Учимся писать сочинение 6 класс - Е. С. Бирючева 2019


Отзыв

Задание 1

Вспомните, каковы главные задачи аннотации и отзыва. С какой целью они создаются? Оформите свои выводы в таблицу.

Задание 2

Прочитайте приведённые ниже тексты. К какому жанру можно их отнести? Промаркируйте их, указывая, из каких смысловых блоков состоят эти тексты; какие опорные конструкции использует автор.

Захотелось ли вам прочитать эти произведения? О чём вы захотели узнать подробнее? Что именно вызвало у вас интерес?

1) Серия «Витамин роста» издательства «Самокат» стала больше ещё на одну новинку. Издательство выпустило новую замечательную историю про кота Таффи — «Кот-убийца и Рождество».

«Кот-убийца и Рождество» — это уже пятая книга о необыкновенном коте-писателе, написанная британской детской писательницей Энн Файн. События в книге происходят на Рождество, а кот Таффи борется со множеством искушений, ведь на рождественскую ёлку забираться запрещено, яркие, манящие ёлочные игрушки постоянно попадаются на глаза, к тому же на праздник приехала целая толпа родственников Элли... Таффи придумывает для себя массу диких развлечений, нарушает покой обитателей дома и оставляет повсюду следы разрушений и хаоса.

Книга вышла в переводе Дины Крупской. Забавные иллюстрации и необычный рисованный шрифт для названий глав придумала русская художница и каллиграф Екатерина Андреева, которая оформляла и предыдущие книги о Таффи — «Дневник кота-убийцы. Возвращение кота-убийцы» и «Ответный удар кота-убийцы. День рождения кота-убийцы».

(С сайта издательства)

...

2) С первых строк книга «Бежим отсюда!» Андрея Жвалев- ского и Евгении Пастернак меня восхитила и очаровала.

Это история тихой девочки Сони, ученицы 4 класса, у которой нет друзей среди ребят её класса, но зато у неё есть воображаемые друзья. Действие происходит в школе, но не в привычной нам, а в школе, которая сочетает в себе волшебство и выход в Интернет, реальность и чудеса. Мы видим здесь Эльфа, который ходил с Соней в школу, тут же появляются феи Винке и новый грозный директор Валерия Кирилловна по прозвищу Валькирия. С детьми творятся настоящие чудеса, которые не объяснишь одной только силой воображения.

Эта лёгкая, позитивная, добрая книга про дружбу, школу, учителей, детские страхи, семью. Очень советую прочитать эту повесть не только детям, но и их родителям! Немного волшебства и фантазии никому не помешает.

(Детское сочинение)

...

Задание 3

Составьте устный отзыв о любимой книге. Можете воспользоваться подсказками:

• это произведение о ...

• особенно понравилось ...

• запомнился эпизод ...

• автор хотел показать ...

• читается легко, ...,

• советую прочитать ...

Алгоритм написания отзыва:

1. Вспомните и прочитайте те части и эпизоды книги, которые произвели на вас большее впечатление, отмечая, чем привлекли вас герои книги, почему запомнились те или иные эпизоды.

2. Напишите начало отзыва, в котором нужно указать автора, произведение, кратко изложить «историю» знакомства с этим произведением (тема, основная мысль, жанр, история прочтения книги: по совету, по устному или письменному отзыву, выбор книги по обложке и др.).

3. Сформулируйте основную часть вашего высказывания, в котором вы отразите вашу оценку прочитанного: каким образом содержание прочитанного повлияло на ваши взгляды, характер, отношение к чтению и т. д.

4. Подберите доказательства, подтверждающие вашу оценку произведения (краткое изложение эпизода, описание поступка героя, диалог, цитата и т. д.), используя при этом эмоционально окрашенные и оценочные слова, передающие ваши чувства и переживания (отзыв не должен стать пересказом произведения!). Можете обратиться к иллюстрациям к книге (помогли ли они вам понять текст лучше?).

5. Напишите концовку отзыва (помните, что в начале и концовке отзыва должно проявиться единство вашего высказывания: важно подтвердить мысли, высказанные в начале отзыва): чем обогатила вас книга, над какими проблемами и вопросами заставила задуматься, порекомендуете ли вы прочитать другим эту книгу.

6. Проверьте отзыв. Перепишите его.

Во избежание появления речевых ошибок при написании отзыва можно использовать следующие синонимы и выражения:

• книга (произведение, роман, рассказ, сказка, повесть, история);

• эта книга понравилась (запомнилась, оставила впечатление/яркий след, глубоко тронула, привлекла моё внимание, обратила на себя внимание, впечатлила, взяла за душу);

• интересная книга (увлекательная, захватывающая, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, занимательная);

• автор рассказывает (показывает, описывает, изображает жизнь, представляет, говорит, иллюстрирует, знакомит с проблемами..., очерчивает круг таких вопросов, как...);

• особенно мне нравится главный герой истории (он интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, запоминающийся, колоритный, необычный, тронул меня...);

• эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод ...;

• читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые, яркие, запоминающиеся) иллюстрации; автор пишет простым (доступным) языком.

Отзыв может быть написан в виде рассуждения, тогда он обычно содержит тезис (мнение читателя о книге), доказательства справедливости этого мнения, вывод (общая оценка книги), рекомендации (кому прочитать данную книгу).

Нередко в отзыве автор говорит о том, где, когда и при каких обстоятельствах он впервые узнал о книге, когда её прочитал, как складывались его впечатления о прочитанном и др. Иногда отзыв содержит в себе описание внешнего вида книги, её иллюстраций.

В отзыве могут сочетаться разные типы речи.

Задание 4

Проанализируйте сочинение учащегося в жанре отзыва- • письма с точки зрения соблюдения в нём жанровых особенностей. Внесите свои замечания и выводы в таблицу, где уже проанализировано начало отзыва.

Недавно я прочитала книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». И теперь хочу поделиться своим впечатлением об этом замечательном произведении.

Это история о простом советском лётчике, воевавшем во время Великой Отечественной войны. Прототипом героя книги стал реальный человек, советский лётчик Алексей Маресьев. Автор книги немного изменил фамилию своего героя. Самолёт Алексея Мересьева сбивают фашисты, и раненый лётчик оказывается один в зимнем лесу. Без пищи, без возможности согреться, раненому лётчику приходится ползти по снегу три недели... О том, что он совершает подвиг, Алексей не думал. Он просто боролся из последних сил и хотел жить! Раненого лётчика нашёл мальчишка. В госпитале Алексею пришлось ампутировать обе ноги, так как началась гангрена. Много боли и лишений вынес этот человек. Никто не верил, что после всего этого он будет ходить, а он не только начал ходить, но и вернулся к профессии лётчика.

Для меня герой этой книги — самый настоящий человек. Он мог погибнуть, если бы не мужество и любовь к жизни. Советую прочитать эту книгу всем, кто оказался в тяжёлой безвыходной ситуации. Вы поймёте, что безвыходных ситуаций не бывает, главное, не терять надежду и силу духа. А ещё советую прочитать её всем мальчишкам! Я считаю, что именно такие герои, как Алексей Мересьев, должны служить для них примером, а не вымышленные герои комиксов: Человек-Паук и Бэтмен.

Смысловые блоки отзыва, их роль

Фрагменты текста, иллюстрирующие ваше доказательство

Во вступлении указывается причина, побудившая читателя поделиться впечатлениями: назван автор, произведение.

Прямое указание: «прочитала книгу». Автор и название: Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Цель написания отзыва: «хочу поделиться своим впечатлением». Желание поделиться впечатлениями положительное, т. к. это — «замечательное произведение».





Сделайте вывод о соблюдении жанровых признаков отзыва в данном фрагменте.

...

Задание 5

Вы уже читали повести Л. Воронковой, писали аннотации к ним. Прочитайте фрагменты ученического сочинения в жанре отзыва, заполните пробелы.

Книга известной детской писательницы ... «Девочка из города» наверняка запала в душу многим читателям. Всё лучшее в человеке ярче всего проявляется в годы испытаний. Это подтверждает история маленькой беженки Валентинки, оказавшейся среди чужих людей в незнакомом селе. Эта повесть о ..., о ...и о ... . Здесь нет описаний военных действий, не говорится и о тяжёлой жизни оставшихся в тылу стариков, женщин, детей... Эта книга ... . Она была написана в ... году, но и сейчас её

нельзя читать без слёз.

Историю Валентинки должна прочитать /должен прочитать каждая /каждый ... .

Задание 6

Прочитайте фрагменты отзыва на книгу А. Гайдара, заполните пробелы.

Я с большим интересом прочитала рассказ-повесть «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. Эта ... книга была написана в 1940 году. Было очень интересно узнать, что после появления этой повести множество мальчишек и девчонок стали организовывать подобные команды, помогать незнакомым бабушкам, дедушкам. От сцен с описанием благородства ребят появился комок в горле, пробежал мороз по коже. Самой хотелось жить по этим же законам: законам ..., захотелось бежать и делать что-то полезное.

Думаю, что эту книгу дети всегда будут читать с большим интересом, потому что такие человеческие качества, как ..., остаются в любые времена самыми ценными. Очень надеюсь, что мои ровесники тоже прочитают эту книгу! Просто невозможно после её прочтения не измениться в лучшую сторону!

Задание 7

Прочитайте фрагменты сочинения-отзыва на рассказ И. А. Куприна «Чудесный доктор». Восстановите логическую последовательность частей, пронумеровав их.


История воистину сказочная. Писатель уверяет нас, что чудеса случаются и всегда есть место волшебству в реальной жизни, а не только на страницах книг. Главное только никогда не отчаиваться, в какой бы тяжёлой ситуации ты ни находился. И именно этой надежды, веры в хорошее зачастую не хватает человечеству.


Поведав нам на данном этапе нелёгкую судьбу героев, Куприн далее отправляет читателя вслед за мужем тяжело больной Елизаветы Ивановны в общественный сад, где и происходит встреча со спасителем — доктором Пироговым, подарившим Мерцаловым надежду и жизнь.


В своём произведении Александр Куприн описывает некогда произошедшую в Киеве необыкновенную историю, о реальной основе которой спешит информировать читателя с первых строк рассказа.


Повествование начинается со знакомства с двумя братьями, Гришкой и Володей, испытывающими ужасный голод. Затем мы переносимся в дом Мерцаловых, нужда и несчастье в котором — постоянные спутники всех членов семьи.


Совершив такое маленькое путешествие, мы не можем не проникнуться симпатией к героям, не умилиться всей трогательностью описываемого.

Задание 8

Прочитайте начало отзыва на роман Д. Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо». Допишите этот отзыв, заполняя пробелы. Какие части отзыва вам пришлось восстановить?

«Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» — это реалистический роман Даниеля Дефо, написанный в XVIII веке, но не теряющий свою актуальность до сих пор. Главный герой — обычный молодой человек эпохи Просвещения, который не хочет жить в условиях «высшей степени скромного существования», как завещает отец.

Поэтому Робинзон совершает авантюрные путешествия, одно из которых приводит его в заточение на необитаемом острове на 28 лет. Что привлекает в данном произведении, спросите вы. А то, как человек вне общества не потерял жажды жизни и целеустремлённости, сохранил человеческий облик в условиях необитаемого острова. Робинзону это удаётся благодаря трём причинам: 1) вере в Бога; 2) разуму; 3) труду.

Мне нравится, что ... .

Эпизод, который мне понравился больше всего, — ... .

Именно на острове открываются все лучшие качества Крузо: ..., несгибаемость перед жизненными обстоятельствами.

Задание 9

Прочитайте возможные варианты концовок отзыва. Какой из них подходит лучше всего? Почему?

1) Я считаю, что если вы читали «Тома Сойера» Марка Твена и он вам понравился, то вы обязательно должны прочитать и книгу Д. Дефо.

2) Я оцениваю это произведение как одно из главных в период взросления ребёнка. Каждый человек хотя бы раз в жизни, но должен прочитать этот роман.

3) Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» — это очень хороший роман, который я прочитала с удовольствием.

...

Задание 10

Прочитайте отзыв М. П. Прилежаевой о книге Р. И. Фраермана «Дикая собака динго ...»; озаглавьте его словами автора.

...

Есть книги, которые с детства и юности, войдя в сердце человека, сопровождают его всю жизнь. Утешают в горе, вызывают раздумье, радуют. Так и эта книга, которую, дорогой читатель, ты держишь в руках. Взяв её, ты уже не оторвёшься до последней страницы — так увлекательна и поучительна повесть, помещённая в ней.

Завидую тебе, если сейчас ты будешь читать её впервые: много чудесных часов ожидает тебя. Тебе откроется целый мир красивых и благородных чувств, ты узнаешь смелых и добрых людей: писатель поведёт тебя в разные края нашей большой живописной страны. А если ты уже читал эту повесть, то прочитаешь её ещё раз с таким же интересом, может быть, даже с большим, потому что произведения Рувима Исаевича Фраермана относятся к тем, что открывают каждый раз новое, заново волнуют и радуют.

<...> Счастливую и влекущую книгу написал Р. Фраерман о девочке Тане. Неведомые края чудятся Тане, и отчего-то хочется увидеть австралийскую собаку динго — непонятные мечты и фантазии тревожат её. «Или это уходит от неё детство? Кто знает, когда уходит оно?»

О Фильке и Коле, умном и мужественном полковнике Сабанееве, печальной Таниной маме и учительнице Александре Ивановне — людях хороших и благородных написал Р. Фраерман поэтичную добрую книгу.

Не совсем легко им живётся. Горе и счастье, грусть и веселье чередуются в жизни. И когда ты счастлив, и если тебя настигла беда, будь отважен, держись с достоинством. И береги друзей. И будь внимателен к людям.

Ничего такого Р. Фраерман прямо не говорит; ничему не учит. Но, прочитав его книгу, каждый услышит, как поднимаются в нём эти добрые чувства. И почему-то вам радостно, хотя повесть кончается расставанием: Фильке «хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря. Он лёг на песок у воды и замер».

Вам жаль Фильку, жаль, что все расстаются. Но отчего в то же время вам радостно? Оттого, наверное, что вы узнали и полюбили новых людей. Побывали в суровых и дивных лесах и у реки, бегущей к морю. Услышали музыку слова. И вам хочется глубоко вздохнуть, улыбнуться, и какие-то неясные и пленительные, как у Тани, мечты прилетели к вам. Такова власть искусства.

Задание 11

Промаркируйте текст отзыва, выделяя словосочетания и предложения, в которых выражена общая высокая оценка книги.

Дополните план, по которому написан отзыв, конкретными примерами:

I. Общая высокая оценка книги (...).

II. Подтверждение справедливости высокой оценки книги.

1. Тема — волнующая всегда и всех (...).

2. Герои — ... .

3. Идея — глубоко человечная и вечная (...).

4. Художественная форма — совершенна (...).

III. Повесть, обогащая читателя новыми знаниями о стране и людях, пробуждает в нём добрые мысли и чувства.

Задание 12

Прочитайте фрагмент отзыва К. Чуковского о книге М. Панова «И всё-таки она хорошая!». Какую особенность научно-популярной книги подчёркивает автор отзыва?

Всех других авторов превзошёл (по части занимательного стиля) талантливый языковед М. В. Панов, умудрившийся изложить самые трудные проблемы русской орфографии так остроумно и весело, с таким изобилием затейливых шуток, озорных анекдотов, что его серьёзная, глубокомысленная книга воспринимается как сочинение юмориста: смеёшься чуть ли не на каждой странице. Характерно забавное заглавие книги: «И всё-таки она хорошая!». В полной гармонии с этим общим заглавием названия отдельных глав: «Страна Опельсиния», «Писателям можно», «Пусть будет другой сосед» и т. д. Это не мешает книге быть подлинно научной в высшем значении слова.

...

Задание 13

Прочитайте отзыв ученицы о научно-популярной книге • «О чём рассказали яблоки» (Е. Каменева, 1986). Обратите внимание на композицию отзыва. Найдите слова автора отзыва, выражающие его оценку этой книги.

Я занимаюсь в художественной студии Дома творчества детей и подростков. И мне казалось, что о натюрморте знаю давно и много. В пятом классе писала сочинение по двум натюрмортам: «Белый кувшин и клубника» И. Машкова и «Сирень» П. Кончаловского.

Но вот прочитала книгу Е. Каменевой «О чём рассказали яблоки» и поняла, что мои знания о натюрморте — капля в море. Сколько новых для меня имён художников, писавших натюрморты! Г. Теплов, Ф. Толстой, П. Кузнецов, А. Фонвизин, К. Петров-Водкин, М. Сарьян ... Сколько картин! И какие они разные! «Натюрморт с подносом» и «Натюрморт с селёдкой», «Ереванские цветы» и «Розовые яблоки», «Ананасы и бананы» и «Сирень в корзине» ...

Под каждым натюрмортом указан год его «рождения», и когда просматриваешь книгу, создаётся представление об истории и живописи, и страны: ведь предметы, изображённые на картине, рассказывают о своём времени. Вот, например, в 1918 году в стране было голодно; картошка, селёдка и чёрный хлеб считались просто пиршеством, и художник К. Петров- Водкин написал «Натюрморт с селёдкой», на котором, кроме селёдки, — четвертинка чёрного хлеба и две картофелины. А когда в магазинах появился в изобилии хлеб, И. Машков пишет натюрморт «Московская снедь. Хлебы». Чего-чего тут только нет! Хлеб, булки, батоны, калачи, крендели! И всё свежее, румяное, с ароматной хрустящей корочкой. Ешьте на здоровье!

Евгения Осиповна Каменева, автор книги, учит внимательно рассматривать картину, понимать значение каждой детали в ней. Мне очень понравилось, как она убеждает, например, в необходимости двух персиков на переднем плане в «Натюрморте с подносом» П. Кузнецова! «Попробуй закрыть их рукой, и ты увидишь, что впереди стало пусто, поднос как будто бы вдвое стал тяжелее, больше, и устойчивость композиции нарушилась». Я, конечно, воспользовалась этим советом и поняла: без персиков картина «испортится».

«О чём рассказали яблоки» — научно-популярная книга, но читаешь её как художественную, потому что написана она хорошим языком, образным и точным. Мы, например, привыкли различать сирень только белую и фиолетовую. А вот как описывает сирень, изображённую на одном из натюрмортов П. Кончаловского, Е. О. Каменева: «Какие яркие и нежные краски, сколько оттенков фиолетовых, сиреневых, лиловых!» Так же точно описываются яблоки на другом натюрморте этого же художника: «Вот яблоки, написанные Кончаловским. Розовые, жёлтые, зеленоватые с красными бочками... Совсем спелые, налитые соком, душистые». Как хорошо, что все эти определения отделены от слова яблоки точками: на них, определениях яблок, невольно задерживаешь своё внимание. Нельзя не заметить, как Евгения Осиповна избегает ненужного повторения одних и тех же слов. К примеру, соседние предложения в описании «Утреннего натюрморта» К. Петрова-Водкина она сцепляет при помощи синонимов собака и пёс: «Чтобы усилить ощущение близости человека, художник изобразил собаку. Большой рыжий пёс терпеливо ждёт своего хозяина».

«О чём рассказали яблоки» — хорошая книга. Её можно было бы назвать и отличной, если бы иллюстрации, репродукции в ней были более высокого качества. А они, к сожалению, какие-то блёклые, размытые, словно за пеленой тумана.

Несмотря на это, книгу я прочитала с большим удовольствием и пользой.

Задание 14

Напишите мини-отзыв о любой научно-популярной книге, включая в него основные положения:

• объяснение, почему вы решили написать именно об этой книге, указание её автора (составителя) и названия;

• подтверждение конкретным примером (примерами) своего восторженного впечатления о книге;

• рекомендация к прочтению определённой категории читателей (с кратким объяснением).

Задание 15

Напишите отзыв к прочитанному вами произведению по заданному началу и концовке. На какую книгу можно написать отзыв, используя подобные начало и конец?

Как только я взял «...» в руки, понял, что не смогу остановиться, пока не дочитаю до конца!

...

Задание 16

Напишите отзыв о рассказе Е. И. Носова «Живое пламя». Прочитайте текст рассказа внимательно, маркируя наиболее понравившиеся части. При написании отзыва можете опираться на следующие вопросы:

— Какова основная мысль текста?

— Где и когда происходят изображённые в нём события?

— Какие языковые средства усиливают впечатление от прочитанного?

— Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

Тётя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

— Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. Тётя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

— Ольга Петровна, а что это, — замечаю я, — не сеете вы на клумбах маков?

— Ну, какой из маков цвет! — убеждённо ответила она. — Цветом он всего два дня бывает, — упорствовала Ольга Петровна. — Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом всё лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.

Но я всё-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

— Ты маков посеял? — подступилась ко мне тётя Оля. — Ах озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставить, тебя пожалела. А остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тёти Оли.

Подавая мне тяжёлую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

— А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я пошёл посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона.

Распустились они на другой день. Издали маки походили на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Лёгкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться — сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

— Вот и всё, — сказал я громко, с чувством ещё не остывшего восхищения.

— Да, сгорел... — вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Тётя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о её сыне. Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика ... Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тёте Оле. Недавно я снова побывал у неё. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковёр маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

(По Е. И. Носову)

...

Задание 17

Вы уже читали повесть Анджелы Нанетти «Мой дедушка был вишней». Сравните несколько отзывов об этой книге. Какой из них, на ваш взгляд, наиболее удачен? Теперь напишите свой отзыв.

1) До сегодняшнего момента я не думала, что книга, в которой умирают главные герои, может быть такой светлой, тихой, доброй. Анджела Нанетти донесла своей книгой главную мысль: «Жизнь прекрасна!» Я советую прочитать эту книгу всем: не только детям, но и взрослым.

2) Хочу рассказать о книге Анджелы Нанетти «Мой дедушка был вишней». Дочитав эту книгу до конца, я сразу подумал о своих бабушке и дедушке: они тоже выдумщики, иногда волшебники, иногда нарушители правил (вроде Оттавиано, который втайне от мамы делал гоголь-моголь с вином для внука). Одно я знаю точно: с ними никогда не было скучно! И их я никогда не забуду, так же как и Тонино никогда не забудет игры в привидение, волшебные фонарики на вишне, гусыню Альфонсину.

Советую прочитать эту очень трогательную книгу и детям, и их родителям.

3) С книгой Анджелы Нанетти я познакомилась случайно. Сначала меня привлекло необычное название: «Мой дедушка был вишней», потом интересные иллюстрации: привидения в простынях, гусыня в шляпе, мальчик на дереве. Потом я стала читать... и смогла остановиться только после того, как перевернула последнюю страницу. Здесь мне нравится всё! И общение маленького мальчика со своими бабушкой и дедушкой; и забавные, трогательные, по-дружески тёплые отношения в этой семье; и поведение очень по-итальянски темпераментной и вспыльчивой мамы; и даже наивное сравнение ребёнка себя с таксой («Неужели я ещё страшнее?»).

Жалею сейчас только об одном: прочитать такую книгу впервые можно только один раз, лишь однажды будут первые эмоции, смех и слёзы от этой книги! Завидую всем тем, кто будет её читать! Прочитайте, и вы непременно разделите мои чувства.

...

Задание 18

Напишите отзыв об одном из изученных или самостоятельно прочитанных вами литературных произведений. При написании пользуйтесь алгоритмами и речевыми клише из предыдущих упражнений.

...

Задание 19

Вы уже читали и писали отзывы о книгах, главными действующими героями которых являются люди. Напишите отзыв об одном из изученных или самостоятельно прочитанных вами произведений, посвящённых животным.

...

Задание 20

Ознакомьтесь с обучающими материалами, маркируйте по ходу чтения основные положения, которые необходимо отобразить при написании отзыва о мультфильме, кинофильме или спектакле, поставленном на основе словесного художественного произведения.

Экранизация — создание кино- и телефильмов на основе литературного произведения; интерпретация литературного произведения средствами кино.

Очень часто на основе художественных произведений создаются мультфильмы, спектакли, кинофильмы. Так, режиссёр А. А. Роу снял много художественных фильмов, в основе которых были русские народные сказки, литературные произведения, например: «Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др. Много художественных и анимационных фильмов снято по мотивам литературных сказок А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, по рассказам, повестям, романам известных писателей («Барышня- крестьянка», А. Сахаровым; «Война и мир», С. Бондарчуком; «Руслан и Людмила», А. Птушко; «Муму» Ю. Грымовым; и др.).

Описания природы, интерьера становятся основой для декораций, фоном действия мультфильма, кинофильма. Портреты и портретные характеристики героев воплощаются во внешности мультипликационных персонажей, во внешности актёров, исполняющих роли; размышления персонажа, о которых мы читаем в тексте, превращаются в его действия.

Иногда режиссёр сознательно делает отступления от текста произведения. Например, невозможно перевести в зрительные образы тропы. Иногда сценаристы и режиссёры сокращают текст произведения, выводят из действия некоторых персонажей или, наоборот, вводят новые колоритные образы, создают новые эпизоды. Об этом тоже стоит сказать в отзыве, подумать, с какой целью это сделано, отобразить то новое, что внёс сценарист, режиссёр.

В отзыве о художественном фильме или спектакле особенно подробно следует остановиться на игре актёров: удалось ли им создать образы героев, верите ли вы им. Если вы пишете отзыв о мультипликационном или анимационном фильме, тогда напишите, соответствуют ли графические образы их словесным описаниям.

В мультфильмах, кинофильмах, спектаклях обязательно действия, речь персонажей сопровождаются музыкой. Нравится ли вам музыка, которая звучит в эпизодах? Когда именно она звучит? Вызывает ли она те же чувства, что вы испытывали при чтении?

Оценив разные элементы художественного произведения — образы персонажей, композицию, цветовое и музыкальное оформление, — вы сможете сделать обоснованный вывод о том, что вам нравится в нём и почему. Иногда, чтобы написать хороший отзыв, нужно несколько раз внимательно просмотреть мультфильм, перечитать текст, лежащий в основе этого художественного произведения.

Задание 21

Прочитайте сочинение в жанре отзыва на экранизацию повести Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Оцените это сочинение с точки зрения соответствия жанровым особенностям отзыва.

С творчеством режиссёра Александра Роу я познакомилась давно: совсем маленькой девочкой я несколько раз смотрела его фильмы-сказки «Морозко», «Варвара-краса, длинная коса» и др. И вот вместе с мамой я посмотрела экранизацию повести Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Когда я читала повесть, то мне иногда сложно было представить колорит, понять героев. Фильм мне в этом очень помог. Весь фильм — очень добрый, забавный, яркий, — как одна большая иллюстрация. Уже первая сцена настраивает на восприятие весёлой, проникнутой народным юмором повести забавным музыкальным сопровождением: особый ритм, национальные мотивы, тональность меняются на протяжении всего фильма. Актёры так реалистично сыграли свои роли, так вжились, что никакое современное кино (на мой взгляд) не идёт в сравнение с их игрой. Что уж и говорить про Чёрта в исполнении великолепного Георгия Милляра! Помню этого актёра ещё по экранизированным сказкам того же Александра Роу в образе Бабы-яги, здесь он также неподражаем. Грим, национальные костюмы — выше всяких похвал!..

Если вы ещё не смотрели эту замечательную экранизацию, то сделайте это обязательно! Полтора часа доброго юмора и эстетического удовольствия вам обеспечены!

...

Задание 22

По литературным произведениям часто пишутся сценарии для кинофильмов и пьесы для театра, а затем они воплощаются в кинематографе или на сцене. Как вы думаете, набросками к эпизодам каких фильмов/мультфильмов, снятых по мотивам литературных произведений, могли бы быть рисунки, которые вы видите ниже? Вспомните, какие ещё художественные и анимационные фильмы, снятые по фольклорным и литературным произведениям, вы смотрели. Как вы думаете, чем именно эти тексты привлекли сценаристов и режиссёров? Напишите отзыв об одном из них (на ваш выбор).

Задание 23

Напишите отзыв об экранизации (или об эпизоде) одного из изученных или самостоятельно прочитанных вами литературных произведений.

...

Задание 24

Выпустите стенгазету, составленную из лучших отзывов о литературных произведениях, иллюстрациях к ним и экранизациях. Оформите стенгазету, дополнив её иллюстрациями, рисунками, фотоматериалами.