Проверочные работы по литературе 7 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Проверочная работа № 10.А. П. Чехов. Хамелеон

1. Соотнесите термин и его значение.

A) юмор

Б) ирония

B) сатира

1) злое осмеяние

2) доброжелательный смех

3) скрытая насмешка

Ответ:

А

Б

В




2. К каким рассказам можно отнести рассказ «Хамелеон» — юмористическим или сатирическим? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: ...

3. Какова главная тема произведения?

а) чинопочитание и приспособленчество

б) жизнь интеллигенции в захолустном городке

в) любовь к животным

г) взаимоотношения поколений

Ответ: ...

4. Мотивом поведения Очумелова является

а) порыв защитить собаку

б) страх и желание угодить генералу

в) стремление восстановить справедливость

г) желание нажиться на чужой беде

Ответ: ...

5. Каково авторское отношение к изображаемому?

Ответ: ...

• Прочитайте фрагмент рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» и ответьте на вопросы 6 — 10.

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом вокруг ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

— Так ты кусаться, окаянная? — слышит вдруг Очумелов. — Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

— Никак беспорядок, ваше благородие!.. — говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

— Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... — начинает Хрюкин, кашляя в кулак. — Насчёт дров с Митрий Митричем, — и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...

— Гм!.. Хорошо... — говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, — обращается надзиратель к городовому, — узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

— Это, кажись, генерала Жигалова! — говорит кто-то из толпы.

6. Каким элементом сюжета является представленный фрагмент текста?

Ответ: ...

7. В первом абзаце для создания образа Очумелова А. П. Чехов использует ряд подробностей, несущих смысловую нагрузку, объясняющих поведение персонажа и особенности его мироощущения: новая шинель, решето с конфискованным крыжовником. Назовите это художественное средство.

Ответ: ...

8. Как называется стиль речи, содержащей следующие высказывания: «Так ты кусаться, окаянная?.. Ребята, не пущай её!..», «Я ему покажу кузькину мать!..»?

Ответ: ...

9. Каким изобразительным средством воспользовался А. П. Чехов для описания уездного города в строках: «Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти: около них нет даже нищих»?

Ответ: ...

10. Назовите термин, которым в литературоведении называются фамилии, указывающие на сущность персонажей: Очумелов, Хрюкин.

Ответ: ...

11. В чём заключается смысл названия чеховского рассказа? Дайте прямой связный ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).

Ответ: ...

12. В каких ещё произведениях русской литературы встречаются герои-хамелеоны и в чём их можно соотнести с героями чеховского рассказа? Дайте развёрнутый ответ (примерный объём 5 — 7 предложений).

Ответ: ...