Контрольные работы по литературе 7 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Контрольная работа № 1.(Повторение изученного в 6 классе)
Вариант 1
1. Вспомните определение понятия «фольклор».
Ответ: Фольклор — это ...
2. Какие жанры из перечисленных ниже относятся к жанрам фольклора? Правильные ответы подчеркните.
Роман, частушка, сказка, поэма, пословица, загадка, песня, повесть, былина, предание, легенда, поговорка, считалка.
3. Что такое календарно-обрядовый фольклор?
Ответ: Календарно-обрядовый фольклор — это ...
К нему относятся ...
1) частушки 4) масленичные песни
2) веснянки 5) колядки
3) потешки
Ответ: ...
4. Когда возникла древнерусская литература?
1) в IX веке 3) в XV веке
2) в XI веке 4) в XVIII веке
Ответ: ...
5. Какие события описывали в древнерусской литературе — вымышленные или исторические?
Ответ: ...
6. Назовите самую известную летопись Древней Руси.
Ответ: ...
7. Выберите из списка и подчеркните характерные особенности басни:
— использование приёма звукописи
— преимущественно стихотворная форма
— аллегория
— постоянные эпитеты
— мораль
— повторы
— присказка
— сатирическое изображение персонажей
8. Назовите басни И. А. Крылова, из которых приведена мораль.
1) «У сильного всегда бессильный виноват».
Ответ: ...
2) «И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Ответ: ...
3) «Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться».
Ответ: ...
4) «Избави Бог и нас от этаких судей».
Ответ: ...
5) «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука».
Ответ: ...
6) «Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
Ответ: ...
9. Нарисуйте ритмическую схему и определите размер стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
Мороз и солнце! День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный...
Ответ: ...
10. В приведённых строках стихотворения А. С. Пушкина часто слышится согласный звук «с». Как называется такой приём? Для чего его использует автор?
Ответ: ...
11. Под термином «роман» мы понимаем ...
1) произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определённый период времени
2) произведение, изображающее внутренний мир автора
3) произведение с концовкой, противоречащей развитию сюжета
Ответ: ...
12. Вспомните определение понятия «сюжет».
Ответ: ...
13. Кратко перескажите сюжет романа А. С. Пушкина «Дубровский».
...
14. Какая рифмовка использована в строфе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи»?
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
1) перекрёстная 2) смежная 3) опоясывающая
Ответ: ...
15. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных М. Ю. Лермонтовым в следующих строках стихотворения «Три пальмы». Запишите цифры, под которыми они указаны.
И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
1) эпитет 4) гипербола
2) сравнение 5) повтор
3) неологизм
Ответ: ...
16. Как называется сборник, в который вошёл рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг»?
Ответ: ...
17. Какое художественное средство использовал И. С. Тургенев, описывая беседу героев в рассказе «Бежин луг»: «Разговор мальчиков угасал вместе с огнями»?
Ответ: ...
18. Композиция произведения — это ...
1) построение произведения, взаиморасположение его основных частей
2) последовательность событий в художественном произведении
3) столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия
Ответ: ...
19. Как в стихотворении Ф. И. Тютчева «С поляны коршун поднялся...» раскрываются отношения человека и природы? Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 3 — 5 предложений).
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьётся он —
И вот ушёл за небосклон!
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..
Ответ: ...
20. Назовите трёхсложные стихотворные размеры и нарисуйте их ритмические схемы.
Ответ: ...
21. Выберите из приведённых ниже определений правильное определение понятия «юмор»:
1) незлобивая насмешка, добродушный смех
2) тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме
3) обличающее, бичующее осмеяние
4) язвительная, злая насмешка
Ответ: ...
22. К каким рассказам — юмористическим или сатирическим — правомерно отнести рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий»? Свой ответ обоснуйте.
Ответ: …
23. Выберите определение, соответствующее понятию «портрет героя».
1) Представление о человеке, предмете, явлении или событии, возникающее у читателя под влиянием литературного описания и вызывающее эмоциональное отношение к нему.
2) Описание в литературном произведении внешности персонажа как одно из средств его характеристики.
3) Сочетание в персонаже психологических черт, формирующее его неповторимость.
Ответ: ...
24. Определите, какой фрагмент из произведений русских писателей XX века является портретом литературного героя. Назовите этого литературного героя, произведение и его автора.
1) «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами».
2) «...Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный, без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки».
3) «Бывало, только входит наш Харлампий Диогенович в класс, сразу все затихают, и так до самого конца урока. Правда, иногда он заставлял нас смеяться. Но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху...»
Ответ: ...
25. Приведённые ниже примеры соотнесите со средствами художественной выразительности, использованными в них.
A) «Деревья стонали и выли»
Б) «Могучие стволы соснового бора»
B) «Собака выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему»
1) эпитет
2) антитеза
3) олицетворение
Ответ запишите цифрами в таблице.
Ответ:
А |
Б |
В |
26. Определите автора и назовите произведение, из которого взят фрагмент.
1) «Но похудел я не только из-за тоски по дому. К тому же ещё я постоянно недоедал. Осенью дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне посылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне её не хватало».
2) «Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь... Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело».
3) «Нет, — отвечал он сурово, — псарня чудная, вряд людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся. «Мы на своё житьё, — сказал он, — благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».
4) «Перед ней был не кто иной, как путешествующий пешком Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком — выказывали горожанина».
5) «Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов».
Вариант 2
1. Вспомните определение понятия «фольклор».
Ответ: Фольклор — это ...
2. Назовите известные вам жанры фольклора.
Ответ: ...
3. Что такое календарно-обрядовый фольклор? Выберите из перечисленных ниже произведения календарно-обрядового цикла.
Ответ: Календарно-обрядовый фольклор — это ...
К нему относятся ...
1) частушки 4) масленичные песни
2) веснянки 5) колядки
3) потешки
4. Хронологические границы древнерусской литературы:
1) VII — X вв. 2) XI — XVII вв. 3) XV — XVII вв. 4) XVII — XVIII вв.
Ответ: ...
5. Какие из перечисленных ниже жанров относятся к жанрам древнерусской литературы? Правильные ответы подчеркните.
Роман, житие, сказка, летопись, рассказ, послание, сказание.
6. Назовите автора «Повести временных лет».
Ответ: ...
7. Выберите из списка и подчеркните характерные особенности басни:
— использование приёма звукописи
— преимущественно стихотворная форма
— аллегория
— постоянные эпитеты
— мораль
— повторы
— присказка
— сатирическое изображение персонажей
8. Назовите басни, мораль из которых приведена ниже.
1) «У сильного всегда бессильный виноват».
Ответ: ...
2) «И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Ответ: ...
3) «Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться».
Ответ: ...
4) «Избави Бог и нас от этаких судей».
Ответ: ...
5) «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука».
Ответ: ...
6) «Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
Ответ: ...
9. Укажите определение, которое характеризует понятие «метафора».
1) Художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.
2) Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.
3) Сопоставление людей, предметов и явлений по внешнему сходству или качествам.
Ответ: ...
10. Нарисуйте ритмическую схему и определите размер, которым написано стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Ответ: ...
11. В приведённых строках стихотворения Н. А. Некрасова часто слышится гласный звук «у». Как называется такой приём? Для чего его использует автор?
Ответ: ...
12. Какой вид рифмовки использован в строфе стихотворения А. К. Толстого?
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печёт,
Летают и пляшут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод.
1) перекрёстная
2) смежная
3) опоясывающая
Ответ: ...
13. Под термином «сказ» мы понимаем...
1) стихотворение относительно небольшого объёма с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычный случай
2) прозаическое произведение небольшого объёма, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя
3) вид литературно-художественного повествования, ведущегося от лица рассказчика, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой
Ответ: ...
14. Вспомните определение понятия «сюжет».
Ответ: Сюжет — это ...
15. Кратко перескажите сюжет сказа И. С. Лескова «Левша».
...
16. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных М.Ю. Лермонтовым в первой строфе стихотворения «Тучи». Запишите цифры, под которыми они указаны.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
1) повтор 4) гипербола
2) инверсия 5) сравнение
3) эпитет
Ответ: ...
17. Какое художественное средство использовал И. С. Тургенев, описывая беседу героев в рассказе «Бежин луг»: «Разговор мальчиков угасал вместе с огнями»?
Ответ: ...
18. Как в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» раскрывается тема социальной несправедливости? Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 3 — 5 предложений).
Ответ: ...
19. Приведённые ниже примеры соотнесите со средствами художественной выразительности, использованными в них.
A) «Могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи храма природы»
Б) «Солнце горячее и чистое»
B) «И тогда деревья стонали и выли»
1) эпитет
2) сравнение
3) олицетворение
Ответ запишите цифрами в таблице.
Ответ:
А |
Б |
В |
20. Назовите трёхсложные стихотворные размеры и нарисуйте их схемы.
Ответ: ...
21. Выберите из приведённых ниже определений правильное определение понятия «ирония»:
1) незлобивая насмешка, добродушный смех
2) тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме
3) обличающее, бичующее осмеяние
4) язвительная, злая насмешка
Ответ: ...
22. Против каких явлений действительности направлен рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий»? Свой ответ обоснуйте.
Ответ: ...
23. Выберите определение, соответствующее понятию «портрет героя».
1) Представление о человеке, предмете, явлении или событии, возникающее у читателя под влиянием литературного описания и вызывающее эмоциональное отношение к нему.
2) Описание в литературном произведении внешности персонажа как одно из средств его характеристики.
3) Сочетание в персонаже психологических черт, формирующее его неповторимость.
Ответ: ...
24. Определите, в каком фрагменте из произведений русских писателей XX века дан портрет литературного героя. Назовите этого литературного героя, произведение и автора.
1) «Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина. Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался».
2) «Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок.
На дворе множество людей, коих по разнообразию одежды и по общему вооружению можно было тотчас признать за разбойников, обедало, сидя без шапок, около братского котла. На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкою с искусством, обличающим опытного портного, и поминутно посматривал во все стороны».
3) «Вот с ребятишками-то дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. Ребятишки Левонтьевские несли в руках бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку; берестяные туески и даже ковшик без ручки. Посудой этой они бросались друг в друга, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились».
Ответ: ...
25. Дайте определение понятию «антитеза».
Ответ: Антитеза — это ...
26. Назовите авторов и названия произведений, из которых взяты
фрагменты.
1) «Мальчики сидели вокруг их; тут же сидели и те две собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они ещё долго не могли примириться с моим присутствием и, сонливо щурясь и косясь на огонь, изредка рычали с необыкновенным чувством собственного достоинства».
2) «Как и Пифагор, он был по происхождению грек. Появился он в нашем классе с нового учебного года. До этого мы о нём не слышали и даже не знали, что такие математики могут быть. Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Тишина стояла такая жуткая, что иногда директор испуганно распахивал дверь, потому что не мог понять, на месте мы или сбежали на стадион».
3) «Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось, иначе я покупал бы его и здесь. Откуда им в колхозе взяться? Всё же два раза она подкладывала мне в письмо по пятёрке — на молоко».
4) «Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины... Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную
толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника. «Здорово, здорово, няня, — повторял он, прижимая к сердцу добрую старуху, — что батюшка, где он? каков он?»
5) «И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой степени их умы и желудки. Здесь, освещённые ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копчёные и маринованные рыбы; ниже, окружённые гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала...»