Проверочные работы по литературе 8 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2020


Проверочная работа № 2. Д. И. Фонвизин. Недоросль

Вариант 1

• Прочитайте фрагмент произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль» и выполните задания 1 — 9.

• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

Действие четвёртое

Явление VIII

Те же, г-жа Простакова, Простаков, Митрофан и Еремеевна.

<...>

Г-жа Простакова. Во-первых, прошу милости всех садиться.

(Все садятся, кроме Митрофана и Еремеевны.)

Вот в чём дело, батюшка. За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы всё делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Стародум. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперёд, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка. (Вместе.)

Простаков. Всему, мой отец.

Митрофан. Всему, чему изволишь. <...>

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Правдин. География.

Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он её и расскажет.

Правдин. Описание земли.

Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.

Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточен нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?

Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.

Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмём дядю Вавилу Фалелеича. О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!

Правдин. Что ж такое?

Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?

Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаёте себя неучёным человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче учёного.

Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.

Г-жа Простаков а. Батюшка мой! Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышлёнее, того свои же братья тотчас выберут ещё в какую-нибудь должность.

Стародум. А кто посмышлёнее, тот и не откажет быть полезным своим согражданам.

Г-жа Простаков а. Бог вас знает, как вы нынче судите. У нас, бывало, всякий того и смотрит, что на покой. (Правдину.) Ты сам, батюшка, других посмышлёнее, так сколько трудисся!...

1. Назовите господствовавшее в XVIII веке литературное направление, принципы которого нашли воплощение в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль».

 Ответ: классицизм.

2. Укажите название жанра драматургии, к которому принадлежит пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Ответ: комедия.

3. Фамилии и имена героев пьесы (Правдин, Милон, Скотинин) указывают на их характеры. Как называются такие фамилии?

Ответ: говорящие.

4. Установите соответствие между персонажами пьесы и чертами их характера: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Герои

 A) Стародум

 Б) Г-жа Простакова

 B) Правдин

Черты характера

 1) честность, принципиальность

 2) мудрость, справедливость

 3) властолюбие, самодурство

 4) избалованность, распущенность

Ответ:

А

Б

В

2

3

1

 5. Текст приведённого выше фрагмента представляет собой чередование кратких высказываний персонажей. Как называется подобный тип речевого общения?

Ответ: диалог.

6. В разговоре героев упоминаются покойный батюшка и дядя Вавила Фалелеич. Как в драматургическом произведении называются персонажи, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают?

Ответ: внесценические персонажи

7. Как называются авторские замечания по ходу пьесы (К Правдину; вместе)?

Ответ: ремарки

• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

8. Каково отношение госпожи Простаковой к наукам и просвещению?

Ответ:

 Госпожа Простакова — крайне невежественная, безграмотная женщина. Однако Простакова живет в то время, которому предшествовали петровские реформы, когда уже и до таких дворян, как она, доходят новые веяния.
 Зачем Простаковой образование и просвещение, если «и без наук люди живут и жили» ? Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя сама не считает образование необходимостью и смотрит на обучение как на тяжкую повинность.

9. В чём комизм ситуации, представленной в данном фрагменте?

Ответ:

В явлении в шутливом тоне показывается необразованность родни Митрофана, его учителей и его самого, а также общее отрицание дворянами полезности наук.

Вариант 2

• Прочитайте фрагмент произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль» и выполните задания 1 — 9.

• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

Действие первое

Явление IV

Те же и Скотинин.

Скотинин. Кого? За что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у тебя не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. Да за что ж ты так прогневалась?

Г-жа Простаков а. Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Митрофанушка, подойди сюда. Мешковат ли этот кафтан?

Скотинин. Нет.

Простаков. Да я и сам уже вижу, матушка, что он узок.

Скотинин. Я и этого не вижу. Кафтанец, брат, сшит изряднехонько.

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевы а. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простаков а. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простаков а. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простаков а. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простаков а. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простаков а. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевною отходят.

1. К какому роду литературы относится пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

Ответ: драма.

2. Как в драматургии называют персонажей, участвующих в действии, но не имеющих прямого отношения к развитию сюжета, таких как Еремеевна?

Ответ: второстепенные персонажи.

3. Назовите жанр драматургии, к которому принадлежит пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль».

 Ответ: комедия.

4. Установите соответствие между персонажами пьесы и чертами их характера: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Герои

 A) Митрофан

 Б) Г-жа Простакова

 B) Скотинин

 Черты характера

 1) ограниченность, невежественность

 2) мудрость, справедливость

 3) властолюбие, самодурство

 4) избалованность, распущенность

Ответ:

А

Б

В

4

3

1

5. Как называются авторские замечания и пояснения по ходу пьесы, касающиеся поведения и состояния действующих лиц (разнежась, с досадою, в сторону)?

Ответ: ремарки.

6. Речь Скотинина в начале фрагмента представляет собой развёрнутое высказывание. Назовите эту форму речи.

Ответ: монолог.

7. Укажите термин, которым обозначается развитие действия, ход событий в художественном произведении.

 Ответ: завязка.

• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

8. Как разговор героев характеризует взаимоотношения, сложившиеся в семье Простаковых?

Ответ:

 Мужчины в доме представлены слабыми. Муж Простаковой боится высказывать свое мнение и во всем соглашается с женой: "По крайней мере я люблю его, как подобает родителю!" — заявляет подкаблучник в ответ на постоянные унижения со стороны супруги. Митрофанушка поддерживает мать и даже жалеет ее потому что: "ты так устала колотя батюшку." Тарас Скотинин ничем не лучше родственников. И хотя брат не находится под каблуком хозяйки дома, тоже старается ей не перечить: "Кorо? Что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева, а завтра коль изволишь, и сам охотно помогу".

9. Какие стороны характера госпожи Простаковой проявляются в данном эпизоде?

Ответ:

 В данном эпизоде проявляются властные и деспотичные стороны характера Простаковой.