Учимся писать сочинение 7 класс - Е. С. Бирючева 2019


Рецензия

Задание 25

Вспомните, что такое аннотация и отзыв. С какой целью они создаются? Какова главная задача аннотации и отзыва? Оформите это в таблицы.

Прочитайте определение рецензии. Чем рецензия отличается от аннотации и отзыва? Какие задачи решает автор рецензии? Оформите выводы в таблицу.

Рецензия (от латинского слова recensio — рассмотрение) — это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем. Автор рецензии оценивает произведение, обосновывает свою позицию, привлекает внимание читателя к рецензируемому произведению.

Помните, что рецензия — это текст, в котором даётся критический анализ произведения, его оценка.

Чтобы написать рецензию, нужно:

• Детально знать содержание произведения и видеть особенности художественной формы рецензируемого произведения;

• Уметь отметить наиболее значимые темы и проблемы, которые нашли отражение в произведении;

• Сформулировать свою позицию, свою точку зрения по поводу прочитанного;

• Аргументировать свою точку зрения;

• Сделать выводы и обобщения.

Задание 26

Проанализируйте содержание теоретического материала следующей схемы «Структурные части рецензии», сделайте вывод об основных этапах подготовки к написанию рецензии.

Задание 27

Прочитайте фрагменты рецензий. К какой смысловой части рецензии они относятся? Аргументируйте свой ответ.

1) Больше трети века прошло с тех пор, как сначала в журнале «Пионер» (с первого номера за 1931 год), а потом отдельными изданиями (с 1933 года) появилась «Швамбрания». Но удовольствие, которое получают читатели от этой книги, остаётся неизменным.

Думал ли автор, что его «Швамбрания» со временем сама попадёт в критический «кондуит»? В чём только не упрекали Л. Кассиля! К чему, мол, эти бесчеловечные мечтания, не слишком ли много смеху, нужно ли всё это нашим детям, поймут ли они, а если да — так ли поймут, как надо и т. д. и т. п. В общем, бедный пузырь воображения был не раз и не два исколот критическими перьями.

Но вот в чём чудо искусства: разносные статьи давно забыты, а такой, казалось бы, хрупкий, тонкий, непрочный пузырь поэтической фантазии жив-здоров, переливается всеми цветами радуги.

(По материалам 3. Паперного)

2) У героев повестей А. Лиханова довольно значительная разница в возрасте. Коле («Музыка»), Антошке Рыбакову («Мой генерал») по десять лет, Михаське («Чистые камушки») и Толику Боброву («Лабиринт») — по двенадцать, Серёже Воробьёву («Обман»), Фёдорову и Лене («Солнечное затмение») — по пятнадцать. Но всех их объединяет то, что они умеют смотреть в глаза правде. Даже если эта правда трудна и жестока. Даже если она страшит, как чёрный диск, в разгар дня закрывающий солнце. Потому что главное для них — понять мир и себя в мире, определить путь, найти место среди людей.

На всю жизнь остаётся в памяти Михаськи день, когда хулиган Колька Саватеев отнял у него отцовский альбом с марками и ни за что ни про что ударил по лицу. Для героя «мир остановился вокруг, и ничего не было — ни силуэта школы, ни темноты, ни вечера, ни сегодня, только альбом с дорогими отцовскими марками».

(По материалам И. Мотяшова)

Задание 28

Проанализируйте приведённые ниже заголовки рецензий и сделайте вывод о том, какие виды рецензий встречаются в нашей речевой практике.

• «Размышляя о новом романе Б. Акунина».

• «Новый альбом ДДТ: шаг вперёд или повторение пройденного?»

• «Какой учебник истории нужен современному школьнику? Заметки о новом учебнике для учащихся старших классов».

• «Об опыте прочтения и интерпретации комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в московских театрах».

• «А может быть, не всё так страшно? О последних публикациях в газете «Московский комсомолец».

Задание 29

Прочитайте рецензию на произведение А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Выделите основные смысловые блоки и речевые клише, использованные учеником.

Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» был написан в 1883 году и относится к раннему периоду его творчества. Это юмористический рассказ, маленький по объёму, но ёмкий по содержанию.

Сюжет довольно прост: на Николаевском вокзале встретились два друга, поговорили и разошлись. Но главное здесь не сюжет, а сами персонажи, их характер. Чехов мастерски изобразил «толстого» и «тонкого». Автор не описывает внешность героев, но благодаря точно подобранным выразительным штрихам мы без труда представляем не только их внешний облик, но и психологические портреты. Даже в простой встрече друзей автор указывает нам на зависимость человека от социального положения. У людей с более низким социальным статусом отсутствует креативное мышление. А.П. Чехов обращает наше внимание именно на эту проблему. Он, с присущим ему тонким юмором, осмеивает людей (в данном случае маленького чиновника, «тонкого»), которые не имеют чувства собственного достоинства, которые пресмыкаются перед более высокими чинами других людей, раболепствуют и теряют в себе человека.

В изображении персонажей А. П. Чехов использует антитезу. Один — толстый, другой — тонкий. Уже тем самым он противопоставляет их друг другу. На протяжении всего повествования, вкрапляя мелкие детали, автор подчёркивает их социальное различие. Когда мы впервые встречаем героев, мы обращаем внимание на запахи, которые исходят от них: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флёр-д’оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей». Тонкость Порфирия подчёркивает и его семья. Его жена — «худенькая женщина с длинным подбородком» и сын — «высокий гимназист с прищуренным глазом». На протяжении всего рассказа меняется и речь героев: в начале повествования, это непринуждённая дружеская беседа, а позже проявляются черты официально-делового стиля в общении, «тонкий» использует лицемерные угоднические фразы («Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги ...»), обращение на «вы» — («Что вы-с ...»).

В этом рассказе ярко проявляются черты индивидуального стиля А. П. Чехова: краткость и точность языка, лаконичность, быстрое развитие сюжета, внимание к выразительным деталям.

Автор не навязывает нам свою позицию — читатель сам делает выводы на основании прочитанного текста.

Рассказ «Толстый и тонкий» не потерял своей актуальности и в наши дни. Лицемерие и чинопочитание не редкость и в современном мире. В рассказе «Толстый и тонкий» А. П. Чехов в комической форме показывает нам трагичность сложившейся в обществе ситуации, он призывает нас избавляться от рабского мышления.

Задание 30

Перечитайте рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника», напишите рецензию по заданному началу, соблюдая жанровые особенности.

Одним из ярких образцов раннего творчества Чехова является рассказ «Смерть чиновника», написанный в 1883 г. Как и в центре многих других произведений автора, в центре рассказа опять фигура «маленького человека».

...

Задание 31

Прочитайте рассказ В. Астафьева «Костёр возле речки». Сформулируйте основную мысль автора. Какую проблему поднимает он в рассказе? По ходу чтения рассказа отмечайте, какие языковые средства использовал автор для создания речевого портрета шофёра. Какое отношение автора к герою они выражают? Напишите рецензию на этот рассказ, подкрепив свои выводы примерами из текста.

Всё-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает. Нет, не на родине встретил, не в Сибири. В Подмосковье встретил.

Ехал из аэропорта Домодедово и возле берёзовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.

Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя, время от времени наклонялись и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет и папирос, фольгу, обрывки полиэтилена, окурки, раскисшие куски хлеба, старые обутки, ветошь — всё, чем сорит вокруг себя человек.

— Видал чокнутых? — почему-то со злобой воскликнул шофёр-таксист, вёзший меня в Москву. Я поглядел на него вопросительно. — Академик с бабой своей. Дача у них тут недалеко. Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. Какой мусор приберут, так сожгут возле речки, чё где выправят, чё где закопают. Цветки рвать уж не дают, прямо за грудки берут, и-иы-ди-и-о-оты-ы. Да разве за нами, за поганцами, всё приберёшь? И-и-ы-ы-ди-и-о-о-оты-ы-ы!..

Он резко крутанул руль, машина умчалась прочь. Двое пожилых людей исчезли за поворотом.

... Всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костерка над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле.

...

Задание 32

Напишите рецензию на одно из самостоятельно прочитанных вами литературных произведений, используя «схему»:

Основная тема книги «...»

Действие происходит в

Главные герои

Об истории создания

Автор хотел заинтересовать читателя

Использует эпитеты/сравнения/метафоры/...

Основная мысль произведения отражена/раскрывается

Закончить хочется словами одного из героев книги

...

Задание 33

Прочитайте кинорецензию на экранизацию повести Б. Васильева «А зори здесь тихие ...».

Экранизируя известную повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие ...», Станислав Ростоцкий решил сыграть на контрасте чёрно-белых военных будней небольшого отряда новобранцев-зенитчиц, вступивших в бой с фашистами, и цветных воспоминаний девушек об их довоенном прошлом. Традиционная тема народного героизма органично сочеталась в картине с темой противоестественности войны, обрекшей на гибель ещё только начинавших жить героинь.

Режиссёру удалось создать слаженный актёрский ансамбль, состоявший в основном из дебютантов, и довольно подробно раскрыть характеры главных героев. Особенно яркой и драматичной получилась сцена гибели героини Ольги Остроумовой, в последние минуты жизни напевавшей куплеты старинного романса...

Запомнился и Андрей Мартынов в роли «девчачьего командира» старшины Баскова. Когда старшина истошным криком: «Лягайт!!!» обезоруживал немцев, в отечественных кинозалах не раз вспыхивали аплодисменты ...

На фоне бесчисленных боевиков о всепобеждающих военных разведчиках-десантниках и масштабных военных киноэпопей типа «Освобождения» фильм «А зори здесь тихие ...» казался в начале 70-х чуть ли не эталоном правдивого отражения событий военных дней. Но в то же самое время оказался на «полке» фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах» («Операция «С Новым годом!»), показавший войну более жёстко и неоднозначно ...

Неслучайно именно этот кинофильм был номинирован как лучший фильм на иностранном языке на премию «Оскар».

Александр Фёдоров

Задание 34

Напишите рецензию на один из кинофильмов, в основу которого положен детективный сюжет.