Проверочные работы по литературе 7 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Проверочная работа № 12.И. А. Бунин. Цифры
На вопросы 1 — 4 дайте ответы объёмом 1 — 2 предложения.
1. Кто, по-вашему, виноват в ссоре мальчика и дяди в рассказе «Цифры»?
Ответ: ...
2. Как оценивает дядя поступки мальчика и собственное решение?
Ответ: ...
3. Почему бабушка и мама поддерживали дядю?
Ответ: ...
4. На чьей стороне автор?
Ответ:
• Прочитайте фрагмент рассказа И. А. Бунина «Цифры» и ответьте на вопросы 5 — 8.
Ты в этот день проснулся с новой мыслью, с новой мечтой, которая захватила всю твою душу.
Только что открылись для тебя ещё не изведанные радости: иметь свои собственные книжки с картинками, пенал, цветные карандаши — непременно цветные! — и выучиться читать, рисовать и писать цифры. И всё это сразу, в один день, как можно скорее. Открыв утром глаза, ты тотчас же позвал меня в детскую и засыпал горячими просьбами: как можно скорее выписать тебе детский журнал, купить книг, карандашей, бумаги и немедленно приняться за цифры.
— Но сегодня царский день, всё заперто, — соврал я, чтобы оттянуть дело до завтра или хоть до вечера: уж очень не хотелось мне идти в город.
Но ты замотал головою.
— Нет, нет, не царский! — закричал ты слишком тонким голоском, поднимая брови. — Вовсе не царский — я знаю.
— Да уверяю тебя, царский! — сказал я.
— А я знаю, что не царский! Ну, пожа-алуйста!
— Если ты будешь приставать, — сказал я строго и твёрдо то, что говорят в таких случаях все дяди, — если ты будешь приставать, так и совсем не куплю ничего.
Ты задумался.
— Ну, что ж делать! — сказал ты со вздохом. — Ну, царский, так царский. Ну, а цифры? Ведь можно же, — сказал
ты, опять поднимая брови, но уже басом, рассудительно, — ведь можно же в царский день показывать цифры?
— Нет, нельзя, — поспешно сказала бабушка. — Придёт полицейский и арестует... И не приставай к дяде.
— Ну, это-то уж лишнее, — ответил я бабушке. — А просто мне не хочется сейчас. Вот завтра или вечером покажу.
— Нет, ты сейчас покажи!
— Сейчас не хочу. Сказал — завтра.
— Ну, во-от, — протянул ты. — Теперь говоришь — завтра, а потом скажешь — ещё завтра. Нет, покажи сейчас!
Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости... Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей.
И я твёрдо отрезал:
— Завтра. Раз сказано — завтра, значит, так и надо сделать.
— Ну, хорошо же, дядька! — пригрозил ты дерзко и весело. — Помни ты это себе!
И стал поспешно одеваться.
5. Мальчик и дядя ведут разговор, обмениваясь репликами. Назовите термин, обозначающий такую форму речевого общения.
Ответ: ...
6. Общаясь с мальчиком, дядя пытается найти правильное решение, прислушиваясь к себе: «Сердце тихо говорило мне...» Назовите использованное в этих строках художественное средство.
Ответ: ...
7. Пытаясь быть твёрдым, дядя говорит: «Завтра. Раз сказано — завтра, значит, так и надо сделать». Какой художественный приём применяет здесь автор?
Ответ: ...
8. Как называется образное определение, подчёркивающее эмоциональность состояния мальчика: «горячие просьбы»?
Ответ: ...
9. Сопоставьте поведение героев Л. Н. Толстого и И. А. Бунина (Николенька — «Детство», Женя — «Цифры»). Кто из героев вызывает жалость, сочувствие? Как можно объяснить их поступки? Дайте развёрнутый ответ (примерный объём 5 — 7 предложений).
Ответ: ...