Контрольные работы по литературе 7 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Контрольная работа № 3. (По итогам изученного в 7 классе)

Вариант 1

1. Какие три рода литературы вам известны?

Ответ: ...

1) ...

2) ...

3) ...

2. К какому роду литературы относятся былины?

Ответ: ...

3. Что означают слова А. С. Пушкина, сказанные о М. В. Ломоносове: «Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом?»

Ответ: ...

4. Соотнесите слова и сочетания слов, взятые из произведений М. В. Ломоносова, с соответствующими литературными стилями.

Внимает, повар, простак, зрак Петров, дерзайте ободрённы, жаркое, полнощный круг, недра Отечества, сладкий, волны, сей град, дни благословенны.

Высокий

Средний

Низкий







5. Каким термином называют торжественную песню, написанную в честь какого-то исторического лица или события?

Ответ: ...

6. Какое из произведений явилось источником создания «Песни о вещем Олеге»?

1) «Повесть временных лет»

2) «История государства Российского» Н. М. Карамзина

3) сказание «Сороки-ведьмы»

Ответ: ...

7. Назовите жанр «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

Ответ: ...

8. Какой художественный приём, основанный на сопоставлении предметов или явлений, использован во фрагменте из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»?

И перед младшею столицей

Померкла древняя Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Ответ: ...

9. А. С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» описывает главного героя Самсона Вырина в разные периоды его жизни:

«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего, бодрого...» и «Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Как называется описание внешности человека в художественном произведении?

Ответ: ...

10. Лирика — это ...

1) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом

2) род литературы, в котором действительность отражается путём передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора

3) стихотворение из двух строк

Ответ: ...

11. Какие стихотворные размеры из перечисленных ниже являются трёхсложными? Нарисуйте схемы этих стихотворных размеров.

Дактиль, ямб, анапест, хорей, амфибрахий.

...

12. Определите вид рифмовки в следующих строфах:

1) ...Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна...

    (А. С. Пушкин)

2) Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.

    (С. А. Есенин)

3) Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

    (А. С. Пушкин)

13. Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении А. А. Фета? Выпишите примеры.

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлён, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

1) метафоры ...

2) олицетворения ...

3) инверсии ...

4) эпитеты ...

5) гипербола ...

14. Кто из русских писателей (поэтов) написал стихотворение в прозе «Русский язык»?

1) Г. Р. Державин    3) И. С. Тургенев

2) А. С. Пушкин    4) Н. В. Гоголь

Ответ: …

15. Какое историческое событие послужило основой для создания поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины»?

1) война с Наполеоном 1812 г.

2) восстание декабристов 1825 г.

3) отмена крепостного права

Ответ: ...

16. Назовите сборник произведений, в состав которого входит рассказ И. С. Тургенева «Бирюк».

Ответ: ...

17. Вспомните сюжет рассказа «Бирюк». Как вы думаете, почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?

Ответ: …

18. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Салтыкова- Щедрина, например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

1) волшебные 2) о животных 3) бытовые

Ответ: ...

19. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» сближает с басней

1) аллегория 2) олицетворение 3) метафора

Ответ: ...

20. Назовите приём, использованный автором в следующем отрывке:

«...Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил...»

1) антитеза 2) гротеск 3) повтор 4) сравнение

Ответ: ...

21. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Салтыкова- Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? Почему вы так считаете?

1) восхищение, любование    3) сожаление, горечь

2) презрение, пренебрежение    4) безразличие

Ответ: …

22. Почему повесть Л. И. Толстого «Детство» названа автобиографической?

Ответ: ...

23. Какой писатель подписывал свои рассказы псевдонимом «Человек без селезёнки»?

Ответ: ...

24. Вспомните рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». Кого в рассказе можно назвать «хамелеоном»? Почему? Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 3 — 5 предложений).

1) Очумелова    4) повара

2) Хрюкина    5) толпу зевак

3) Елдырина

Ответ: ...

25. Укажите правильное определение понятия «просторечие».

1) Часть лексики, слова и обороты, присущие разговорной речи, отклоняющиеся от литературной нормы.

2) Особое свойство литературных произведений, в которых автор рисует жизнь народа, национальный характер и эпоху.

3) Приёмы, используемые в устных выступлениях для придания речи выразительности: риторические вопросы, восклицания, обращения, паузы и т. д.

Ответ: ...

26. Соотнесите средства художественной выразительности, используемые писателем для создания образа бабушки из повести М. Горького «Детство», с примерами из текста.

A) «Говорила она»

Б) «До неё как будто спал я»

«Слова, похожие на цветы»

«Тёмные, как вишни, зрачки»

B) «Ласковые, яркие, сочные слова», «молодое и светлое лицо»

1) сравнение

2) инверсия

3) эпитеты

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




27. Назовите произведение русской или зарубежной литературы XIX в., в котором автор поднимает проблему милосердия, и сопоставьте его с произведением А. П. Платонова «Юшка». Дайте прямой связный ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).

Ответ: ...

28. Вспомните рассказ Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади». Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор?

1) Он не понял душевных переживаний лошади и обманул её.

2) Он считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей.

3) Он не накормил Рыжуху.

Ответ: ...

29. Соотнесите термин и его определение.

Ответ: ...

1) Построение произведения, взаиморасположение его составных частей.

2) Противопоставление образов, картин, явлений, понятий.

3) Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Для справок: антитеза, гипербола, завязка, композиция, пейзаж, сравнение, сюжет.

1) ...

2) ...

3) ...

30. Назовите произведение и его автора по фрагменту.

1) «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением».

2) «И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом».

3) «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».

4) «Собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

Вариант 2

1. Какие основные жанры относятся к эпическому роду литературы?

Ответ: ...

2. «Былины — это древние песнопения о славных подвигах богатырей». Какие известные вам былины подтверждают это определение? Аргументируйте свой выбор.

Ответ: ...

3. Что означают слова А. С. Пушкина, сказанные о М. В. Ломоносове: «Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»?

Ответ: ...

4. Соотнесите слова и сочетания слов, взятые из произведений Ломоносова, с соответствующими стилями.

Внимает, повар, рассуждаешь, простак, зрак Петров, дерзайте ободрённы, недра Отечества, жаркое, несчастный случай, утеха, сладкий, покой, сей град, дни благословенны.

Высокий

Средний

Низкий







5. Слова «чело», «пращ», «вещий» являются

1) архаизмами 2) диалектизмами 3) историзмами

Ответ: ...

6. Назовите жанр «Медного всадника» А. С. Пушкина.

Ответ: ...

7. В каком произведении А. С. Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей?

1) поэма «Полтава»

2) «Песнь о вещем Олеге»

3) повесть «Станционный смотритель»

Ответ: ...

8. Назовите произведение русской или зарубежной литературы, в котором герой защищает свою честь. В чём это произведение можно сопоставить с «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 3 — 5 предложений).

9. Какие стихотворные размеры из перечисленных ниже являются двусложными? Нарисуйте схемы этих стихотворных размеров.

Дактиль, ямб, анапест, хорей, амфибрахий.

Ответ: ...

10. Определите виды рифмовки в следующих четверостишиях.

1) Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять.

    (В. А. Жуковский)

2) Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

    (А. С. Пушкин)

3) Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

    (М. Ю. Лермонтов)

11. Какие средства выразительности использованы в приведённых ниже строках?

1) Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником...

2) «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

3) «Словно ястреб взглянул с высоты небес...»

4) Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые;

Умывается снегами рассыпчатыми...

Для справок: антитеза, гипербола, метафора, сравнение, эпитет, олицетворение.

1) ...

2) ...

3) ...

4) ...

12. Кто из русских писателей (поэтов) является автором цикла «Стихотворения в прозе»?

1) Г. Р. Державин    3) И. С. Тургенев

2) А. С. Пушкин    4) Н. В. Гоголь

Ответ: ...

13. В чём проявляется авторская позиция по отношению к Бирюку из одноимённого рассказа И. С. Тургенева? Почему вы так думаете?

1) в сочувствии и понимании

2) в осуждении его действий

3) в безразличии к его судьбе

Ответ: ...

14. Какое историческое событие в России послужило основой для создания поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины»?

1) война с Наполеоном 1812 г.

2) восстание декабристов 1825 г.

3) отмена крепостного права

Ответ: ...

15. Какие черты характера княгини Трубецкой раскрываются в рассказе о её дороге в Сибирь?

Ответ: ...

16. Укажите основную идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:

1) обличение чиновничества

2) восхваление трудолюбия простого народа

3) осуждение рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества

Ответ: ...

17. Какой художественный приём использует автор в следующем отрывке:

«...Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил...»?

1) антитеза 2) гротеск 3) повтор 4) сравнение

Ответ: ...

18. Эпиграф — это ...

1) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя

2) изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения

3) краткое описание развития сюжета

Ответ: ...

19. Почему повесть Л. И. Толстого «Детство» названа автобиографической?

Ответ: ...

20. Назовите жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон».

Ответ: ...

21. Для создания образа Очумелова А. П. Чехов использует ряд подробностей, несущих смысловую нагрузку, объясняющих поведение персонажа и особенности его мироощущения: новая шинель, решето с конфискованным крыжовником. Назовите это художественное средство.

Ответ: ...

22. Виды комического — это ...

1) юмор, гипербола, метафора, ирония

2) гротеск, ирония, антитеза, сатира

3) юмор, сатира, ирония, сарказм

Ответ: ...

23. Какое художественное средство, представляющее собой преувеличение свойств предметов или явлений, использовано В. В. Маяковским в следующей строке: «В сто сорок солнц закат пылал».

Ответ: ...

24. Повесть — это ...

1) средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а ряд событий, лиц, проблем

2) короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом

3) стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом

Ответ: ...

25. Соотнесите средства художественной выразительности, используемые М. Горьким для описания образа бабушки в повести «Детство», со следующими примерами:

A) «точно большая кошка», «мягкая такая же, как этот ласковый зверь»

Б) «белые крепкие зубы», «бескорыстная любовь», «тёмная кожа щёк»

B) «до неё как будто спал я», «явилась она»

1) сравнение

2) инверсия

3) эпитеты

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




26. Как называется средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов на другие по их сходству: «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям...»?

Ответ: ...

27. Вспомните сюжет рассказа А. П. Платонова «Юшка». Как вы думаете, почему «без Юшки жить людям стало хуже»? Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 3 — 5 предложений).

Ответ: ...

28. Какой художественный приём, основанный на противопоставлении предметов или явлений, использует Ф. А. Абрамов, описывая лошадей: «Какие-то неряшливые, опустившиеся, с невылинялой, клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обречённостью во взгляде...»; «Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же свой весёлый неунывающий характер...»?

Ответ: ...

29. Соотнесите термин и его лексическое значение.

1) Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

2) Событие, знаменующее начало развития действия в эпических произведениях.

3) Картина природы в художественном произведении.

Для справок: антитеза, гипербола, завязка, композиция, пейзаж, сравнение, сюжет.

Ответ: ...

1) ...

2) ...

3) ...

30. Назовите произведение и его автора по приведённому ниже фрагменту.

1) «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением».

2) «Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его, толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают это большие люди. Дети не знали другого такого человека».

3) Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить — и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой —

и солнца.

4) «Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я всё равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по тёплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок».