Учимся писать сочинение 7 класс - Е. С. Бирючева 2019
Оригинальная композиция
Задание 11
Вспомните, что такое композиция. Какие элементы можно выделить в композиционном строении рассказа?
Создавая своё произведение, автор сам выбирает принцип «сборки» композиционных элементов. Так, например, прямоточный (хроникальный) тип композиции предполагает последовательное, «линейное», без нарушений хронологической последовательности повествование, ясное и простое развитие событий: от завязки через развитие действия до самого напряжённого момента повествования (кульминации), через спад действия к развязке.
Например, рассказ А. П. Чехова «Хамелеон» является типичным примером прямоточной композиции. Докажите это, проанализировав события рассказа: что является завязкой действия, развитием действия, кульминацией и развязкой. Каким образом развиваются события рассказа относительно времени повествования и изложения фактов?
...
Задание 12
Внимательно прочитайте фрагмент рассказа Ю. Дмитриева «Мой некрасивый друг». Какие композиционные части представлены в этом фрагменте?
Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке — большая, грузная — и тяжело дышала.
Конечно, я и раньше видел жаб, но разглядывать их мне как-то не приходилось — всё было некогда, всегда куда-то торопился.
А в тот день я не спешил и, присев на корточки, стал рассматривать жабу.
Она не пыталась удрать. Может быть, понимала, что удрать ей всё равно не удастся, а может быть, чувствовала, что ничего плохого я ей не сделаю. Но так или иначе — она сидела на тропинке и смотрела на меня. А я смотрел на жабу и вспоминал множество небылиц, которые рассказывают об этих животных. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. Но вот сейчас, разглядывая сидящую передо мной жабу, я понял, что это неправда, что не такая уж она уродливая. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но стоит ли судить по первому взгляду?
И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой.
Теперь эта встреча произошла не в лесу, а в дальней части нашего двора. Эту часть двора мы называли садом, потому что там росло несколько старых лип и тополей, а вдоль забора густо разрослись кусты сирени. Вон там, в этом саду, у большого трухлявого пня, я снова встретился с жабой. Конечно, это была другая жаба, но мне почему-то хотелось, чтоб это была та самая, которую я видел в лесу. Чтоб она каким-то образом попала во двор нашего старого дома, полюбила его, как любили этот двор мы, мальчишки, и осталась тут жить.
Нет, конечно, это была другая жаба. Но, наверное, ей действительно понравился наш двор, если она поселилась в нём.
Я стал часто наведываться к старому пню и иногда встречал там жабу. В жаркие дни она тихонечко сидела в маленькой ямке или густой траве, прячась от горячих лучей и ожидая сумерек, в пасмурные же дни я встречал её и довольно далеко от старого пня.
С этого дня я каждое утро в один и тот же час приходил к старому пню и в одном и том же месте находил мою жабу. Казалось, она поджидает меня.
Но однажды я опоздал на свидание...
Подумайте, что произошло в тот вечер, когда рассказчик опоздал на встречу. Устно закончите рассказ.
...
Задание 13
Прочитайте в Приложении окончание рассказа «Мой некрасивый друг». Предвидели ли вы такой поворот событий? Какие чувства вы испытали, когда прочитали авторский вариант концовки? Какую проблему поднимает автор в своём рассказе?
...
Задание 14
Проработайте теоретический материал «Оригинальная композиция рассказа». Сделайте вывод о том, как композиция помогает организовать художественный мир произведения, реализовать авторский замысел.
Автор может создать оригинальное произведение, используя так называемую оригинальную композицию повествования (применимо не только для жанра рассказа):
1. Кольцевая: начало и конец рассказа перекликаются: появляются те же образы, мотивы, ключевые слова. Рассказ получает так называемое «авторское обрамление». Автор намеренно обращается к повторам разного типа, чтобы выделить, подчеркнуть наиболее важные смысловые моменты. Иногда такой тип композиции называют «рассказ в рассказе».
2. Обратная: рассказ начинается с конца события, с развязки или кульминации, а последующие события раскрывают и поясняют ход предыдущих событий. Часто подобную композицию называют «детективной композицией».
3. «С разрывом»: приём композиционного «разрыва» авторы используют, если есть необходимость прервать действие на самом интересном месте, создать интригу, задержать внимание, дать читателю возможность представить и осмыслить написанное. А взгляд автора тем временем перемещается на другие события.
4. Остросюжетная: кульминация является одновременно и развязкой. Автор играет на любопытстве читателей, заставляя их задаваться вопросами: «А что дальше? А что будет сейчас? А будет ли продолжение?» Текст, построенный по такому принципу, не даёт ответы на эти вопросы.
5. Инверсионная: эпизод из будущей трагической жизни героя изымается из естественной хронологической цепи событий и помещается рядом с противоположным ему по тональности мирным временем (время молодости, радости, беспечности, беззаботности). Подобная композиция используется для создания трагической тональности, «плохих концов», для усиления впечатления, с целью вызвать у читателя яркое сопереживание. Подходит для рассказов, содержащих описания военных подвигов.
6. Револьверная: одно событие даётся с разных точек зрения — глазами разных героев. Таким образом, одно событие, один факт действительности получает всесторонний анализ и оценку.
7. Контрапункт: развитие двух сюжетных линий параллельно. Линия из прошлого героя перемежается с линией настоящего, объясняя тем самым его действия в настоящем, раскрывая внутренний мир персонажа, поясняя отдельные его странности, особенности, действия, слова.
Задание 15
Проанализируйте сочинение ученика в жанре биографического рассказа: соблюдены ли в нём все особенности жанра? Что вы можете сказать о принципах построения этого рассказа? Объясните заглавие рассказа, как оно соотносится с последующим содержанием?
Кинолента памяти
Мария Ильинична Шёлкова не может смотреть фильмы о войне, потому что память начинает «крутить» перед глазами свою кровавую киноленту. И этот кинопроектор невозможно выключить, как телевизор.
Родилась Мария Ильинична в селе Ерзовка, которое во время войны оказалась в прифронтовой полосе. Село было большое — более семисот дворов, а его жители были объединены в два колхоза.
Маше было двенадцать лет, когда война подступила к самому порогу их дома. 23 августа 1942 года она отлично помнит. Фашисты вели массированную бомбёжку не только Сталинграда, но и окрестных деревень, где скопились войска и обозы. Так что досталось — да ещё как! — и Ерзовке.
В тот день Маша разносила по поручению сельсовета призывные повестки. Было 16 часов 18 минут. Именно это время было назначено для массированной бомбёжки Сталинграда. А войска ударной группировки 6-й армии с немецкой педантичностью вырвались к Волге в районе посёлка Латошинка.
Фашисты отлично знали, что бомбить нужно все объекты жизнеобеспечения: амбары с хлебом, магазины, склад горючего, колхозные полуторки. Все, кто находился в сельсовете, выскочили на улицу. Что здесь началось! Под беспрерывным огнём — кровь, крики людей, ржание лошадей, вой самолётов, взрывы, — куда ни взглянешь.
Вместе со всеми Маша кинулась прочь от сельсовета, взрывной волной её бросило на землю, шальной осколок срезал кожу. Раненой девочке долго пришлось бежать в свой околоток.
Из Ерзовки немцы не уходили до самого завершения сражения за Сталинград.
Однажды перед наступлением приехал Жуков. Все выбежали на улицу — и впрямь, шагает впереди группы офицеров Жуков, уверенно и быстро, чеканя шаг. Говорили, что с появлением Жукова намечается наступление, радостно приветствовали знаменитого военачальника, предполагая скорые перемены на фронте.
Первую военную зиму Шёлковы прожили почти благополучно, так как выкопали на огороде картошку, собрали овощи, да и корова была. Голод начался после освобождения Сталинграда: не было ни зерна на посев, ни семян овощей. Посевное зерно наскребали по дворам. После освобождения Сталинграда семья перебралась в город, Маша училась в вечерней школе и работала в сталеплавильном цеху Тракторного завода. Так она вносила свой вклад в Победу.
...Много воды утекло с тех пор: нет уже в живых родных и близких, а память о тех событиях не даёт покоя. Всё также по вечерам Мария Ильинична прокручивает свою киноленту памяти.
...
Задание 16
Внесите корректировку в композиционное строение рассказа «Подвиг у Дубосеково» с учётом правил кольцевой композиции.
Разъезд Дубосеково. 118-й километр от Москвы. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама. Здесь на холме, на открытом поле, герои из дивизии генерала Панфилова в середине ноября 1941 года преградили фашистам путь.
Их было 28. Возглавлял бойцов политрук Клочков. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов. Рванулись танки, гудят моторами. Сосчитали солдаты:
— Батюшки, двадцать штук!
Усмехнулся Клочков:
— Двадцать танков. Так это, выходит, меньше, чем по одному на человека.
— Меньше, — сказал рядовой Емцов.
— Конечно, меньше, — сказал Петренко.
Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама. Вступили герои в бой.
— Ура! — разнеслось над окопами. Это солдаты первый подбили танк.
Снова гремит «Ура!». Это второй споткнулся, фыркнул мотором, лязгнул бронёй и замер. И снова «Ура!». И снова. Четырнадцать танков из двадцати подбили герои. Отошли, отползли уцелевшие шесть.
Рассмеялся сержант Петренко:
— Поперхнулся, видать, разбойник.
— Эка же, хвост поджал.
Передохнули солдаты. Видят — снова идёт лавина. Сосчитали — тридцать фашистских танков. Посмотрел на солдат политрук Клочков. Замерли все. Притихли. Лишь слышен железа лязг. Ближе всё танки, ближе.
— Друзья, — произнёс Клочков, — велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва.
— Понятно, товарищ политрук, — ответили солдаты. — Москва!
Вступили солдаты в битву. Всё меньше и меньше в живых героев. Пали Емцов и Петренко. Погиб Бондаренко. Погиб Трофимов. Нарсунбай Есебулатов убит. Шопоков. Всё меньше и меньше солдат и гранат. Вот ранен и сам Клочков. Поднялся навстречу танку. Бросил гранату. Взорван фашистский танк. Радость победы озарила лицо Клочкова. И в ту же секунду сразила героя пуля. Пал политрук Клочков.
Стойко сражались герои-панфиловцы. Доказали, что мужеству нет предела. Не пропустили они фашистов.
(По С. Алексееву)
Задание 17
Прочитайте ученическое сочинение в жанре рассказа, сделайте вывод о композиционных приёмах, использованных автором.
Защитник Родины
— Ерохин Николай Севостьянович, 1909 года рождения.
— Я!
— Уроженец Тамбовской области. Призван в Советскую армию в июле 1941 года Мучкапским Реввоенкоматом в 413-й стрелковый полк.
— Так точно!
— Встать в строй!
После госпиталя я снова на передовой. Завтра в бой. А пока привал. Какая тишина! Даже не верится, что через несколько часов здесь будут рваться снаряды, лязгать гусеницы танков. Это завтра, а сейчас — весточка домой.
«Здравствуйте, мои дорогие и самые родные жена Катя и дочки Раечка и Машенька. У меня всё хорошо. Здоровье своё поправил в госпитале. Сегодня добрался до своей части. Завтра бой. Он будет трудным, но мы выстоим и победим!
Береги детей и себя. Любящий вас муж и отец».
И вдруг команда: «Занять позиции!» Ну! Соберись! За жену, за дочек! Кто, если не я! Я смогу!
— Огонь!
Всюду грохот, скрежет металла, свист пуль. По телу пробежала волна мурашек, нет — это не от холода.
Мы в окопах. Под ногами каша из грязи и снега. В правый сапог сквозь оторванную подошву проникает вода. Чувствую, как от мокрых портянок медленно немеют ноги. Я крепко сжимаю приклад винтовки, кровь пульсирует в висках, от грохота орудий притупился слух. В голове одна мысль: «За Родину!»
И снова команда: «Вперёд!»
Срываемся с места и бежим. Не чувствую ног. Ветер в лицо. Жму на курок. Кончились патроны, и мы идём врукопашную.
Я закричал, что было сил:
— За Родину! Ура-а-а!
Вдруг небо залилось багряным светом. В груди потеплело. Ноги не слушаются. Падаю в снег...
— Дыши.
Открываю глаза — надо мной мама.
— Это сон?
Мне приснилось, будто я — это мой прапрадедушка в бою за Лысую гору. Я ощутил силу русского духа, сплочённость и желание защитить Родину. Во мне кровь прапрадеда, пролитая за меня, за мою семью, за свободу, за Мир. Значит, и я защитник Родины!
...
Задание 18
Проанализируйте предложенные варианты завязки и развязки рассказа. Предположите, каким может быть содержание рассказа с подобным началом и концовкой. Что вы можете сказать о композиционном построении будущих рассказов?
Завязка |
Развязка |
Краткое содержание |
1) С давних пор в нашей семье передаётся из поколения в поколение предание, что в канун своего тринадцатилетия каждый ребёнок обретает ценный дар. Моему дедушке достался меткий глаз — он потом стал известным охотником в нашей губернии; папе — дар слова, он стал учителем. Мне же достался самый невообразимый из всех даров — Победа. |
Прошло уже более десяти лет с той первой встречи. Победа — уже не испуганный и дерзкий щенок, но всё тот же друг, всё тот же дар мне от жизни. |
|
2) Люблю этот парк в мае, аллеи с душистой сиренью... Раньше приходила сюда с дочками, теперь гуляю с внучкой. С какой радостью она ищет цветочек с пятью лепестками, а найдя, жуёт его, смеётся, да так искренне, радостно, по-детски наивно ожидая чуда и не замечая мою грустную улыбку, накатившихся слёз и воспоминаний... |
И снова сирень, сейчас, как и тогда: чистая, робкая, вечно живая. |
Напишите сочинение, используя любой вариант, озаглавьте свой рассказ.
Задание 19
Напишите сочинение в жанре рассказа, используя представленный ниже материал о подвиге героя Великой Отечественной войны Николая Сиротинина (тип построения текста — обратная композиция).
При написании рассказа можете воспользоваться предложенным началом.
Хроника. Его биография малоизвестна и ничем не примечательна: простой парень из Орла, в армию забрали в 1940 году. Но именно Николай Сиротинин своим невероятным подвигом подтверждает высказывание «И один в поле воин, если по-русски скроен». 17 июля 1941 года Сиротинин вдвоём со своим комбатом, прикрывая наши отходящие части, приняли неравный бой с немцами у моста через речку Добрость в Белоруссии. Комбат, получив ранение, отступил, а Николай Сиротинин остался на огневой позиции, откуда шагнул лишь прямиком в историю. В том бою он в одиночку уничтожил 11 танков, 6 бронетранспортёров и 57 солдат вражеской армии, а когда снаряды кончились и немцы предложили сдаться, ответил им лишь огнём из своего карабина. Когда всё было кончено, гитлеровцы похоронили двадцатилетнего красноармейца с воинскими почестями, отдавая должное его героизму. Тем не менее Родина отметила подвиг Сиротинина лишь орденом Отечественной войны 1-й степени, и то только в 1960 году.
(По материалам газеты «Собеседник»)
Склонив головы, они стояли над свежей могилой, неуверенно мяли в руках шапки с нашивкой эсэс. Они были поражены мужеством молодого двадцатилетнего парня, сражавшегося до последнего вздоха, стойкостью и героизмом простого русского солдата ...
Задание 20
Прочитайте фрагмент рассказа С. Алексеева «Победа будет за нами!». Подумайте, какой тип (типы) оригинальной композиции можно использовать при написании рассказа о семье Григорянов? Напишите свой рассказ.
Много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один. Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, — высокие и красивые. Память вечная Григорянам.
...
Задание 21
Рассмотрите снимок М. Альперта «Комбат» (1942 г.) — один из самых ярких и выразительных снимков времён Великой Отечественной войны. Фотография сделана за несколько секунд до гибели командира. Придумайте рассказ от лица фотографа, сделавшего этот кадр, используя тип остросюжетной композиции:
• завязка — получение фотографом задания делать фоторепортажи на передовых позициях для Фотохроники ТАСС,
• развитие действия — встреча с комбатом, подготовка солдат к бою (кто-то пишет письма домой, кто-то чистит оружие и др.),
• кульминация (она же развязка) — фотокадр, выстрел.
Можете закончить рассказ словами:
Его мощное «Ура!» перекрыл грохот автоматной очереди. В объективе фотокамеры, где ещё мгновение назад была фигура комбата, я видел только небо.
Задание 22
Найдите информацию о снайпере времён Великой Отечественной войны Василии Зайцеве, историю его единоборства с немецким «сверхснайпером» майором Кёнингом. Напишите небольшой рассказ об известной дуэли двух снайперов, в который сможете включить представленный ниже фрагмент. К какому типу оригинальной композиции вы отнесёте этот рассказ и почему? Проверьте себя (см. Приложение).
Он словно бы весь слился с этим листом железа, стал его частью ... как наставлял тихим шёпотом дедушка маленького Васю: «Замедли дыхание, успокой бьющееся сердце, зверь всё чует и ждёт, и ты жди...» И вот уже падающим снежком запорошило две притихшие фигурки — его да деда. Раз даже какая-то серая птаха присела на дуло ружья, приняв его за корягу, дёрнула хвостом и полетела дальше по своим птичьим делам. А они всё лежали и ждали — кто кого: они зверя или он их. Уж третий час пошёл ...
Только теперь замедлять дыхание и покрываться снегом приходилось дольше, вместо старого дедушкиного ружья была «снайперка», да и зверь был пострашнее ...
Задание 23
Напишите небольшой рассказ о любимом писателе, известном общественном деятеле или герое войны, соблюдая все особенности жанра и используя любой тип оригинальной композиции. Озаглавьте свой рассказ, взяв в качестве названия цитату или какой-то известный образ.
...
Задание 24
Оформите выставку «Вначале было слово» («Невероятные истории», «Книжные новинки для всех» и др.), на которой будут представлены рассказы собственного сочинения. К каждому рассказу придумайте обложку, краткую аннотацию (алгоритм написания аннотации вы можете посмотреть в Приложении).