Контрольные работы по литературе 7 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Контрольная работа № 2.(По итогам полугодия)

Вариант 1

1. Выберите правильное определение жанра былины.

1) Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности.

2) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений.

3) Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси.

Ответ: ...

2. Назовите известные вам циклы былин.

Ответ: ...

3. Выберите имена героев, не относящихся к «младшим богатырям».

1) Микула Селянинович

2) Илья Муромец

3) Добрыня Никитич

4) Василий Буслаев

5) Алёша Попович

6) Садко

Ответ: ...

4. Подберите и запишите постоянные эпитеты к словам:

солнце ...

поле ...

молодец ...

волк ...

лук ...

головушка ...

девица ...

конь ...

море ...

5. Из какой былины взят данный отрывок?

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да черна соболя.

У оратая сапожки зелен сафьян

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него чёрна бархата.

Ответ: ...

6. О каком герое идёт речь во фрагменте из предыдущего задания? Какие черты характера ему присущи?

Ответ: ...

7. Дайте определение гиперболы.

Ответ: Гипербола — это ...

8. Выберите примеры употребления гиперболы.

1) «Ковыль-трава», «гусли яровчатые», «кони борзые»

2) «Птицей-соколом летать ему под облака»

3) «Мужичками-разбойничками, положил их до тысячи»

Ответ: ...

9. Найдите среди приведённых ниже изречений пословицы. Подчеркните их.

Не в бровь, а в глаз.

Своя земля и в горсти мила.

Старый друг лучше новых двух.

Как снег на голову.

10. Чем пословица отличается от поговорки?

Ответ: ...

11. Прочитайте пословицу, объясните её переносный смысл: «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».

Ответ: ...

12. К каким темам можно отнести приведённые ниже пословицы и поговорки?

1) Ученье — свет, а неученье — тьма. Грамоте учиться — всегда пригодится. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

2) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. Без друга в жизни худо. Старый друг лучше новых двух. Дружбу помни, а злобу забывай. Нет друга — ищи, а нашёл — береги.

3) Родимая сторона — мать, чужая — мачеха. Русский человек добро помнит. Человек без родины — что соловей без песни. Страна растёт — врагов метёт.

1) ...

2) ...

3) ...

13. Что такое летопись?

Ответ: Летопись — это ...

14. С какими летописями вы знакомы?

Ответ: ...

15. Какие реформы в области литературы не принадлежат М. В. Ломоносову?

1) реформа стихосложения

2) реформа литературного языка

3) реформа прозы

Ответ: ...

16. Распределите жанры художественной литературы соответственно стилям, к которым они относятся.

Драма, эпиграмма, песня, трагедия, элегия, ода, басня, дружеское письмо, героическая поэма, сатира, комедия.

Высокий

Средний

Низкий







17. Нарисуйте схемы всех известных вам стихотворных размеров и назовите их.

Ответ: ...

18. Дайте определение жанра оды.

Ответ: Ода — это ...

19. Укажите, из каких произведений взяты приведённые ниже фрагменты. Назовите авторов этих произведений.

1) Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

К утехе россов всех, но кто он был таков

Гласит сей град и флот, художества и войски,

Гражданские труды и подвиги геройски.

2) Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный призрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу...

3) Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлёвской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучи серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

20. Поэма — это жанр

1) лирический

2) лиро-эпический

3) эпический

Ответ: ...

21. Назовите известные вам поэмы и их авторов.

Ответ: ...

22. Приведённые определения соотнесите со средствами художественной выразительности.

A) Сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам или по вызываемым ими сходным чувствам.

Б) Перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основе общего для обоих признака.

B) Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления.

1) эпитет

2) метафора

3) сравнение

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




23. Какие литературные герои изображены в приведённых фрагментах? Назовите авторов и произведения.

1) Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь,

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом.

Гордясь могучим седоком.

2) Удалой боец, буйный молодец,

в золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи тёмные,

Опустил головушку на широку грудь —

А в груди его была дума крепкая.

3) «... Он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, чёрных и закопчённых от работы, прожжённых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы ещё полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару».

24. Назовите жанр произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1) былина    3) поэма

2) сказание    4) баллада

Ответ: ...

25. Соотнесите элементы композиции «Песни...» и соответствующие эпизоды произведения.

A) экспозиция

Б) завязка

B) кульминация

Г) развязка

Д) эпилог

1) встреча Кирибеевича с Алёной Дмитревной

2) казнь Калашникова

3) рассказ о могиле

4) пир у Грозного

5) сцена кулачного боя

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






26. Почему Калашников не захотел повиниться перед царём? Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 3 — 5 предложений).

Ответ: ...

27. Во второй главе повести «Тарас Бульба» автор рисует картину степи. Как называется описание природы в художественном произведении?

«Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще».

Ответ: ...

28. Какое художественное средство, основанное на сопоставлении предметов или явлений, использовано Н. В. Гоголем при описании Андрия:

«А он между тем, объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае»?

Ответ: ...

29. Какие черты характера Тараса Бульбы вы считаете главными?

Ответ: ...

Вариант 2

1. Укажите правильное определение жанра былины.

1) Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности.

2) Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси.

3) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений.

Ответ: ...

2. Назовите известные вам циклы былин.

Ответ: ...

3. Назовите имена «младших» и «старших» богатырей.

Ответ: ...

«Младшие» ...

«Старшие» ...

4. Подберите и напишите постоянные эпитеты к словам:

солнце ...

поле ...

молодец ...

волк ...

лук ...

головушка ...

девица ...

конь ...

море ...

5. Из какой былины взят данный отрывок?

Взимает он гусельки яровчаты,

Сам говорит таковы слова:

— Свалите дощечку дубовую на воду:

Хоть я свалюсь на доску дубовую,

Не столь мне страшно принять смерть во синем море.

Свалили дощечку дубовую на воду,

Потом поезжали корабли по синю морю,

Полетели, как чёрные вороны.

Ответ: ...

6. Кто главный герой былины, фрагмент из которой приведён в задании 5? Какие черты характера ему присущи?

Ответ: ...

7. Дайте определение гиперболы.

Ответ: Гипербола — это ...

8. Выберите примеры употребления гиперболы.

1) «Ковыль-трава», «гусли яровчатые», «кони борзые»

2) «Птицей-соколом летать ему под облака»

3) «Мужичками-разбойничками, положил их до тысячи»

Ответ: ...

9. Подчеркните среди приведённых ниже изречений пословицы.

Работать с огоньком.

Повторенье — мать ученья.

Дело мастера боится.

Комар носа не подточит.

10. Чем пословица отличается от поговорки?

Ответ: ...

11. Прочитайте пословицу, объясните её переносный смысл: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Ответ: ...

12. К каким темам можно отнести приведённые ниже пословицы и поговорки?

1) В гостях хорошо, а дома лучше. На что и клад, когда в семье лад. Дерево держится корнями, а человек семьёй. Человек без семьи — что дерево без плодов.

2) Дело мастера боится. Готовь сани летом, а телегу зимой. Есть терпенье, будет и уменье. Видно мастера по работе. Куй железо, пока горячо. Много спать — дело не знать. Терпенье и труд всё перетрут.

3) Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. За плохой язык хорошую голову потерять можно. Хорошая речь коротка. Скажешь с ноготок, а перескажут с локоток.

1) ...

2) ...

3) ...

13. Что такое летопись?

Ответ: Летопись — это ...

14. С какими летописями вы знакомы?

Ответ: ...

15. Какие реформы в области литературы не принадлежат М. В. Ломоносову?

1) реформа стихосложения

2) реформа литературного языка

3) реформа прозы

Ответ: ...

16. Распределите жанры художественной литературы соответственно стилям, к которым они относятся.

Драма, эпиграмма, песня, трагедия, элегия, ода, басня, дружеское письмо, героическая поэма, сатира, комедия.

Высокий

Средний

Низкий







17. Нарисуйте схемы всех известных вам стихотворных размеров и назовите их.

Ответ: ...

18. Дайте определение жанра оды.

Ответ: Ода — это ...

19. Укажите, из каких произведений взяты приведённые ниже фрагменты. Назовите авторов этих произведений.

1) И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы...

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

2) «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе — стоит; ибо это — живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

3) «Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем».

20. Баллада — это жанр ...

1) лирический

2) лиро-эпический

3) эпический

Ответ: ...

21. Назовите известные вам баллады.

Ответ: ...

22. Приведённые ниже определения соотнесите со средствами художественной выразительности.

A) Сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам или по вызываемым ими сходным чувствам.

Б) Перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основе общего для обоих признака.

B) Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления.

1) эпитет

2) метафора

3) сравнение

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




23. Какие литературные герои изображены в приведённых ниже фрагментах? Назовите авторов и произведения.

1) На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

2) А родился я от честнова отца,

И жил я по закону господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью тёмною,

Не таился от свету небесного...

И промолвил ты правду истинную:

По одном из нас будут панихиду петь,

И не позже как завтра в час полуденный;

И один из нас будет хвастаться,

С удалыми друзьями пируючи...

3) «Это был один из тех характеров, которые могли только возникнуть в тяжёлый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка русской природы...»

24. Укажите жанр произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1) былина    3) сказание

2) поэма    4) баллада

Ответ: ...

25. Соотнесите элементы композиции «Песни...» и соответствующие эпизоды произведения.

A) экспозиция

Б) завязка

B) кульминация

Г) развязка

Д) эпилог

1) встреча Кирибеевича с Алёной Дмитревной

2) казнь Калашникова

3) рассказ о могиле

4) пир у Грозного

5) сцена кулачного боя

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






26. Подберите и запишите эпитеты, характеризующие Степана Калашникова.

Ответ: ...

27. Описывая различия характеров Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба» и противопоставляя братьев друг другу, Н. В. Гоголь использует

1) гиперболу    3) параллелизм

2) метафору    4) антитезу

Ответ: ...

28. Характеризуя Тараса Бульбу, Н. В. Гоголь описывает комнату, в которой тот жил:

«Светлица была убрана во вкусе того времени... На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами... На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зелёного и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями через третьи и четвёртые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена».

Как называется описание внутреннего убранства помещения в художественном произведении?

Ответ: ...

29. Почему, читая повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», «...вы и удивляетесь ему (Тарасу), и ужасаетесь, и смеётесь над ним» (В. Г. Белинский)? Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 3 — 5 предложений).

Ответ: ...