Контрольные работы по литературе 6 класс к В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Итоговая контрольная работа 4. А. И. Куприн. Чудесный доктор
Вариант 1
Выполните задания 1 — 7.
Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.
1. К какому жанру эпических произведений относится «Чудесный доктор» А. И. Куприна?
Ответ: ...
2. Приведите название сказки Х. К. Андерсена, которая, как и «Чудесный доктор», является рождественской историей, закончившейся, однако, трагически:
— Она хотела погреться, бедняжка! — говорили люди.
Но никто и не знал, что она видела, в каком блеске вознеслась, вместе с бабушкой, к новогодним радостям на небо!
Ответ: ...
3. Описанию увиденных мальчиками «сквозь запотевшие окна» наряженных ёлок, «праздничного оживления толпы, весёлого гула окриков и разговоров, разрумяненных морозом смеющихся лиц» писатель противопоставляет описание «подземелья», в котором они живут: «Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрёпкам, сушившимся на протянутой через комнату верёвке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты». Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении?
Ответ: ...
4. К какому приёму, основанному на принципе переноса свойств одних предметов или явлений на другие, обращается автор в приведённом в задании 3 фрагменте, упоминая о «плачущих от сырости стенах»?
Ответ: ...
5. Каким термином обозначается описание природы в художественном произведении: «Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины...»?
Ответ: ...
К заданиям 6 — 7 дайте развёрнутый ответ в объёме 5 — 7 предложений каждый.
6. Как в «Чудесном докторе» раскрывается мысль писателя о необходимости «доброты ко всему живому»?
Ответ: ...
7. Сравните приведённые ниже фрагменты произведений. В чём сходство и различие в изображении жизни детей в «Чудесном докторе» А. И. Куприна (1-й фрагмент) и «Крестьянских детях» Н. А. Некрасова (2-й фрагмент)?
1-й фрагмент
«Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки. Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок. Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке, подошёл к Елизавете Ивановне. Она даже не подняла головы при его приближении.
— Ну, полно, полно, голубушка, — заговорил доктор, ласково погладив женщину по спине.
— Вставайте-ка! Покажите мне вашу больную.
И точно так же, как недавно в саду, что-то ласковое и убедительное, звучавшее в его голосе, заставило Елизавету Ивановну мигом подняться с постели и беспрекословно исполнить всё, что говорил доктор. Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом... Немного погодя явился и Мерцалов. На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи...» (А. И. Куприн)
2-й фрагмент
... До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая; спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра...
А солнце палит их полуденным зноем.
— Домой, ребятишки! обедать пора...
— Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной! —
Но даже и труд обернётся сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребёнок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, пострелёнок!»
Ванюша в деревню въезжает царём...
Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребёнок свободно
Растёт, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды...
(Н. А. Некрасов)
Ответ: ...
Вариант 2
Выполните задания 1 — 7.
Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.
1. «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Всё описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад...» — читаем в начале произведения. С каким подзаголовком, подчёркивающим реальность происходящего, оно было напечатано?
Ответ: ...
2. Приведите название произведения Ф. М. Достоевского, в центре которого, как и в «Чудесном докторе», рождественская история, закончившаяся, однако, трагически: «А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замёрзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у господа бога в небе...»
Ответ: ...
3. Описанию «великолепной выставки гастрономического магазина», увиденной мальчиками, писатель противопоставляет описание «подземелья», в котором живёт их семья: «В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; её лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно...». Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении?
Ответ: ...
4. К какому приёму, основанному на принципе переноса свойств одних предметов или явлений на другие, обращается автор, описывая больную девочку: «...её лицо горело» (см. приведённый в задании 3 фрагмент произведения)?
Ответ: ...
5. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности: «Вошёл Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щёки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца»?
Ответ: ...
К заданиям 6 — 7 дайте развёрнутый ответ в объёме 5 — 7 предложений каждый.
6. Как в «Чудесном докторе» раскрывается мысль писателя о необходимости сострадания к человеку, униженному бедностью?
Ответ: ...
7. Сравните приведённые ниже фрагменты произведений. В чём сходство и различие в изображении жизни детей в «Чудесном докторе» А. И. Куприна (1-й фрагмент) и «Крестьянских детях» Н. А. Некрасова (2-й фрагмент)?
1-й фрагмент
«...Их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания. В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; её лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлёбываясь, грудной ребёнок. Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтём качающуюся колыбель. Когда мальчики вошли и следом за ними стремительно ворвались в подвал белые клубы морозного воздуха, женщина обернула назад своё встревоженное лицо.
— Ну? Что же? — спросила она отрывисто и нетерпеливо.
Мальчики молчали...
— Отнесли вы письмо?.. Гриша, я тебя спрашиваю, отдал ты письмо? Отдал, — сиплым от мороза голосом ответил Гриша,
— Ну, и что же? Что ты ему сказал?
— Да всё, как ты учила. Вот, говорю, от Мерцалова письмо, от вашего бывшего управляющего. А он нас обругал: «Убирайтесь вы, говорит, отсюда... Сволочи вы...»
— Я ему всё, как ты учила, сказал: «Есть, мол, нечего... Машутка больна... Помирает...»...
Ну, а в это время звонок как зазвонит, как зазвонит, а он нам и говорит: «Убирайтесь скорее отсюда к чёрту! Чтобы духу вашего здесь не было!..»
... Больше мать не расспрашивала... Вдруг мать сказала, обернувшись назад:
Там борщ есть, от обеда остался... Может, поели бы? Только холодный, — разогреть-то нечем...» (А. И. Куприн)
2-й фрагмент
Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я ...»
— Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом».
— А кой тебе годик? — «Шестой миновал...
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и легонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
(Н. А. Некрасов)
Ответ: ...