Проверочные работы по литературе 7 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Проверочная работа № 15.В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

1. Тема стихотворения «Необычайное приключение...»:

а) жизнь поэта летом на даче

б) фантастическая встреча человека и солнца

в) поэтический труд и назначение поэта

Ответ: ...

2. Как в стихотворении сочетаются реальное и фантастическое?

Ответ: ...

3. В каком лексическом значении использует автор слово «светить»?

а) освещать дорогу, путь, указывать направление

б) делать жизнь яркой и привлекательной

в) излучать уверенность и спокойствие

Ответ: ...

• Прочитайте приведённый ниже фрагмент стихотворения и ответьте на вопросы 4 — 9.

В окошки,

в двери,

в щель войдя,

валилась солнца масса,

ввалилось;

дух переведя,

заговорило басом:

«Гоню обратно я огни

впервые с сотворенья.

Ты звал меня?

Чаи гони,

гони, поэт, варенье!»

Слеза из глаз у самого —

жара с ума сводила,

но я ему —

на самовар:

«Ну что ж,

садись, светило!»

Чёрт дёрнул дерзости мои

орать ему, —

сконфужен,

я сел на уголок скамьи,

боюсь — не вышло б хуже!

Но странная из солнца ясь

струилась, —

и степенность забыв,

сижу, разговорясь

с светилом постепенно.

Про то,

про это говорю,

что-де заела Роста,

а солнце:

«Ладно, не горюй,

смотри на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

светить

легко?

— Поди, попробуй! —

А вот идёшь —

взялось идти,

идёшь — и светишь в оба!»

Болтали так до темноты —

до бывшей ночи то есть.

Какая тьма уж тут?

На «ты»

мы с ним, совсем освоясь.

И скоро,

дружбы не тая,

бью по плечу его я.

А солнце тоже:

«Ты да я,

нас, товарищ, двое!

Пойдём, поэт,

взорим,

вспоём

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить своё,

а ты — своё,

стихами».

Стена теней, ночей тюрьма

под солнц двустволкой пала.

Стихов и света кутерьма —

сияй во что попало!

Устанет то, и хочет ночь

прилечь,

тупая сонница.

Вдруг — я

во всю светаю мочь —

и снова день трезвонится.

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить —

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой —

и солнца!

4. Лирический герой беседует с солнцем. Как называется обмен репликами между персонажами в художественном произведении?

Ответ: ...

5. Как называются новые слова, созданные автором в произведении (взорим, сонница)?

Ответ: ...

6. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в начале данного фрагмента — от слов «В окошки...» до слов «...не вышло б хуже». Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сарказм    4) анафора

2) инверсия    5) сравнение

3) звукопись

Ответ: ...

7. Как в литературоведении называется одинаковое или сходное звучание концов стихотворных строк (хламе — стихами; солнца — донца)?

Ответ: ...

8. Выпишите слово, повтор которого придаёт особую выразительность финалу стихотворения.

Ответ: ...

9. Как меняется характер разговора поэта с солнцем? В чём смысл призыва, прозвучавшего в конце стихотворения? Дайте прямой связный ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).

Ответ: ...