Контрольные работы по литературе 6 класс к В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Итоговая контрольная работа 4. А. И. Куприн. Чудесный доктор

Вариант 1

Выполните задания 1 — 7.

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.

1. К какому жанру эпических произведений относится «Чудесный доктор» А. И. Куприна?

Ответ: ...

2. Приведите название сказки Х. К. Андерсена, которая, как и «Чудесный доктор», является рождественской историей, закончившейся, однако, трагически:

— Она хотела погреться, бедняжка! — говорили люди.

Но никто и не знал, что она видела, в каком блеске вознеслась, вместе с бабушкой, к новогодним радостям на небо!

Ответ: ...

3. Описанию увиденных мальчиками «сквозь запотевшие окна» наряженных ёлок, «праздничного оживления толпы, весёлого гула окриков и разговоров, разрумяненных морозом смеющихся лиц» писатель противопоставляет описание «подземелья», в котором они живут: «Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрёпкам, сушившимся на протянутой через комнату верёвке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты». Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении?

Ответ: ...

4. К какому приёму, основанному на принципе переноса свойств одних предметов или явлений на другие, обращается автор в приведённом в задании 3 фрагменте, упоминая о «плачущих от сырости стенах»?

Ответ: ...

5. Каким термином обозначается описание природы в художественном произведении: «Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины...»?

Ответ: ...

К заданиям 6 — 7 дайте развёрнутый ответ в объёме 5 — 7 предложений каждый.

6. Как в «Чудесном докторе» раскрывается мысль писателя о необходимости «доброты ко всему живому»?

Ответ: ...

7. Сравните приведённые ниже фрагменты произведений. В чём сходство и различие в изображении жизни детей в «Чудесном докторе» А. И. Куприна (1-й фрагмент) и «Крестьянских детях» Н. А. Некрасова (2-й фрагмент)?

1-й фрагмент

«Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки. Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок. Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке, подошёл к Елизавете Ивановне. Она даже не подняла головы при его приближении.

— Ну, полно, полно, голубушка, — заговорил доктор, ласково погладив женщину по спине.

— Вставайте-ка! Покажите мне вашу больную.

И точно так же, как недавно в саду, что-то ласковое и убедительное, звучавшее в его голосе, заставило Елизавету Ивановну мигом подняться с постели и беспрекословно исполнить всё, что говорил доктор. Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом... Немного погодя явился и Мерцалов. На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи...» (А. И. Куприн)

2-й фрагмент

... До полдня грибы собирали.

Вот из лесу вышли — навстречу как раз

Синеющей лентой, извилистой, длинной,

Река луговая; спрыгнули гурьбой,

И русых головок над речкой пустынной

Что белых грибов на полянке лесной!

Река огласилась и смехом и воем:

Тут драка — не драка, игра — не игра...

А солнце палит их полуденным зноем.

— Домой, ребятишки! обедать пора...

— Довольно, Ванюша! гулял ты немало,

Пора за работу, родной! —

Но даже и труд обернётся сначала

К Ванюше нарядной своей стороной:

Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растёт, наливает зерно;

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Отведает свежего хлебца ребёнок

И в поле охотней бежит за отцом.

Навьют ли сенца: «Полезай, пострелёнок!»

Ванюша в деревню въезжает царём...

Однако же зависть в дворянском дитяти

Посеять нам было бы жаль.

Итак, обернуть мы обязаны кстати

Другой стороною медаль.

Положим, крестьянский ребёнок свободно

Растёт, не учась ничему,

Но вырастет он, если Богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему.

Положим, он знает лесные дорожки,

Гарцует верхом, не боится воды,

Зато беспощадно едят его мошки,

Зато ему рано знакомы труды...

    (Н. А. Некрасов)

Ответ: ...

Вариант 2

Выполните задания 1 — 7.

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.

1. «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Всё описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад...» — читаем в начале произведения. С каким подзаголовком, подчёркивающим реальность происходящего, оно было напечатано?

Ответ: ...

2. Приведите название произведения Ф. М. Достоевского, в центре которого, как и в «Чудесном докторе», рождественская история, закончившаяся, однако, трагически: «А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замёрзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у господа бога в небе...»

Ответ: ...

3. Описанию «великолепной выставки гастрономического магазина», увиденной мальчиками, писатель противопоставляет описание «подземелья», в котором живёт их семья: «В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; её лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно...». Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении?

Ответ: ...

4. К какому приёму, основанному на принципе переноса свойств одних предметов или явлений на другие, обращается автор, описывая больную девочку: «...её лицо горело» (см. приведённый в задании 3 фрагмент произведения)?

Ответ: ...

5. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности: «Вошёл Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щёки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца»?

Ответ: ...

К заданиям 6 — 7 дайте развёрнутый ответ в объёме 5 — 7 предложений каждый.

6. Как в «Чудесном докторе» раскрывается мысль писателя о необходимости сострадания к человеку, униженному бедностью?

Ответ: ...

7. Сравните приведённые ниже фрагменты произведений. В чём сходство и различие в изображении жизни детей в «Чудесном докторе» А. И. Куприна (1-й фрагмент) и «Крестьянских детях» Н. А. Некрасова (2-й фрагмент)?

1-й фрагмент

«...Их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания. В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; её лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлёбываясь, грудной ребёнок. Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтём качающуюся колыбель. Когда мальчики вошли и следом за ними стремительно ворвались в подвал белые клубы морозного воздуха, женщина обернула назад своё встревоженное лицо.

— Ну? Что же? — спросила она отрывисто и нетерпеливо.

Мальчики молчали...

— Отнесли вы письмо?.. Гриша, я тебя спрашиваю, отдал ты письмо? Отдал, — сиплым от мороза голосом ответил Гриша,

— Ну, и что же? Что ты ему сказал?

— Да всё, как ты учила. Вот, говорю, от Мерцалова письмо, от вашего бывшего управляющего. А он нас обругал: «Убирайтесь вы, говорит, отсюда... Сволочи вы...»

— Я ему всё, как ты учила, сказал: «Есть, мол, нечего... Машутка больна... Помирает...»...

Ну, а в это время звонок как зазвонит, как зазвонит, а он нам и говорит: «Убирайтесь скорее отсюда к чёрту! Чтобы духу вашего здесь не было!..»

... Больше мать не расспрашивала... Вдруг мать сказала, обернувшись назад:

Там борщ есть, от обеда остался... Может, поели бы? Только холодный, — разогреть-то нечем...» (А. И. Куприн)

2-й фрагмент

Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»

— Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

— А что, у отца-то большая семья?

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я ...»

— Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом».

— А кой тебе годик? — «Шестой миновал...

Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребёнок был так уморительно мал,

Как будто всё это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и легонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь —

Всё, всё настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

    (Н. А. Некрасов)

Ответ: ...