Проверочные работы по литературе 8 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2020
Предисловие
Данное пособие адресовано учащимся и учителю литературы, работающим по учебно-методическому комплекту под редакцией В. Я. Коровиной.
В соответствии с программой и учебником «Литература. 8 класс» (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин) рекомендованы проверочные работы для текущего контроля читательской грамотности учащихся.
Целью проведения проверочных работ является определение уровня сформированности знаний учащихся о произведениях писателей, владения теоретико-литературными понятиями, а также сформированности читательских умений и способов деятельности.
Каждая работа содержит 2 варианта заданий, которые составлены на основе художественных текстов, входящих в программу 8 класса.
В вариантах используются задания разных типов сложности:
1) задания с кратким ответом (базового уровня сложности), позволяющие проверить усвоение теоретических понятий;
2) задания с развёрнутым ответом, в том числе на сопоставление предложенного текста с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в задании (повышенный уровень сложности).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования заданиями указанных типов и уровней сложности проверяются следующие знания, умения и способы деятельности:
— знание содержания изученных литературных произведений, основных фактов жизни и творчества писателей;
— понимание ключевых проблем изученных произведений, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей, их современного звучания;
— умение формулировать тему, идею, нравственный пафос литературных произведений, умение характеризовать героев и сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
— нахождение в литературных произведениях элементов сюжета, композиции, выявление изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания (элементы филологического анализа);
— умение дать письменный ответ на проблемный вопрос с использованием собственного жизненного и читательского опыта, прибегая к цитированию художественного текста.
Успешное освоение различных видов учебной деятельности, способность демонстрировать высокий уровень сформированности читательской культуры служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы к дальнейшему обучению.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
— осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
— восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
— обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
— воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
— развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
— овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
— формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Оценка заданий
За основу критериев проверки ответов на проблемный вопрос взяты критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом по литературе, принятые для итоговой аттестации школьников (ОГЭ и ЕГЭ).
В связи с этим необходимо отметить, что
— указание на объём (3 — 5 или 4 — 6 предложений) условно; оценка ответа зависит от его содержательности;
— каждое из правильно выполненных заданий с кратким ответом оценивается одним баллом.
Критерии проверки заданий с развёрнутым ответом, а также ответы к заданиям представлены в конце пособия в Приложении.