Проверочные работы по литературе 7 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Проверочная работа № 1.Устное народное творчество
Былины
1. Что такое былина? Выберите правильное определение.
А) Жанр фольклора, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности.
Б) Жанр русского фольклора; эпическая песня героикопатриотического содержания, повествующая о богатырях и героическом прошлом русского народа.
В) Жанр русской средневековой литературы, представляющий собой правдивый исторический рассказ.
Ответ: ...
2. Как по-другому назывались былины в народе? Объясните смысл этих названий.
Ответ: ...
3. Назовите два основных цикла былин. Охарактеризуйте их.
А) ...
Б) ...
4. Какому элементу композиции соответствует фрагмент былины?
А как ведь во славном в Нове-граде
А и как был Садко да гусельщик-от,
А и как не было много несчётной золотой казны,
А и как только он ходил по честным пирам,
Спотешал как он да купцей, бояр,
Веселил как он их на честных пирах.
а) кульминация
б) развитие действия
в) исход
г) зачин
Ответ: ...
5. Что такое постоянный эпитет? Выберите правильное определение.
A) Вид метафоры, основанной на переносе качеств одушевлённого предмета на неодушевлённый.
Б) Устойчивое определение, регулярно встречающееся в жанрах фольклора.
B) Образное определение, чаще употребляемое в авторской литературе.
Ответ: ...
6. Соотнесите существительные и прилагательные, чтобы получились постоянные эпитеты.
Борзый
Добрый
Буйная
Хоробрая
Красна
Ясный
сокол
дружинушка
молодец
головушка
конь
девица
Ответ: ...
7. Соотнесите имена русских богатырей и черты характера, присущие им.
1. Илья Муромец
2. Алёша Попович
3. Микула Селянинович
4. Садко
A) ловкий, сообразительный, хитрый
Б) разумный, талантливый, верный
B) трудолюбивый, неторопливый, хозяйственный
Г) мудрый, уверенный в себе, бесстрашный
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
• Прочитайте фрагмент былины «Вольга и Микула Селянинович» и ответьте на вопросы 8 — 13.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенья-коренья вывёртывает,
А болыние-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у неё да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да чёрна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него чёрна бархата.
Говорит-то Вольга таковы слова:
— Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьяновати,
А бороздки тебе да помётывати,
А пенья-коренья вывёртывати,
А большие-то каменья в борозду валить!
Говорит оратай таковы слова:
— Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?
8. Назовите средство создания образа героя, представляющее собой описание его внешности:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да чёрна соболя.
Ответ: ...
9. Назовите художественный приём чрезмерного преувеличения, с помощью которого подчёркнута богатырская сила Микулы Селяниновича:
А пенья-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
Ответ: ...
10. Как называются слова, вышедшие из активного употребления (оратай, кафтан)?
Ответ: ...
11. Назовите средство художественной изобразительности, основанное на сопоставлении предметов и явлений, которое использовано для создания образа героя в следующих строках:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да чёрна соболя.
Ответ: ...
12. Между Вольгой и Микулой происходит разговор. Как называется разговор персонажей в художественном произведении?
Ответ: ...
13. Как данное описание Микулы Селяниновича позволяет судить об отношении к нему рассказчика былины? Дайте прямой связный ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).
Ответ: ...