Учимся писать сочинение 6 класс - Е. С. Бирючева 2019


Рассказ

Рассказ — малая повествовательная форма сравнительно небольшого объёма, посвящённая одному, но важному событию в жизни человека.

Событие — это чаще всего случай из жизни самого рассказчика (либо произошедшее с ним, либо то, чему он был свидетелем). Этим обусловлена тональность личного переживания, свойственная большинству рассказов:

• рассказ-событие о недавнем происшествии,

• рассказ-воспоминание,

• биографический рассказ,

• рассказ-пересказ — переложение чужого устного рассказа или другого текста.

Рассказ строится по определённым законам композиции.

Композиция (от лат. слова compositio — составление, соединение) — построение литературного произведения.

Задание 25

Прочитайте теоретический материал о композиционных элементах рассказа. Заполните структурную схему «Композиционные элементы рассказа»: определите логику развития сюжета рассказа (так называемая «прямоточная» композиция).

Завязка — это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.

Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии события.

Развязка — результат развития события, его заключительный момент.

В рассказе могут быть вступление и заключение.

Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда, почему и с кем произошло то, о чём он решил рассказать, в заключении чаще всего даются размышления по поводу описанных событий.

Задание 26

Прочитайте рассказ, отмечая, как он построен, укажите композиционные элементы.

Мы с сынишкой собрались в лес по грибы. И только свернули тропой с просёлочной дороги, навстречу нам из лесу собака Клеопарда. Злющая — чистый волк.

Сынишка был впереди меня. Он хотел кинуться назад, ко мне, но я успел крикнуть ему:

— Только не беги! Иди. Как шёл.

Ускорив шаг, я поравнялся с сынишкой и взял его за руку. Ни ружья, ни палок у нас с собой не было: одни пустые корзинки. Обороняться было нечем.

А Клеопарда была уже в нескольких шагах от нас. Или мы ей дорогу должны были уступить, или она нам: тропа была узкая, а по сторонам — грязь.

— Вперёд без страха и сомнения! — произнёс я как можно веселее, крепко сжимая руку сынишки.

Клеопарда остановилась и молча оскалила зубы. Миг был решительный. Я ещё твёрже шагнул — раз. Два, три...

Свирепое животное вдруг прыгнуло в сторону и, увязая в глубокой грязи, прошло мимо нас стороной.

— Видишь? А ты хотел бежать.

— Ух, страшно!

— А убегать ещё страшней.

(В. Бианки)

Задание 27

Прочитайте фрагмент рассказа Н. Носова «Три охотника». Какой тип речи использован в тексте? Обратите внимание на то, как герой строит рассказ о событии.

Пошёл я однажды в лес, а ружьё дома забыл. Вдруг навстречу мне медведь. Я от него бежать. А он за мной. Я бегу быстро, ну а медведь ещё быстрей. Слышу, уже сопит за моей спиной. Я обернулся, снял с головы шапку и бросил ему. Медведь на минутку остановился, обнюхал шапку и опять за мной. Чувствую — опять настигает. А до дому ещё далеко. Снял я на ходу куртку и бросил медведю. Думаю: хоть на минуточку задержу его.

Ну, медведь разодрал куртку, видит — ничего в ней съедобного. Снова за мной. Пришлось мне бросить ему и брюки, и сапоги. Ничего не поделаешь: от зверя-то надо спасаться!

Выбежал я из леса в одной майке и трусиках. Тут впереди речка и мостик через неё. Не успел я перебежать через мостик — как затрещит что-то! Оглянулся я, а это мостик под медведем рухнул. Медведь бултых в речку! «Ну, — думаю, — так тебе и надо, бродяга, чтоб не пугал людей зря». Только под мостиком было неглубоко. Медведь вылез на берег, отряхнулся как следует и в лес обратно ушёл.

С какой целью, рассказывая о событиях прошлого, герой использует глаголы настоящего времени?

Рассказывая о каких-то событиях, мы используем особый тип речи — повествование. Основу повествовательного текста составляют глаголы. Часто события прошлого изображаются с помощью глаголов настоящего времени, что создаёт впечатление сиюминутности происходящего: Сижу я вчера в городском парке. Вдруг вижу...

Задание 28

Отредактируйте ученическое сочинение, заменяя повторяющиеся глаголы синонимами. Озаглавьте текст. Запишите исправленный вариант сочинения.

Текст для работы

Проба пера

Однажды я пошёл погулять во двор, но тут пошёл сильный снег. Я уже было пошёл домой, как вдруг увидел, что за мной шёл бездомный пёс. «Пошёл отсюда!» — хотел крикнуть я ему, но увидел, что пёс шёл, волоча раненую заднюю лапу. «Пошли со мной, Шарик!» — предложил я, и он как будто понял меня и замахал хвостом. Потом мы пошли ко мне домой. Шарик до сих пор живёт у нас.


Как построить рассказ о событии

1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать (он интересен, поучителен, забавен и др.). Случай с надувным матрасом.

2. Составьте примерный план-схему сюжета рассказа. Отдых. Море. Ветер. Уплывающий матрас. Спасение. Домой.

3. Напишите вступление, в котором расскажете о месте, участниках событий: Прошлым летом, когда я с родителями был в Сочи, с нами произошёл такой случай...

4. Расскажите о том, как начиналось событие (завязка): Мы пришли на пляж. Дул сильный ветер, и на море поднялись большие волны.

5. Перейдите к рассказу о событиях в их последовательности (развитие действия): Никто не ожидал... Вдруг видим... Затем... После этого... Помните, что наиболее полно в рассказе должно быть отражено главное событие (кульминация, развитие действия).

6. Расскажите об отношении участников события к происходящему: Отец сразу бросился в воду... Я заметил, что мама по-настоящему испугалась... После мы долго смеялись...

7. Опишите, чем закончилось событие (развязка): Так был спасён наш надувной матрас.

8. Если это необходимо, сделайте вывод из всего рассказанного (заключение): С тех пор мы больше не берём с собой надувной матрас на пляж. Или можете закончить рассказ традиционной фразой: Вот такая история произошла {когда, где, с кем).

Задание 29

Придумайте и запишите рассказ, опираясь на предложенный алгоритм. Используйте данные начало и концовку.

1) Как-то вечером я включил компьютер, чтобы поиграть.

...

С тех пор я не играю в компьютерные игры.

...

2) Тем утром я, как обычно, шёл в школу.

...

Так я убедился, что дорогу нужно переходить только по переходу.

Задание 30

Прочитайте фрагмент рассказа Ю. Коваля. О каком событии в нём рассказывается? Как вы думаете, чем могла закончиться эта история? Какой случай лёг в основу этого рассказа (трагический, мистический, смешной)? Допишите концовку рассказа.

Всем своим видом Тузик наводил ужас на людей. Он был велик и чёрен. К тому же он был усат, броваст и бородат. В этих зарослях горели два жёлтых неугасимых глаза и зияла огромная, мокрая, клыкастая пасть.

Как-то раз мы прогуливались по дачному посёлку. Дорога была пустынна, только одна фигурка двигалась навстречу. Это была бабушка в платочке, расписанном огурцами, с хозяйственной сумкой в руке.

Когда она поравнялась с нами, Тузик вцепился в хозяйственную сумку. Я испуганно дёрнул поводок. Тузик отскочил, и мы пошли дальше. Вдруг за спиной послышался тихий крик: «Колбаса!»

...

Задание 31

Прочитайте начало рассказа С. Баруздина «Лось в театре». На какие смысловые части можно разбить текст? По каким признакам можно определить, что это начало текста? Придумайте и устно расскажите продолжение рассказа.

В старом уральском городе построили новое здание театра. С нетерпением ждали горожане его открытия. Наконец этот день настал. Вернее, не день, а вечер — спектакль должен был начаться в семь тридцать.

Не было ещё и семи часов, а люди уже стали подходить к театру. Здесь, перед театром, совсем недавно разбили сквер.

Но что это?

В сквере важно расхаживал красавец лось. А вокруг него беспомощно бегали два милиционера с верёвками. Лось чувствовал себя довольно спокойно. С гордым видом шествовал он вокруг клумбы, останавливался, срывал верхней губой несколько цветков и вновь отправлялся в «кругосветное путешествие».

Задание 32

Прочитайте текст. Что вы думаете об этом методе обучения сочинению?

Итальянский писатель Джанни Родари придумал интересный метод обучения сочинению: он составлял «бином фантазии» из двух слов, между которыми нет на первый взгляд ничего общего, и предлагал написать рассказ, непременно использовав оба слова.

Возьмём, к примеру, два слова — БУТЕРБРОД и КИНО — и немного пофантазируем.

«Бутерброд всегда мечтал попасть в кино, однако Целлофановый Пакет, его единственный друг, никогда не слышал о кинотеатре и только удивлялся: «Зачем тебе какое-то там кино? Смотри лучше, как бы твой сыр не испортился...» Но вот однажды...»

Как бы вы закончили этот рассказ? Придумайте и допишите сочинение по «биному фантазии» «Бутерброд и кино».

...

Какие композиционные части рассказа пришлось вам дописать?

Задание 33

Напишите небольшой рассказ, к которому была бы применима мораль одной из басен И. А. Крылова. В какой композиционной части будет включена мораль?

...

Задание 34

Перед вами картина А. Венецианова «Вот те и батькин обед!» (1824). Как вы думаете, почему она так называется? Какой момент запечатлел художник? Почему рядом с мальчиком изображена собака? Что произошло с мальчиком до этого? О чём задумался мальчик? Как вы думаете, что будет дальше? Какие чувства вызывает у вас картина? На основе картины сочините рассказ и запишите его.

Поэт А. Усачёв так увидел эту картину:

Батька велел, уходя на покос,

Чтоб я поесть ему в поле принёс,

А ты опрокинул с обедом горшок...

Что ты наделал, глупый Дружок?

...

«О всемогущее заглавие! Ты часто пророк успеха! Ты для книги то же самое, что и убор для красавицы: чем пышнее, чем великолепнее, тем лучше, тем краше, тем интереснее становится и книга, и красавица».

(Из газеты «Северная пчела»)

Задание 35

Как вы думаете, почему заглавие названо «всемогущим»? Прочитайте русские народные пословицы и определите, к каким частям текста применимы эти выражения.

• Слово — стяг, дружину водит. ...

• Первый шаг всё определяет. ...

• Конец — делу венец. ...

Заглавие — название произведения, текста или его части.

Заголовок, начало и конец текста являются сильными позициями текста. Мы определяем, хочется ли нам прочитать книгу, уже по названию, по первым строчкам текста. Последние предложения произведения, его заключительная часть также находятся в сильной позиции, т. к. именно они — то последнее, что мы читаем. От этих строчек порой зависит наша итоговая оценка произведения, наше впечатление и желание порекомендовать или не порекомендовать книгу. «Тело текста» рассказа (основная часть) обычно строится как следование за хронологией события, причём рассказчик строит текст, создавая эффект присутствия при этом событии. Параллельно он выстраивает оценочный ряд повествования, заново переживая событие и открывая свои переживания слушателю. Завязка и развязка составляют так называемую композиционную рамку.

Выбор названия — долгий и мучительный процесс. Писатель часто меняет название в процессе создания литературного произведения. С одной стороны, заголовок открывает читателю путь в удивительный мир, рождённый фантазией и воображением, поэтому автору очень важно заинтересовать, привлечь внимание, вступить в диалог с читателем. С другой стороны, заголовок — это своеобразный ключ к произведению. Читатель уже после прочтения продолжает диалог с автором, пытается понять, почему было выбрано именно такое название, открывает для себя дополнительные смыслы.

Заголовок (заглавие) тесно связан с содержанием текста. Часто он прогнозирует это содержание, например, называет тему, главного героя, указывает время или место действия. А иногда заголовок подсказывает идею, содержит в себе обобщённый вывод в форме цитаты.

Заглавие может заключать в себе какой-либо образ, который с какой-то целью хочет выделить автор: образы персонажей («Мальчики» А. П. Чехова), образы животных или природы («Каштанка» А. П. Чехова), место, время действия рассказа и пр. Часто название содержит в себе авторскую эмоциональную оценку того, что будет изображено в тексте. При этом полный смысл и понимание авторской оценки открываются только после прочтения всего текста («Чудесный доктор» А. И. Куприна).

• Как вы думаете, почему сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» имеет двойное название? Попробуйте убрать вторую часть названия. Что изменится в нашем восприятии произведения?

...

• Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?

...

• Почему повесть И. С. Тургенева была названа «Муму»? только ли образ собачки Герасима вынесен в заглавие? Или оно говорит о чём-то большем? Вспомните происхождение имени Муму.

...

Задание 36

Предположите, о чём пойдёт речь в рассказе с названием «Вот так улов!», завязкой «В субботу я решил порыбачить на утренней зорьке»? А теперь прочитайте рассказ.

Я остановился у лесной полянки и не мог подойти близко к пруду, потому что около пруда стояла лосиха. Прошло минут десять. Лосиха не уходила, топталась на месте. Тут я разглядел в топком пруду лосёнка. Малыш увяз в иле и не мог вылезти. Подойти и помочь ему было опасно. Но я поборол страх и осторожно приблизился к берегу. Лосиха осмотрелась и отошла в сторону, тогда я вынес лосёнка на сушу. Он лизнул меня в щёку и побежал к матери. Они быстро скрылись в берёзовой роще.

(По В. Бианки)

Каким образом заглавие связано с последующим содержанием? В каком значении автор использует слово «улов»? Чем необычен подобный заголовок?

Задание 37

Прочитайте рассказ В. Осеевой «Кто хозяин?». Как вы думаете, почему в названии рассказа употреблено вопросительное предложение? Выделите в тексте композиционные элементы.

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!

— Нет, моя, — сердился Ваня, — я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

— Моя! Моя! — кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

— Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

— Чья собака? — сердито закричал он.

— Моя, — сказал Коля.

Ваня молчал.

...

Задание 38

Прочитайте рассказ А. Грина «Зелёная лампа», который разделён автором на две части. Закончив чтение одной части, сделайте паузу, озаглавьте первую часть, а затем найдите продолжение, прочитайте и озаглавьте вторую часть. Объясните, почему вы выбрали именно такие заголовки.

I. ...

В Лондоне в 1920 году, зимой, на углу Пикадилли и одного переулка, остановились двое хорошо одетых людей среднего возраста. Они только что покинули дорогой ресторан. Там они ужинали, пили вино и шутили с артистками из Дрюриленского театра.

Теперь внимание их было привлечено лежащим без движения, плохо одетым человеком лет двадцати пяти, около которого начала собираться толпа.

— Стильтон! — брезгливо сказал толстый джентльмен высокому своему приятелю, видя, что тот нагнулся и всматривается в лежащего. — Честное слово, не стоит так много заниматься этой падалью. Он пьян или умер.

— Я голоден ... и я жив, — пробормотал несчастный, приподнимаясь, чтобы взглянуть на Стильтона, который о чём-то задумался. — Это был обморок.

— Реймер! — сказал Стильтон. — Вот случай проделать шутку. У меня явился интересный замысел. Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки.

Эти слова были сказаны тихо, так что лежавший, а теперь прислонившийся к ограде человек их не слышал.

Реймер, которому было всё равно, презрительно пожал плечами, простился со Стильтоном и уехал коротать ночь в свой клуб, а Стильтон, при одобрении толпы и при помощи полисмена, усадил беспризорного человека в кэб.

Экипаж направился к одному из трактиров Гайстрита. Беднягу звали Джон Ив. Он приехал в Лондон из Ирландии искать службу или работу. Ив был сирота, воспитанный в семье лесничего. Кроме начальной школы, он не получил никакого образования. Когда Иву было 15 лет, его воспитатель умер, взрослые дети лесничего уехали — кто в Америку, кто в Южный Уэльс, кто в Европу, и Ив некоторое время работал у одного фермера. Затем ему пришлось испытать труд углекопа, матроса, слуги в трактире, а 22 лет он заболел воспалением лёгких и, выйдя из больницы, решил попытать счастья в Лондоне. Но конкуренция и безработица скоро показали ему, что найти работу не так легко. Он ночевал в парках, на пристанях, изголодался, отощал и был, как мы видели, поднят Стильтоном, владельцем торговых складов в Сити.

Стильтон в 40 лет изведал всё, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище. Он владел состоянием в 20 миллионов фунтов. То, что он придумал проделать с Ивом, было совершенной чепухой, но Стильтон очень гордился своей выдумкой, так как имел слабость считать себя человеком большого воображения и хитрой фантазии.

Когда Ив выпил вина, хорошо поел и рассказал Стильтону свою историю, Стильтон заявил:

— Я хочу сделать вам предложение, от которого у вас сразу блеснут глаза. Слушайте: я выдаю вам десять фунтов с условием, что вы завтра же наймёте комнату на одной из центральных улиц, во втором этаже, с окном на улицу. Каждый вечер, точно от пяти до двенадцати ночи, на подоконнике одного окна, всегда одного и того же, должна стоять зажжённая лампа, прикрытая зелёным абажуром. Пока лампа горит назначенный ей срок, вы от пяти до двенадцати не будете выходить из дому, не будете никого принимать и ни с кем не будете говорить. Одним словом, работа нетрудная, и, если вы согласны так поступить, — я буду ежемесячно присылать вам десять фунтов. Моего имени я вам не скажу.

— Если вы не шутите, — отвечал Ив, страшно изумлённый предложением, — то я согласен забыть даже собственное имя. Но скажите, пожалуйста, — как долго будет длиться такое моё благоденствие?

— Это неизвестно. Может быть, год, может быть, — всю жизнь.

— Ещё лучше. Но — смею спросить — для чего понадобилась вам эта зелёная иллюминация?

— Тайна! — ответил Стильтон. — Великая тайна! Лампа будет служить сигналом для людей и дел, о которых вы никогда не узнаете ничего.

— Понимаю. То есть ничего не понимаю. Хорошо; гоните монету и знайте, что завтра же по сообщённому мною адресу Джон Ив будет освещать окно лампой!

Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом.

Прощаясь, Стильтон сказал:

— Напишите до востребования так: «3-33-6». Ещё имейте в виду, что неизвестно когда, может быть, через месяц, может быть, — через год, — словом, совершенно неожиданно, внезапно вас посетят люди, которые сделают вас состоятельным человеком. Почему это и как — я объяснить не имею права. Но это случится...

— Чёрт возьми! — пробормотал Ив, глядя вслед кэбу, увозившему Стильтона, и задумчиво вертя десятифунтовым билетом. — Или этот человек сошёл с ума, или я счастливчик особенный. Наобещать такую кучу благодати только за то, что я сожгу в день пол-литра керосина.

Вечером следующего дня одно окно второго этажа мрачного дома № 52 по Ривер-стрит сияло мягким зелёным светом. Лампа была придвинута к самой раме.

Двое прохожих некоторое время смотрели на зелёное окно с противоположного дому тротуара; потом Стильтон сказал:

— Так вот, милейший Реймер, когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбнитесь. Там, за окном, сидит дурак. Дурак, купленный дёшево, в рассрочку, надолго. Он сопьётся от скуки или сойдёт с ума... Но будет ждать, сам не зная чего. Да вот и он!

Действительно, тёмная фигура, прислонясь лбом к стеклу, глядела в полутьму улицы, как бы спрашивая: «Кто там? Чего мне ждать? Кто придёт?»

— Однако вы тоже дурак, милейший, — сказал Реймер, беря приятеля под руку и увлекая его к автомобилю. — Что весёлого в этой шутке?

— Игрушка... игрушка из живого человека, — сказал Стильтон, самое сладкое кушанье!

II. ...

Объясните смысл названия рассказа. Почему автор не назвал рассказ «Игрушка из живого человека», «Глупая шутка», «Джон Ив»? Изменится ли что-то от замены заглавия рассказа?

...

Задание 39

Проанализируйте названия известных вам книг, опираясь на их содержание. Каким образом они соотносятся?

...

Завязка (как правило, первые предложения произведения) играет важную роль в композиции рассказа. Она должна обращать внимание на детали, удивлять, но не затягивать сюжет. Принцип «держи, а то уйдёт» предполагает некую установку на интерес, интригу.

Аристотель писал, что начало текста является «показателем содержания», «оправданием», «обвинением»; оно может сделать слушателя или читателя благосклонным или рассердить, а иногда рассмешить.

Задание 40

Сравните два начала рассказа. Какое из них вызывает улыбку, а какое настраивает на размышления? Почему?

Утро

Утро! Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Моё утро

Уже утро? Не может быть! Неужели я опять проспал? Что же придумать для учителя на этот раз?

...

Можно выделить три вида завязки:

1) обращение к читателю (Знаете ли вы, что такое...?);

2) общая мысль (Верно говорят, что...);

3) описание места действия, времени действия, действующих лиц (завязка в этом случае равна вступлению).

Развязка — заключительный момент в развитии действия, который содержит оценку событий, происходящего, к которой пришёл автор. Иногда развязка не пояснена, не обозначена — так называемый «открытый финал», при котором автор позволяет «додумать», домыслить финал за автора.

Развязка может быть неожиданной, внезапной, интригующей, заставляющей читателя анализировать и вспоминать всё содержание текста.

Задание 41

Перечитайте финал рассказа «Зелёная лампа». Объясните, почему автор не закончил повествование после слов «... имена приходящих больных»? Что даёт для общего восприятия рассказа такой финал? Как финал рассказа соотносится с заглавием и основной мыслью всего текста?

Ив вынул часы.

— Десять часов. Вам пора спать, — сказал он. — Вероятно, через три недели вы сможете покинуть больницу. Тогда позвоните мне, — быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории: записывать имена приходящих больных. А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте ... хотя бы спичку.

...

Задание 42

Прочитайте стихотворный рассказ М. Яснова «Кисуня и Крысуня» (Колобок, 1979. № 3). Предположите, какой может быть развязка.

Безоблачным утром в начале июня

На тёплом крылечке лежала Кисуня.

Скучала, зевала да лапу лизала.

А мимо Кисуни Крысуня бежала.

Сказала Крысуня: «Ах, что за манеры!

Скажите, ну кто ж так зевает без меры?

Пора вам запомнить, пора вам понять,

Что лапою нужно свой рот прикрывать!

К тому же, какая привычка дурная:

Облизывать лапы, покоя не зная?

Пора вам запомнить, пора вам понять:

На лапах — микробы, нельзя их лизать!

К тому же, ужасная поза, не так ли?

В ней гордости нет, дорогая, ни капли!

Пора вам запомнить, пора вам понять:

На улице нужно красиво лежать!..»

Безоблачным утром в начале июня

На тёплом крылечке лежала Кисуня,

...

Прочитайте окончание истории о Кисуне и Крысуне. Оправдались ли ваши предположения?

Зевала, скучала, тихонько урчала...

Внутри у Кисуни Крысуня молчала.

Обратите внимание, что автор использует одинаковые строки для начала и финала рассказа. Такая композиция называется кольцевой. Как вы думаете, с какой целью автор закольцовывает свой рассказ?

Саспенс — состояние тревожного ожидания, беспокойства. В русском языке этот термин употребляется только применительно к кинематографу и изредка к литературе. Саспенсом обозначают художественный эффект, особое тревожное состояние зрителя при просмотре киноленты.

В литературе саспенсу соответствует момент кульминации или развязки, сильные позиции текста, удерживающие наше внимание, заставляющие перечитать эти строки ещё раз.

Задание 43

Прочитайте первую часть рассказа «Белый гусь». Предположите, какой случай лёг в основу этого рассказа: юмористический, трагический, поучительный, тревожный? Почему вы так думаете? Обратите внимание на слова мальчиков, обращённые к Белому гусю. О чём может дальше пойти речь?

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.

Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши.

Этой весной, как только пообдуло просёлки, я собрал свой велосипед, приторочил к раме пару удочек и покатил открывать сезон. Когда я проезжал мимо деревни, Белый гусь, заметив меня, пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.

— Вот собака! — сказал прибежавший деревенский мальчик. — Другие гуси как гуси, а этот... Никому прохода не даёт. У него сейчас гусята, вот он и лютует.

Теперь только я разглядел, что одуванчики, среди которых стоял Белый гусь, ожили, и сбились в кучу, и испуганно вытягивают жёлтые головки из травы.

— А мать-то их где? — спросил я Стёпку.

— Гусыню машина переехала.

Гусь продолжал шипеть.

— Легкомысленная ты птица! А ещё папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение...

Ответьте на эти вопросы к первой части рассказа и продолжите чтение.

Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжёлой стеной, без просветов, без трещинки и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.

Гуси перестали щипать траву, подняли головы. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку.

Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки.

Вдруг по козырьку кепки что-то жёстко стукнуло, и к моим ногам скатилась белая горошина.

Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града.

Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.

Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.

Гуси не выдержали и побежали. Они бежали, полу зачёркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спинам. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и жёлтый одуванчик, иссечённый градом, поникал в траву.

А гуси всё бежали, пригибаясь к земле, тяжёлыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка и береговые обрезы. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши — те немногие, которые ещё успели добежать.

К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине...

Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссечённые гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.

На середине луга никак не растаивала белая кочка. Я подошёл ближе. Это был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.

Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу.

(По Е. И. Носову)

Задание 44

Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ? Оправдались ли ваши предположения после прочтения первой части рассказа относительно его финала? Промаркируйте текст, выделяя слова-характеристики Белого гуся до дождя и града и после. В какой композиционной части и при помощи каких средств автором создаётся ощущение беспокойства?

Придумайте своё название этому рассказу, объясните выбор такого заглавия.

...

Задание 45

Как вы думаете, о чём может пойти речь в рассказе с заглавием «Олимпиада»? Прочитайте предложенные варианты завязки и развязки. Подтвердились ли ваши ожидания? Напишите рассказ.

Завязка

Развязка

Однажды к нам в класс пришла новенькая — Липка, или, как её представил нам наш классный руководитель Виктор Степанович, — Олимпиада.

Вот так наша Липка доказала, что она крепкой породы!

Задание 46

Прочитайте рекомендации для написания рассказа. Если необходимо, кратко поясните отдельные пункты.

1. Выберите действующее лицо.

2. Придумайте событие, которое будет иметь начало и конец (по продолжительности, месту действия).

3. Следуя всем композиционным элементам, пропишите канву рассказа:

— вступление

— завязка

— развитие действия (форма повествования, глаголов)

— кульминация

— развязка

4. Напишите на каждый композиционный элемент по предложению, распространите информацию до абзацев.

5. Проверьте рассказ на наличие лирических отступлений, пространных экскурсов из прошлого героя, неважных отступлений.

6. Озаглавьте рассказ.

7. Перепишите рассказ.

Сочините рассказ по представленному алгоритму. Презентуйте своё творение классу.

...