Проверочные работы по литературе 7 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Проверочная работа № 8.М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
1. Форму какого фольклорного жанра избрал М. Е. Салтыков- Щедрин для своей «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? Почему именно этому жанру отдал предпочтение писатель?
Ответ: ...
2. Как вы понимаете название сборника «Сказки для детей изрядного возраста»?
Ответ: ...
3. Каким пафосом (авторским отношением к описываемой действительности) проникнута «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
а) лирическим в) сатирическим
б) героическим г) драматическим
Ответ: ...
4. Подумайте, чем произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина близки сказке, а чем басне. Заполните таблицу.
Черты сказки |
Черты басни |
• Прочитайте фрагмент «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина и ответьте на вопросы 5 — 9.
Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверения в совершенном моём почтении и преданности». Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось.
— Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, — сказал один генерал, — вижу, будто живу я на необитаемом острове...
Сказал это, да как вскочит! Вскочил и другой генерал.
— Господи! Да что же это такое! Где мы! — вскрикнули оба не своим голосом. И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что всё это не больше, как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности. Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось всё то же безграничное море. Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру. Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену.
— Теперь бы кофейку испить хорошо! — молвил один генерал, но вспомнил, какая с ним неслыханная штука случилась, и во второй раз заплакал. — Что же мы будем, однако, делать? — продолжал он сквозь слёзы, — ежели теперича доклад написать — какая польза из этого выйдет?
— Вот что, — отвечал другой генерал, — пойдите вы, ваше превосходительство, на запад, а я пойду на восток, а к вечеру опять на этом же месте сойдёмся, может быть, что-нибудь и найдём. Сказано — сделано. Пошёл один генерал направо и видит — растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть — ничего не вышло, только рубашку изорвал. Пошёл генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит. «Вот кабы этакой-то рыбки!» — подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита. Зашёл генерал в лес — а там рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают.
— Господи! Еды-то! Еды-то! — сказал генерал, почувствовав, что его уже начинает тошнить. Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками. Приходит, а другой генерал уж дожидается.
— Ну, что, ваше превосходительство, промыслили что-нибудь?
— Да вот нашёл старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!
Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. То беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать, то припоминаются виденные днём плоды, рыбы, рябчики, тетерева, зайцы.
5. Установите соответствие между жанровыми элементами сказки, использованными в «Повести...», и примерами из текста. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблицу.
Сказочные элементы
A) зачин
Б) присказка
B) гипербола
Примеры
1) «очутились на необитаемом острове»
2) «рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит»
3) «по щучьему велению, по моему хотению»
4) «жили да были два генерала»
Ответ:
А |
Б |
В |
6. Какой этап развития сюжета представлен в данном фрагменте «Повести...» М. Е. Салтыкова-Щедрина?
Ответ: ...
7. Во втором и третьем абзацах фрагмента автор дважды использует для характеристики генералов сходные выражения. Выпишите одно из этих выражений, указывающих на глупость и умственную ограниченность генералов.
Ответ: ...
8. Изображая генералов комически, автор акцентирует внимание читателя на том, что «...они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену...». Как называются такие выразительные подробности, несущие значительную смысловую и эмоциональную нагрузку?
Ответ: ...
9. Укажите название использованного М. Е. Салтыковым- Щедриным приёма сатирического преувеличения, предполагающего соединение фантастики и реальности, который в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» становится «двигателем» повествования.
Ответ: ...
10. К каким социальным проблемам, комически описывая бездеятельность генералов, обращается М. Е. Салтыков-Щедрин в данном фрагменте? Дайте прямой связный ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).
Ответ: ...
11. В творчестве какого писателя XIX — XX вв. нашли продолжение традиции щедринской сатиры? Свой ответ аргументируйте (примерный объём 5 — 7 предложений).
Ответ: ...