Проверочные работы по литературе 8 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2020


Проверочная работа № 1. Древнерусская литература

Вариант 1

• Прочитайте фрагмент «Повести о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»* и выполните задания 1 — 9.

• Ответом на задания 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исаия-пророк: «Так говорит Господь: “Князей Я ставлю, священны ибо они, и Я веду их”». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его.

И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил её, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.

* Текст не полностью совпадает с текстом учебника.

Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришёл, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошёл я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей».

Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришёл в Неву, опьянённый безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошёл в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарём, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утёр слёзы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: “Иные с оружием, а иные на конях, мы же имя Господа Бога нашего призываем; они повержены были и пали, мы же выстояли и стоим прямо”». Сказав это, пошёл на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.

1. Назовите способ создания образа героя, основанный на описании его внешности: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона...»

 Ответ: портрет.

2. Как называется изречение, выражающее в лаконичной форме законченную и обобщённую мысль: «Не в силе Бог, но в правде»?

Ответ: афоризм.

3. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другое по их сходству, использовано в следующем словосочетании: «опьянённый безумием»?

 Ответ: метафора.

4. Как называются слова, вышедшие из активного употребления, например, «ратный»?

 Ответ: устаревшие / архаизмы.

5. Назовите приём, основанный на сопоставлении какого-либо предмета или явления с другим («голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа»).

Ответ: сравнение.

6. Как называются яркие художественные определения, придающие описанию образность и выразительность: «отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого»?

 Ответ: эпитет.

7. Укажите название стилистической фигуры, использованной автором для усиления смысловой выразительности текста: «Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил её...»

Ответ: повтор.

• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

8. С какими героями сравнивается Александр Невский? Почему именно эти персонажи выбраны автором для сравнения?

Ответ:

 Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета — правителями, являвшимися воплощением лучших человеческих качеств — красоты, мудрости, силы, храбрости.

 Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчеркивает его особенность, исключительность, идеальность.

9. Какие поступки позволяют считать Александра Невского идеальным героем?

Ответ:

 Идеальные поступки идеального человека.

 Святой благоверный князь Александр Невский в одном лице объединил мудрого правителя, блестящего дипломата, сильного и непобедимого военачальника, человека огромной умственной и физической силы, прекрасного лицом.

Вариант 2

• Прочитайте фрагмент «Повести о Шемякином суде» и выполните задания 1 — 9.

• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

В некоих местах жили два брата-земледельца: один богатый, другой бедный. Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости его.

По некотором времени пришёл бедный к богатому просить лошадь, чтобы было на чём ему себе дров привезти. Брат же не хотел дать ему лошади, говорит: «Много тебя я ссужал, а поправить не мог». И когда дал ему лошадь, а тот, взяв её, начал просить хомута, обиделся на него брат, стал поносить убожество его, говоря: «И того-то, и хомута у тебя нет своего». И не дал ему хомута.

Пошёл бедный от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади и привёз к своему двору. И забыл он выставить подворотню. Ударил лошадь кнутом, лошадь же изо всей мочи рванула с возом через подворотню и оторвала себе хвост.

И вот бедный привёл к брату своему лошадь без хвоста. И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил её. И, не взяв назад лошади, пошёл на него бить челом в город, к Шемяке-судье.

А бедный брат, видя, что брат его пошёл бить на него челом, пошёл и сам за братом, зная, что будут всё равно за ним из города посылать, а не пойти, так придётся ещё и приставам проездные платить.

И остановились они оба в некоем селе, не доходя до города. Богатый пошёл ночевать к попу того села, затем что был тот ему знакомый. И бедный пришёл к тому попу, а придя, лёг у него на полатях. И стал богатый рассказывать попу про погибель своей лошади, ради чего в город идёт. И потом стал поп с богатым ужинать, бедного же не зовут с собою есть. Бедный стал с полатей смотреть, что едят поп с братом его, сорвался с полатей на зыбку и задавил попова сына насмерть. И тот также поехал с богатым братом в город бить челом на бедного за смерть сына своего. И пришли они к городу, где жил судья; а бедный за ними следом идёт.

Шли они через мост у города. А из жителей города некто вёз рвом в баню отца своего мыть. Бедный же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, задумал себя смерти предать. А бросившись, упал на старика и задавил отца насмерть. Схватили его, привели к судье.

Он же размышлял, как бы напасти избыть и что бы дать судье. И, ничего у себя не найдя, надумал так: взял камень, завернул в платок, положил в шапку и стал пред судьёю.

И вот принёс брат его челобитную, иск на него за лошадь, стал бить судье Шемяке челом. Шемяка же, выслушав челобитную, говорит бедному: «Ответствуй!» Бедный, не зная, что говорить, вынул из шапки завёрнутый камень, показал судье и поклонился. А судья, чая, что бедный ему мзду посулил, сказал брату его: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, не бери у него лошади своей до тех пор, пока у лошади не вырастет хвост. А как вырастет хвост, в то время и возьми у него свою лошадь».

1. Как называется последовательность событий в художественном произведении, развитие которых позволяет читателю понять характеры героев и суть изображаемых явлений?

 Ответ: сюжет.

2. Какой приём, представляющий собой повторение слов в начале самостоятельных отрезков речи, использован в следующем фрагменте: «И вот бедный привёл к брату своему лошадь без хвоста. И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил её. И, не взяв назад лошади, пошёл на него бить челом в город, к Шемяке-судье»?

Ответ: повтор.

3. В повествовании противопоставлен образ жизни двух братьев — богатого и бедного. Каким термином обозначается приём противопоставления предметов, явлений, героев в художественном произведении?

Ответ: антитеза / противопоставление.

4. Просьба бедного брата одолжить ему лошадь послужила началом возникновения конфликта в художественном произведении. Назовите соответствующий термин.

Ответ: завязка.

5. Как называются слова, вышедшие из активного употребления, например, «чело», «мзда»?

Ответ: устаревшие / архаизмы.

6. Что означает выражение «бить челом»?

Ответ: просить, жаловаться на кого-либо.

7. Слова судьи представляют собой развёрнутое высказывание. Назовите эту форму речи.

 Ответ: монолог.

• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

8. Кого и что высмеивает автор «Повести о Шемякином суде»?

Ответ:

 Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей и отсутствие упорядоченной законодательной системы в государстве.

9. Что означает выражение «Шемякин суд» и когда его употребляют? Свой ответ обоснуйте.

Ответ:

 Когда хотят указать на пристрастность, несправедливость какого-нибудь суждения, критической оценки, говорят: «Разве это критика? Шемякин суд какой-то». Подразумевается, что высказанный приговор не только несправедлив, но, возможно, и нечестен, основан на корыстных побуждениях судившего.
 Есть два мнения по поводу происхождения этого словосочетания. Одни думают, что в нем дожила до наших дней недобрая память о жестоком и коварном галицком князе Дмитрии Шемяке, который в XV веке добился власти, предательски ослепив законного московского князя Василия. Другие указывают на известную русскую народную повесть о «неправедном судие Шемяке», которая была создана примерно в то же время. Впрочем, очень возможно, что в повести отразилась, с некоторыми изменениями, история, связанная с этим самым Дмитрием Шемякой.