Проверочные работы по литературе 7 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Проверочная работа № 9. Л. Н. Толстой. Детство

1. При первом издании повесть Л. Н Толстого «Детство» имела заглавие «История моего детства». Писатель был этим возмущён: «Кому какое дело до истории моего детства?» Почему Толстому не понравилось такое название?

Ответ: ...

2. Что такое автобиографическое произведение? Можно ли назвать повесть Л. Н. Толстого автобиографической?

Ответ: ...

3. Перечислите всех героев повести «Детство», разделив их на группы:

дети ...

взрослые-родные ...

взрослые-прислуга ...

взрослые-чужие ...

4. С какой целью Л. Н. Толстой так подробно описывает бытовую сторону жизни героев?

а) бытописание позволяет более глубоко раскрыть характер персонажей

б) автор стремится познакомить читателя с обстановкой в доме

в) писатель с любовью описывает быт родной усадьбы

Ответ: ...

5. Как связаны между собой события внутренней и внешней жизни героя в повести «Детство» Л. Н. Толстого?

а) они описываются параллельно

б) писатель не показывает внутренний мир персонажа

в) события внешней жизни служат средством раскрытия внутреннего мира героя

Ответ: ...

6. Определите, чей это портрет.

Портрет

Герой

А) «Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука».


Б) «Не быв никогда человеком очень большого света, он всегда водился с людьми этого круга, и так, что был уважаем. Он знал ту крайнюю меру гордости и самонадеянности, которая, не оскорбляя других, возвышала его в мнении света. Он был оригинален, но не всегда, а употреблял оригинальность как средство, заменяющее в иных случаях светскость или богатство».


В) ...Какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь её была любовь и самопожертвование. Я так привык к её бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе».


• Прочитайте фрагмент повести Л. Н. Толстого «Детство» и ответьте на вопросы 7 — 11.

Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за её двадцатилетние труды и привязанность, она позвала её к себе и, выразив в самых лестных словах всю свою к ней признательность и любовь, вручила ей лист гербовой бумаги, на котором была написана вольная Наталье Савишне, и сказала, что, несмотря на то, будет ли она или нет продолжать служить в нашем доме, она всегда будет получать ежегодную пенсию в триста рублей. Наталья Савишна молча выслушала всё это, потом, взяв в руки документ, злобно взглянула на него, пробормотала что-то сквозь зубы и выбежала из комнаты, хлопнув дверью. Не понимая причины такого странного поступка, maman немного погодя вошла в комнату Натальи Савишны. Она сидела с заплаканными глазами на сундуке, перебирая пальцами носовой платок, и пристально смотрела на валявшиеся на полу перед ней клочки изорванной вольной.

— Что с вами, голубушка Наталья Савишна? — спросила maman, взяв её за руку.

— Ничего, матушка, — отвечала она, — должно быть, я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните... Что ж, я пойду.

Она вырвала свою руку и, едва удерживаясь от слёз, хотела уйти из комнаты. Maman удержала её, обняла, и они обе расплакались.

С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, её любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, <...>

Бывало, под предлогом необходимой надобности, прибежишь от урока в её комнатку, усядешься и начинаешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь её присутствием.    Всегда она бывала чем-нибудь занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми была наполнена её комната, или записывала бельё и, слушая всякий вздор, который я говорил, «как, когда я буду генералом, я женюсь на чудесной красавице, куплю себе рыжую лошадь, построю стеклянный дом и выпишу родных Карла Иваныча из Саксонии» ит. д., она приговаривала: «Да, мой батюшка, да».

Обыкновенно, когда я вставал и собирался уходить, она отворяла голубой сундук, на крышке которого снутри — как теперь помню — были наклеены крашеное изображение какого-то гусара, картинка с помадной баночки и рисунок Володи, — вынимала из этого сундука куренье, зажигала его и, помахивая, говаривала:

— Это, батюшка, ещё очаковское куренье. Когда ваш покойник дедушка — царство небесное — под турку ходили, так оттуда ещё привезли. Вот уж последний кусочек остался, — прибавляла она со вздохом.

В сундуках, которыми была наполнена её комната, было решительно всё. Что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «Надо спросить у Натальи Савишны», — и действительно, порывшись немного, она находила требуемый предмет и говаривала: «Вот и хорошо, что припрятала». В сундуках этих были тысячи таких предметов, о которых никто в доме, кроме её, не знал и не заботился.

7. Как называется описание внутреннего убранства помещения в художественном произведении («В сундуках, которыми была наполнена её комната, было решительно всё»)?

Ответ: ...

8. Между матерью героя и Натальей Савишной состоялся разговор. Назовите эту форму речевого общения персонажей.

Ответ: ...

9. Укажите название выразительной подробности, несущей определённую смысловую нагрузку (крашеное изображение гусара на крышке сундука).

Ответ: ...

10. Как называется приём художественного преувеличения предметов и явлений: «В сундуках этих были тысячи таких предметов...»?

Ответ: ...

11. В чём причина столь странной реакции Натальи Савишны на подаренную ей вольную? Дайте прямой связный ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).

Ответ: ...

12. Назовите произведение русского или зарубежного писателя, посвящённое теме детства, и сравните это произведение с «Детством» Л. Н. Толстого. Дайте развёрнутый ответ (примерный объём 5 — 7 предложений).

Ответ: ...