Проверочные работы по литературе 7 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Проверочная работа № 13.М. Горький. Легенда о Данко Детство
1. Укажите имя, отчество и настоящую фамилию М. Горького.
Ответ: ...
2. С каким традиционным жанром фольклора соотносится история о Данко?
а) былина
б) легенда
в) песнь
г) сказка
Ответ: ...
3. Какое слово становится ключевым для определения сути характера Данко и художественной концепции повествования?
а) красивый
б) гордый
в) сильный
г) волевой
Ответ: ...
• Прочитайте фрагмент о Данко из произведения М. Горького «Старуха Изергиль» и ответьте на вопросы 4 — 8.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нём собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнём и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещённые холодным огнём молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, тёмное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шёл впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
— Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!
— Вы сказали: «Веди!» — и я повёл! — крикнул Данко, становясь против них грудью. — Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их ещё более.
— Ты умрёшь! Ты умрёшь! — ревели они.
А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого ещё ярче загорелось в нём сердце, ибо эта их дума родила в нём тоску.
А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.
4. Какой элемент композиции, представляющий собой описание природы, позволяет автору создать образ непроходимого страшного леса: «И деревья, освещённые холодным огнём молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, тёмное и холодное»?
Ответ: ...
5. Какой художественный приём, основанный на противопоставлении жизненных событий и явлений, использует автор, чтобы подчеркнуть беззащитность людей («Шли маленькие люди между больших деревьев...»)?
Ответ: ...
6. Как называется одушевление неодушевлённых предметов или явлений в художественном произведении: «...великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни...», «А лес всё пел свою мрачную песню...»?
Ответ: ...
7. Укажите термин, которым в литературоведении называется разговор между людьми, их воспроизведённая прямая речь.
Ответ: ...
8. Как называется изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Оно пылало так ярко, как солнце...»?
Ответ: ...
9. Чем отличается, по вашему мнению, Данко от окружающих его людей? Напрасна ли была жертва Данко? Дайте прямой связный ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).
Ответ: ...
• Вспомните повесть М. Горького «Детство».
1. Почему писатель назвал жизнь в доме Кашириных «свинцовыми мерзостями русской жизни»?
Ответ: ...
2. Удалось ли автору показать «яркое, здоровое и творческое в русской жизни»? Если да, то в каких образах оно воплощено?
Ответ: ...