Учимся писать сочинение 6 класс - Е. С. Бирючева 2019


Письмо

Письмо — эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определённому лицу с постановкой какого-либо важного вопроса; написанный текст, посылаемый для сообщения какой-либо информации кому-нибудь.

Адресант — тот, кто адресует кому-либо письмо.

Адресат — предполагаемый получатель письма.

Задание 47

Прочитайте письмо Петра Гринёва из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» родителям и ответьте на вопросы:

— Как начинается письмо?

— Можно ли отнести к содержанию письма два первых предложения? Как можно назвать эту часть сочинения?

— Какое событие нашло отражение в письме Петра Гринёва?

Письмо Петра Гринёва родителям

Дорогие мои батюшка Андрей Петрович и матушка Авдотья Васильевна! Пишу вам в надежде, что поймёте меня и благословите на брак с Марьей Ивановной, дочерью капитана Миронова, под началом которого я служу. Маша — чудесная девушка, я люблю её больше жизни и хочу, чтобы она стала моей женой. Матушка, батюшка, когда вы увидите Машу, вы тоже её полюбите, потому что нельзя её узнать и не полюбить. Родители Маши — простые и добрые люди. Отец её, Иван Кузьмич, комендант нашей крепости, честный и благородный человек, и Василиса Егоровна, Машина матушка, очень добра со мной и относится ко мне, как к родному сыну. У Марьи Ивановны нет приданого, но это меня не страшит. Главное, что я люблю её и она любит меня. Молю Бога и надеюсь на согласие ваше и родительское благословение.

Остаюсь вам покорный сын ваш Пётр Гринёв.

...

Задание 48

Прочитайте письмо героя художественного произведения с фронта. Сформулируйте жанровые особенности письма:

— Какие обязательные структурные компоненты должны найти отражение в личном письме?

— Каким образом в сочинении обозначены адресат и адресант?

— В какой форме употреблены глаголы в письме и почему?

Милый мой сыночек! Дорогой мой человечек, Николенька, здравствуй!

Дали нам небольшую передышку, и спешу скорее написать тебе. Получил последнее твоё письмо. Вот они, все тут передо мной. Читаю их и перечитываю, держу их всегда при себе, у сердца. А начинаю читать, так Звягинцев (помнишь, я писал

тебе о нём, вместе служим) смеётся надо мной, что я от тебя весточки читаю, как холодную воду пью, маленькими глотками, часто отрываясь и снова жадно припадая к краю ведра. А как же иначе?..

Ты просишь рассказать, как я воюю, какие подвиги совершил, какие награды получил, жалеешь, что таких маленьких, как ты, на фронт не берут. Знаешь, сын, я тебе на это отвечу так. Войну и взрослый человек не всегда достойно выдержит, а уж таких, как ты, юных и чистых, просто покалечит, души ваши невинные покалечит. Да мы и на войне всё больше мирную жизнь вспоминаем.

Стояли мы тут на привале в хуторе одном, местность красивая, хатки белые, речка в зарослях ракит, сады кругом. Красота! А вокруг хутора поля, хлеба на них до чего хороши! Скинуть бы сейчас, думаю, гимнастёрку, окунуться в это море пшеницы и жать до пота, до приятной усталости, что с ног валит. И вижу, что и товарищам моим хочется мирным трудом заняться. Смотрю на них и думаю, что только вчера они вели бой, а сегодня уже войны как и нет. Немного отдохнули — и вот уже об урожае говорят. Звягинцев возится с трактором, Лопахин хлопочет, как бы раков сварить. Всё ясно, всё просто. Война, Коля, это вроде подъёма на крутую гору: победа там, на вершине, вот и идут, не рассуждая по-пустому о неизбежных трудностях пути. Собственные переживания на заднем плане, главное — добраться до вершины, добраться во что бы то ни стало! Скользят, обрываются, падают, но снова поднимаются, встают и идут. Какой дьявол может остановить их? Ногти оборвут, кровью истекут, а подъём все равно возьмут. Хоть на четвереньках, но долезут! Вот, Коля, какая сила духа у нашего народа. Гордись им.

А товарищи у меня верные, добрые. Я писал тебе о Звягинцеве, но ты просишь рассказать о подвигах. Ну что ж, можно и об этом.

Подружился я здесь с хорошим, славным человеком Петей Лопахиным. А судьба свела нас в бою. Танки отбивали. И отчаянно же дрался Пётр! Настоящий герой! Завалило его окоп землёй, танк прошёлся по нём, а он выбрался из-под земли да по танку бронебойным. И подбил ведь! Герой! А собеседник какой интересный! Может и рассмешить, и успокоить, и раззадорить, и обстановку разъяснить. Роднее его у меня здесь никого нет.

Недавно шли на передовую, а возле ветряной мельницы босой белоголовый мальчик, лет семи, пас гусей. Побежал он ближе к дороге, остановился, смотрит на нас восхищённо. А я посмотрел на него пристально и в изумлении раскрыл глаза: до чего же похож на тебя! Такие же, как у тебя, голубые глаза, волосы, будто лён. Так и нахлынули на меня воспоминания, так и сжалось сердце. Где ты, мой дорогой сын, Коля Стрельцов?.. А тот стоит на своём месте да машет нам вслед своей загорелой ручонкой. И к горлу снова подступил горячий комок. Но ты, сын, не думай, что отец у тебя слабый, чуть что — раскис. Уж очень он похож на тебя.

А шли мы в бой, чтоб защитить этого мальчонку. А вместе с ним и тот хутор, и тебя, сын, и Родину нашу.

А бой тяжёлый был. Трижды отбивали атаки фрицев. И танки на нас шли, и самолёты бомбили, и пехота поливала смертельным огнём. А мы выжили. Разве мог погибнуть твой отец, когда рядом такие товарищи?

И хочется мне написать тебе, Коля, об одном нашем пареньке. Кочетыгов его фамилия. Уже четыре танка мы подбили, а тут пятый успел подойти к линии обороны, совсем рядом с нами. И встал ему навстречу ефрейтор, маленький, юркий Кочетыгов. Взмахнул рукой и тот час же упал, а навстречу грохочущей гусеницами стальной громадине, описывая тяжёлую дугу, полетела противотанковая граната. Остановил он его, не дал добраться до нас. Но и сам остался на поле боя.

Ты, Коля, запомни его фамилию. Таких людей нельзя забывать.

Да, надолго нам запомнился тот бой. И всё-таки мы выстояли, отстояли ту высоту и заставили бежать фашистов. Большой и дорогой ценой досталась нам эта победа. Друг мой Звягинцев был тяжело ранен в ноги, да и меня немного оглушило. Но ты не пугайся, из медсанбата я выписался, встретился со своими однополчанами. Правда, мало нас осталось.

Коля, сын, помни, что ты остался в доме за старшего из мужчин. Тяжело тебе приходится, знаю. Но надо выстоять. Заботься о младшем, помогай бабушке, она у нас замечательная. А если маму встретишь, не чурайся её, не суди её строго, в жизни всякое случается.

Ну вот, Николенька, написал письмо, как будто поговорил с тобой. Жду от тебя весточки. Обнимаю тебя крепко, по-мужски. А ты поцелуй за меня братишку и бабушку. Всё, заканчиваю. Сигнал к сбору.

До свидания, сын. Твой папа. 24. Июнь. 1942 год

...

Задание 49

Опираясь на материалы предыдущих упражнений и материалы таблицы, напишите небольшое личное письмо другу.

Задание 50

Прочитайте высказывания писателей и сформулируйте на основе их содержания один из важных советов — как писать письма.

1) Это уж давно было сказано на свете, что слог у писателя образуется тогда, когда он хорошо знает того, кому пишет. (Н. Гоголь)

2) Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь всё лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова. (К. Паустовский)

3) «Весна на Крутой речке. Посвящается Матери», — озаглавил я свои крутореченские записки. И когда я писал, думал о Матери, боялся хотя бы на йоту погрешить против правды. «Стану читать, она почувствует фальшь, покраснеет, опустит глаза...» (Е. Пермитин)

4) Я понял вдруг, что настоящая картина, как и стихотворение, должна посвящаться кому-то, она должна адрес иметь. (Д. Гранин)

5) Меня никогда не отпускает мысль, что я пишу для кого- то. Обязательно для кого-то. (Б. Катаев)

6) Надо всегда конкретно представлять себе или воображать читателя будущей работы и как бы записывать свою беседу с ним. Пусть этот воображаемый читатель будет скептик, заядлый спорщик, не склонный принимать на веру что бы то ни стало. (Д. С. Лихачёв)

...

Задание 51

Проанализируйте сочинение учащегося в жанре письма с точки зрения соблюдения в нём жанровых особенностей.

Здравствуйте, мои любимые тётя Маруся и дядя Митя!

Пишу вам из блокадного Ленинграда. Сегодня 13 ноября 1941 года. Мне недавно исполнилось восемь лет, но в этот день рождения со мной была только Санька, моя любимая сестрёнка. Отец ещё 17 августа ушёл на фронт. Сначала нам приходили письма от него, но вот уже как два месяца мы с сестрой не получили о нём ни одного известия. Мама тяжело переживала уход отца на фронт, а когда в Ленинграде началась блокада, она заболела и начала тяжело кашлять. Иван Петрович, который был нашим лекарем уже много лет, сказал, что надежды на её выздоровление нет, что это какая-то тяжёлая инфекция и что мама не проживёт и больше месяца. Мы с Санькой не верили, надеялись, что мама сегодня или завтра будет здорова, снова как прежде будет улыбаться, обнимать своими мягкими, тёплыми руками и ласково целовать перед сном, но чудо не произошло. Мама умерла 10 октября. Теперь мы остались только вдвоём с сестрой. Есть в городе нечего, нам выдают по 125 граммов хлеба. Чтобы растянуть его на день, мы отламываем маленький кусочек и рассасываем, как конфету. Из-за голода люди стали видеть еду во всём: некоторые изголодавшиеся и сильно измождённые ленинградцы уезжают в поля и там руками роют замёрзшую землю, отыскивая остатки картофеля, люди стали охотиться на птиц, кошек, собак и даже крыс, а из аптечек исчезло всё, что можно было бы хоть как-нибудь применить в качестве еды. Все, кто остались с нами в доме, варят суп из столярного клея, который стал практически единственной едой и для нас с Санькой. Сейчас в городе постепенно становится холодно, и по возможности мы стараемся не выходить из нашей комнаты, температура в которой, правда, практически ничем не отличается от температуры на улице. Иногда я и Санька часами сидим в нашей пустой и холодной комнате, прижавшись друг к другу, чтобы хоть как-то согреться, и смотрим в пустоту или на нашу единственную уцелевшую семейную фотографию, где мы все вместе. Сразу вспоминаем нашу прежнюю жизнь, и становится очень грустно, что так больше никогда не будет. Санька сразу же плачет, она часто плачет, особенно когда в городе начинается очередная бомбёжка, и становится невыносимо страшно. Я старше, и поэтому стараюсь всячески её успокаивать, хотя сама тоже едва сдерживаю слёзы. Людей в городе становится всё меньше, некоторые умирают от голода и холода прямо на улицах по пути на завод или домой. Умерших настолько много, что их уже не хоронят, а так и оставляют лежать на улицах. Это ужасное зрелище, я стараюсь, чтоб хотя бы Санька не видела этого кошмара, ведь она ещё совсем маленькая. С каждым днём надежда на спасение и нормальную жизнь тает на глазах. В нашем доме практически не осталось людей. Все умерли. Только Иван Петрович, инвалид, и Мария Игнатьевна, семидесятилетняя старушка, по- прежнему живут с нами и пытаются хотя бы чем-нибудь нас накормить и обогреть, но, несмотря на всё это, мы всё-таки не перестаём надеяться и мечтать, что победим этих ужасных фашистов и будем жить в мирном и так любимом нами городе. Я надеюсь, что ещё встречусь с вами, и вы как прежде будете угощать нас своими пирожками с картошкой, а Санька снова будет падать с качели, которую дядя Митя сделал специально для неё, и будет так отчаянно плакать, что мы ещё долго будем её успокаивать, а потом все вместе смеяться и радоваться. Я верю, что сбудется моя мечта и я стану учительницей, как мама, верю, что вернётся отец с фронта живой и здоровый и будет нам рассказывать о своих военных походах. Ведь если о нём нет вестей, то это не значит, что он погиб, правда? Я вынуждена закончить своё письмо к вам, потому что на улице уже темнеет, а в комнате совсем нет света.

Любимым тёте Марусе и дяде Мите от Кати Маркушевой.

13.11.1941

Задание 52

Допишите пропущенные шаги при написании письма.

Алгоритм написания письма:

1. Начните с приветствия или обращения (имя того, кому предназначено письмо, можете использовать речевые клише: ...).

2. При желании можете написать вступление, содержащее вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, ... .

3. Подумайте, что именно вы хотите отразить в письме и напишите ... (изложение информации, интересующей адресата).

4. Завершите своё письмо написанием заключения, которое будет содержать слова уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5. Проверьте своё письмо с точки зрения грамотности.

Задание 53

Напишите письмо любимому литературному герою, кратко опишите историю вашего знакомства с ним; выскажите в письме благодарность выбранному персонажу за те нравственные уроки, которые он вам преподал.

Задание 54

Прочитайте сочинение «Неотправленное письмо». В чём особенность композиции этого сочинения? Найдите информацию о подвигах, совершённых на войне. Напишите по аналогии письмо от имени однополчанина того, кто совершил этот подвиг.

14/10.1942

Милая моя сестричка Анечка!

Родной мой человечек, здравствуй! Знаю, что ты волнуешься, ждёшь от меня весточки. Аня, не ругай, писать некогда. Я на Сталинградской земле. Ты, наверно, слышала, какие идут бои. Здесь ад. Смерть и ужас окружают меня. Страшно ли мне? Да! К смерти нельзя привыкнуть, только дурак смерти не боится. Но отступать — ни-ни! Не такие мы, Барсуковы! Папка защищал Царицын, а я — Сталинград. Даже не верится, что когда-то это был цветущий город. Фрицы проклятые бомбят город беспощадно, почти стёрли с лица земли...

Здесь я с конца июля в составе 791-й зенитно-пулемётной роты. Бои... Бои... Бесконечные бои. И танки на нас шли, и самолёты бомбили ...

Расскажу только тебе, милая моя Анечка, что случилось совсем недавно, 18 сентября. Нас с сержантом Андриенко, моим командиром, отрезало от роты и взвода. А у нас всего две связки гранат. И танк, который ползёт прямо на нас. Смотрю: Андриенко — к воронке, я за ним, помочь, прикрыть. Взрыв... Никифор, мой сержантик, лежит весь в крови, но, слава Богу, живой. Тащу его, а сама плачу, не вижу, что впереди. И только одна мысль: «Миленький, потерпи, не умирай!» И что ты думаешь, Аня? Осилила. Дотащила до своих. Живой ли?

А во время небольших передышек между боями часто смотрю на нашу фотографию и вспоминаю мирную жизнь, Железноводск, школу. Помнишь, как я играла в театре? Ты ещё говорила мне: «Быть тебе, Машка, артисткой».

А дорога в военкомат? Надеюсь, ты поняла, что я пыталась развеселить тебя, папу, маму, хотя в горле стоял ком.

Анечка, прости, дорогая бросаю писать. Слышу гул ненавистных юнкерсов. Один, два, три... восемнадцать!

P.S.

Уважаемая Анна Фёдоровна!

Сообщаю Вам, что Ваша сестра, Барсукова Мария Фёдоровна, не пропала без вести, как считалось более сорока лет, а погибла в неравном бою с 18 бомбардировщиками. Я видела, как Мария, оставшись одна в расчёте, сбила одной удачной очередью Ю-87. Он загорелся и взорвался. Тогда оставшиеся 17 самолётов развернулись в строй, и все по очереди стали пикировать на машину с пулемётной установкой. А Мария продолжала вести бой, принимая огонь на себя, даже когда пламя от взрывов подобралось к ногам Вашей сестры.

Про таких, как Мария, Чуйков говорил: «Зенитчик не может не видеть врага, он смотрит в глаза летающей смерти, укрытий для него нет».

Мария Барсукова смотрела в глаза смерти и с честью её приняла, выполнив свой солдатский долг перед Родиной и народом.

Санинструктор Мария Матвеева

Весна 1983 г.

Задание 55

Прочитайте приведённые ниже письма. Охарактеризуйте отношения адресата и адресанта в этих письмах. Каковы цели каждого из писем?

1) Многоуважаемый Александр Дмитриевич!

Спешу уведомить Вас о том, что в нашем выставочном зале состоится выставка молодых художников. Мы приглашаем Вас на торжественное открытие, которое состоится 12 июня 2007 года. Надеемся, что Вы не откажетесь от приглашения и выступите с приветственной речью от Вашего учреждения культуры.

С уважением к Вам, Директор музея искусств Л. Сафронова

2) Привет, Женя!

Я сейчас живу в Москве, в студенческом общежитии на Юго-Западной. У меня ещё нет телефона, но мы можем пока общаться по переписке.

Как ты знаешь, в октябре у меня день рождения. Приезжай обязательно! Мы съездим в парк «Царицыно», на ВДНХ и в парк Горького. Будет здорово! Адрес на конверте. Жду!

14 сентября 2008 г.

Катя

...

Каковы же признаки официальных деловых писем?

1) ...

2) ...

3) ...

Структура официального письма

Обращение (уважительное, с указанием должности, звания и т. д.);

Основная часть делового сообщения;

Концовка (формулы прощания, выражения вежливости);

Подпись;

Обозначение места и времени.

Задание 56

Определите, присутствует ли форма вежливого обращения в личных официальных письмах М. В. Ломоносова? Выделите языковые средства, усиливающие вежливость. Объясните, с помощью чего развёртываются обращения.

Сиятельнейший рейхс-граф,

милостивейший Михайло Ларионович!

... В надежде на высокую вашего сиятельства милость принимаю дерзновение утруждать вас, милостивого государя, всеуниженным прошением, касающимся больше до общей, нежели до моей пользы, в котором уповаю милостивейшего от вашего сиятельства извинения, когда вам усердные труды мои представляю.

(М. И. Воронцову, 1759)

... Неоднократно писал я к его сиятельству и к вашему высокородию от истинного усердия к расширению наук в отечестве в Москву и на Украину и представлял здесь словесно и письменно о исправлении застарелых непорядков.

(Г. Н. Теплову, 1761)

В письмах М. В. Ломоносова слова вы, ваш, вашему пишутся со строчной буквы, а сейчас в личном официальном письме их обычно пишут с прописной буквы: Ваш, Вашему, Вас.

Прописная буква употребляется не только в местоимениях Ваш, Вашему, но и в обозначении должности (Ректор, Генеральный директор) в заключительной формуле письма:

Личное официальное письмо может оканчиваться формулой прощания без упоминания должности или занимаемого положения:

Задание 57

Формы речевого этикета используются не только в устной речи, но и в письменной. Прочитайте фрагменты поздравительных писем. Как вы думаете, останутся ли Наташа и Володя друзьями адресанта?

1) Дорогая Наташка! Мне ли не знать, как ты стесняешься своей фигуры. Желаю тебе в новом году сбросить лишние килограммы. Ручаюсь, тогда все на тебя будут глядеть по-новому!

2) Милый Вовястик! Наш дорогой поэт! Всю жизнь ты пытаешься написать хоть одно стихотворение, за которое тебе потом не будет стыдно. Пусть это произойдёт в наступающем году!

Напишите своим друзьям поздравительные письма, которые вы сможете отправить по электронной почте. Пожелайте каждому, чтобы все его мечты сбылись. Постарайтесь при этом никого не обидеть.

Задание 58

Напишите от имени своего класса поздравительное письмо учителю вашей школы, который стал победителем конкурса «Учитель года». Будет ли отличаться лексика, использованная вами для написания поздравительного письма из предыдущего упражнения, от той, что будет использована в этом письме?

Можете включить в своё письмо следующие фразы:

• Поздравляем Вас с ...

• Просим Вас принять наши поздравления от всего сердца...

• Благодарю Вас за поддержку ...

• С большим удовольствием узнал, что ...

Задание 59

Представьте себе ситуацию, что вы уехали на соревнования (по шахматам, лёгкой атлетике или на конкурс художественного мастерства) во время учебного года. Сообщите о причинах вашего отсутствия классному руководителю в официальном письме-извинении.

Можете использовать подходящие речевые клише, характерные для писем-извинений:

• Благодарю Вас за приглашение на... Я с удовольствием принял бы его, но, к сожалению, я не смогу ...

• Прошу принять мои искренние извинения... Я очень сожалею, что не смогу поблагодарить Вас лично / присутствовать на ...

• К моему большому сожалению, я не смогу присутствовать на ...

Задание 60

Напишите классному руководителю письмо-приглашение на торжественное мероприятие, посвящённое открытию недели русского языка, в котором вы принимаете участие. Можете использовать следующие выражения:

С нетерпением ждём вас ...

Было бы приятно увидеть Вас ...

В соответствии с целью адресанта можно назвать следующие основные этикетные части личного официального письма:

• Поздравление

• Извинение

• Просьба

• Благодарность

• Отказ

• Согласие

Задание 61

Прочитайте письма, выделите в них основные части. Определите, какие цели адресанта можно отметить в этих письмах. Выделите ключевые слова.

1) Уважаемая Татьяна Анатольевна!

К сожалению, вынужден отказаться от приглашения поучаствовать в открытой лекции.

Искренне Ваш

Алексей Сергеевич.

...

2) Дорогая Ольга Владимировна!

Я слышал, что Вы блестяще выступили на первом этапе конкурса проектов! Верно ли это? Когда же состоится финал? Можно ли там будет присутствовать сторонним лицам? Я бы с удовольствием принял участие в обсуждении!

Глубоко уважающий Вас

Александр Николаевич!

...

Письмо — это к тому же жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.

Задание 62

Организуйте с одноклассниками выпуск разворота газеты (рубрика «Письмо в редакцию»). Предполагаемые темы номера: «Любимому писателю — ... лет»; «Советую почитать», «Из жизни нашего класса». Можете придумать собственные темы для писем в редакцию.

...

Задание 63

Оформите выставку «Я к Вам пишу ...», в которую можете включить как фрагменты писем из художественных текстов (с указанием, из какого текста взяты письма), так и собственные письма.