
Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно!
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!..»
(А. К. Толстой)
1. К какому жанру относится произведение А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...»?
Ответ: ...
2. Значительная часть произведения А. К. Толстого представляет собой обращение к ребёнку, играющему на берегу. Как называется этот вид речи?
Ответ: ...
3. Укажите термин, которым обозначается повтор слов в начале стихотворных строк:
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печёт...
«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же...
Ответ: ...
4. Назовите художественный приём, использованный в строке: «крылышки точно стекло».
Ответ: ...
5. Определите трёхсложный размер, которым написано произведение А. К. Толстого.
Ответ: ...
К заданию 6 дайте развёрнутый ответ в объёме 5 — 7 предложений.
6. Прочитайте произведение немецкого поэта И. В. Гёте «Лесной царь». В чём состоит сходство и различие ситуаций, в которые попадают герои произведений А. К. Толстого и И. В. Гёте?
Лесной царь
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в тёмной короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Весёлого много в моей стороне;
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей».
«О нет, всё спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок подгоняет, ездок доскакал...
В руках его мёртвый младенец лежал.
(Перевод В. А. Жуковского)
Ответ: ...
Вариант 2
Прочитайте стихотворения Ф. И. Тютчева «ЛИСТЬЯ» и М. Ю. Лермонтова «Листок».
Выполните задания 1 — 6.
Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.
Листья
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят,—
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет
Но ввек не свежа.
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе —
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей.
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим...
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
(Ф. И. Тютчев)
1. К какому роду литературы относится стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья»?
Ответ: ...
2. Назовите художественный приём, использованный поэтом: «зелень, //Как иглы ежа».
Ответ: ...
3. Как называются восклицательные и вопросительные конструкции, придающие монологу особую эмоциональность:
«Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!..»?
Ответ: ...
4. Какой приём использует автор в строках:
«О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите...»?
Ответ: ...
5. Определите трёхсложный размер, которым написано стихотворение Ф. И. Тютчева.
Ответ: ...
К заданию 6 дайте развёрнутый ответ в объёме 5 — 7 предложений.
6. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок», в котором, как и в тютчевском, значительное место отведено рассказу о жизни природы.
Почему эти стихотворения нельзя отнести к пейзажной лирике? О чём ещё они заставляют задуматься?
Листок
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных».
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,—
Ты пылен и жёлт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
(М. Ю. Лермонтов)
Ответ: ...