Учимся писать сочинение 7 класс - Е. С. Бирючева 2019


Биографический рассказ

Зрелище жизни великого человека

есть всегда прекрасное зрелище:

оно возвышает душу, мирит с жизнью,

возбуждает деятельность.

В. Г. Белинский

Рассказ о биографии того или иного лица относится к повествованиям монологического типа. В биографическом повествовании необходимо указать:

1) когда и где родился герой повествования, когда и где умер, кто родители;

2) когда и где начал учиться, какое образование получил;

3) когда и где начал работать, какие должности занимал;

4) каковы главные события его жизни;

5) что следует считать главным делом жизни героя повествования.

При ответах на эти вопросы, как правило, используются:

1) ряды глаголов-сказуемых со значением последовательности действия: родился, получил образование, служил, участвовал, объехал и др., перемежая глаголы совершенного и несовершенного вида;

2) формы слов и словосочетаний, выражающих обстоятельственные значения места, времени;

3) прямой порядок слов.

Биографический рассказ (биография от греч. bios — жизнь, grapho — пишу) — описание важных событий чьей-нибудь жизни. На основе насыщенного фактического материала читатель представляет себе личность человека, стадии его роста, отмечает, как формировался характер, творческую деятельность человека.

Задание 4

В чём отличие биографического рассказа от автобиографии?

Задание 5

Прочитайте два фрагмента из книги М. Бессараб «Владимир Даль», в которых рассказывается о родителях В. И. Даля. Скажите, какие сведения, по вашему мнению, являются интересными для более подробного рассказа о В. И. Дале?

Отец В. И. Даля

Иоганн Даль преуспел в науках. Сын офицера датской королевской армии Матвея Даля, он рано окончил школу у себя на родине и отправился учиться в Германию, в Йенский университет. Здесь он изучил языки: немецкий, английский, французский, русский, еврейский, латынь и греческий, причём овладел ими блестяще.

Слава о талантливом лингвисте дошла до русского двора, и Екатерина II решила пригласить Иоганна Даля в Санкт- Петербург на должность библиотекаря. Это происходило в середине 80-х годов XVIII века. Молодой учёный прибыл в русскую столицу и решил остаться в России, хотя занятиями своими был крайне недоволен...

Даль хотел выбрать самую полезную специальность. По его мнению, в те годы в России не хватало врачей. И он решил посвятить себя медицине.

Даль снова отправился в Йену, получил диплом доктора медицины и, вернувшись в Россию, больше никогда её не покидал. С тех пор он и имя своё стал писать на русский лад — Иван Матвеев сын Даль. Вскоре Иван Матвеевич женился на Марии Фрейтач.

Молодая семья поселилась в Галиче, где Иван Матвеевич был определён лекарем в полк, которым командовал сам Павел I.

Уволившись в отставку, Даль служил затем до конца своей жизни лекарем, сначала — в Луганске, а затем — Николаеве, и, по свидетельству современников, был замечательным и всеми уважаемым врачом.

Мать В. И. Даля

Мария Христофоровна Фрейтач — мать В. И. Даля, хоть и не была полиглотом, как её муж, но всё-таки в совершенстве владела, кроме немецкого, русским, английским и французским языками... Увлечение языками было общей семейной страстью.

Основная забота о детях лежала на матери, и начальное образование они получили дома. В. И. Даль писал позже: «Мать наша была добра и разумна и лично занималась обучением нашим».

Ласковая и мягкая по натуре, всегда ровная в обращении, Мария Христофоровна и любила детей, и никогда не баловала их. Это была сама доброта. И дети больше всего на свете боялись огорчить её.

Мария Христофоровна была весёлая, добрая и шумливая хлопотунья. Всё ладилось у неё в руках, и всему она могла научить легко и без принужденья.

Через много лет, когда Владимир Иванович Даль стал одним из лучших хирургов Санкт-Петербурга, он часто повторял, что всем обязан своей матери, приучившей его с детства ко всякой работе.

...

В расширенном биографическом повествовании уместно

1) в экспозиции (вступлении) дать краткую характеристику эпохи, перечислить основные исторические события, назвать знаменитых современников, определить место героя повествования в ряду прогрессивных деятелей его времени;

2) в основной части привести необходимые пояснения, оценки, суждения, умозаключения и др.;

3) в заключении рассказа можно привести один-два ярких фрагмента (эпизода) из жизни героя повествования.

Задание 6

Проанализируйте приведённый ниже текст с точки зрения соблюдения в нём жанровых признаков биографического рассказа. Почему акцент делается не на основных фактах биографии, а на мечте Александра Грина и на его стремлении к её осуществлению?

Александр Степанович Грин

В биографии и творчестве Александра Грина много необычного, начиная с фамилии. Краткое «Грин» звучит таинственно, необычно в отличие от настоящей фамилии писателя — Гриневский. К тому же, как вспоминал писатель, так его в детстве называли друзья. Будущий писатель родился в 1880 году в семье польского ссыльного, мать рано умерла. Позднее Грин с горечью скажет: «Я не знал нормального детства».

Повседневная жизнь была тяжёлой, безрадостной. Необычным и прекрасным был мир в мечтах и книгах. «Я люблю книги, люблю держать их в руках, пробегая заглавия, которые звучат как голос за таинственным входом или наивно открывают содержание текста» — так устами одного из своих героев скажет о себе Грин. Уже к двенадцати годам он знал произведения практически всех русских писателей, перечитал книги Томаса Майн Рида, Жюля Верна, Фенимора Купера, Роберта Льюиса Стивенсона, Эдгара Алана По. Произведения этих писателей развивали воображение, рождали жажду подвигов, приключений и сильных чувств. В маленькой Вятке способный, но не похожий на других мальчик выделялся, казался странным.

Едва закончив городское училище, шестнадцатилетний юноша уезжает из дома. Он направляется в Одессу, надеясь связать свою жизнь с морем. Но финансовые и физические возможности не позволили Грину стать моряком. Подводил и непокорный нрав. Большого труда ему стоило устроиться на грузовые пароходики, чтобы своими глазами увидеть Кавказ, Крым, побывать в Египте.

А затем начались годы странствий по России, поиски себя и своего места в жизни. Будущему писателю довелось быть рыбаком и землекопом, работать на золотых приисках и лесосплаве, тушить пожары на нефтяных вышках, служить в армии, участвовать в революционном движении. Но всё более укреплялся он в стремлении посвятить себя творчеству. И хотя жилось Грину очень трудно, он не оставлял высокой цели стать писателем и неустанно шёл к ней.

Очень медленно, но мечта стала воплощаться в жизнь. Стали появляться первые рассказы под псевдонимом «А. С. Грин», затем и книги. «Я пишу о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, о тайных путях души и смысле случая», — говорил автор. Силой своей богатой фантазии он создал в книгах особый мир — сказочную страну Гринладию. Здесь господствует вольная морская стихия, радует глаз экзотическая природа, завораживают названия неведомых мест: Зурбаган, Теллури, Сан-Риоль, Лисе... Их не найдёшь на карте, но кажется, что этот придуманный писателем мир существует на самом деле, настолько подробны, точны и ярки эти описания.

«Детское живёт в человеке до седых волос», — утверждал Грин. Последние годы жизни писатель провёл в Крыму. Верный своей юношеской мечте, он вернулся к морю и создал здесь многие свои произведения. В память об этом удивительном человеке и художнике сложены песни. Его именем названа горная вершина и открытая учёными-астрономами звезда.

...

Задание 7

Согласны ли вы с утверждением автора «Краткой риторики» А. Мерзлякова? Устно докажите это, используя примеры из предыдущих упражнений.

Слог биографический требует всех тех достоинств (ясности, порядка, живости, свободы), которые необходимы для каждого рода исторических сочинений. Он позволяет себе только скромное украшение, удаляется от всего панегирического и напыщенного; бывает всегда ровен, цветущ и разнообразен. Особенно биографический писатель должен отличаться какою-то доброю, естественною простотою в выражениях, не слишком обыкновенных и не слишком искусственных; о некоторых мелких обстоятельствах он только намекает, другие описывает с подробностию, — иные представляет догадке читателя.

Задание 8

Прочитайте отрывок из биографии А. С. Пушкина. Какие средства использует автор, для того чтобы заинтересовать читателя? Каким предстаёт юный Пушкин в описании автора? Соответствует ли этот фрагмент рассказа требованиям А. Мерзлякова к языку биографического жанра?

Умственное развитие Пушкина началось рано: прекрасно владея с детства французским языком (товарищи по классу дразнили его потом «французом»), он перечитал всю библиотеку отца в годы, когда другие дети предпочитают игры. Где-то в конце первого десятилетия в его поведении произошёл резкий перелом: из тихого и неуклюжего ребёнка он превратился в резвого подростка, неутомимого в шумных играх. Позже, в годы учения, он, по свидетельству товарищей, никогда не хвалился умственным превосходством и не называл в разговорах с одноклассниками книг, которые он прочёл давно и о которых его товарищи и не слыхали. Зато он искренне радовался, если побеждал кого-нибудь в ловкости, прыжках или беге. Школьный товарищ Пушкина, в будущем декабрист, Иван Пущин позже вспоминал: «Всё научное он не считал ни во что и как будто желал только доказать, что мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик и пр.».

(Ю. М. Лотман)

Задание 9

Прочитайте биографическую справку о писателе Эдварде Лире, а также стихотворение «Эдвард Лир о самом себе» (в переводе С. Я. Маршака). Что вы можете сказать об Э. Лире как о человеке? Как поэтический автопортрет помог вам представить его внешний облик и характер? Напишите на основе представленных материалов биографический рассказ, посвящённый Эдварду Лиру.

Эдвард Лир (1812 — 1888)

Эдвард Лир — английский поэт, художник, композитор, основоположник поэзии нонсенса, автор нескольких сборников коротких стихотворений и песен, лимериков, дополненных рисунками автора: «Книга нонсенса» (1846), «Бессмысленные песни, рассказы, ботаника и алфавиты» (1871), «Ещё бессмыслицы» (1872), «Смешные стихи» (1876).

Родился Лир в большой семье преуспевающего бизнесмена, который обанкротился и попал в долговую яму. Хорошо рисовавший мальчик рано начал зарабатывать себе на жизнь, делая рисунки для оформления магазинчиков, кабинетов врачей и пр. По заданию Зоологического общества Лир зарисовал коллекцию попугаев. Несколько лет провёл в имении графа Дерби, где была собрана прекрасная коллекция редких птиц и животных. Здесь за ним закрепилась слава художника-анималиста. Для детей графа Лир написал множество смешных стихотворений, которые позже вошли в его сборники.

Лир много путешествовал. Семьи у него, как и у Льюиса Кэролла, не было. Последние годы жизни Лир провёл в Сан- Ремо в обществе старого слуги и кота Фосса.

Эдвард Лир о самом себе

Мы в восторге от мистера Лира,

Исписал он стихами тома.

Для одних он — ворчун и придира,

А другим он приятен весьма.

Десять пальцев, два глаза, два уха

Подарила природа ему.

Не лишён он известного слуха

И в гостях не поёт потому.

Книг у Лира на полках немало.

Он привёз их из множества стран.

Пьёт вино он с наклейкой «Марсала»,

И совсем не бывает он пьян.

Есть у Лира знакомые разные.

Кот его называется Фосс.

Тело автора — шарообразное,

И совсем нет под шляпой волос.

Если ходит он, тростью стуча,

В белоснежном плаще за границей,

Все мальчишки кричат: «Англичанин

В халате бежал из больницы!»

Он рыдает, бродя в одиночку

По горам, среди каменных глыб,

Покупает в аптеке примочку,

А в ларьке — марципановых рыб.

По-испански не пишет он, дети,

И не любит он пить рыбий жир...

Как приятно нам знать, что на свете

Есть такой человек — мистер Лир!

...

Основная цель биографического жанра — сохранение информации о прошлом: на примере становления интересной, значимой для общества личности, её духовных исканий автор биографического рассказа всегда стремится дать нравственный урок современникам и потомкам.

Помните, что создавая биографический рассказ, нужно перечислить не только хронологию событий, но и подчеркнуть их значение для развития личности.

Задание 10

Расскажите о жизни известного человека (личность на ваш выбор). Рассказ начните с фразы: «Жизнь имя была насыщенной». Объясните в своём сочинении, почему личность именно этого человека вы считаете замечательной или достойной внимания. В какой части повествования будет отражаться ваша оценка?

...