Проверочные работы по литературе 8 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2020
Проверочная работа № 3. И. А. Крылов. Басни
• Прочитайте басню И. А. Крылова «Обоз» и выполните задания 1 — 9.
• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
С горшками шёл Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понёс,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хвалёный, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осёл! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, —
А то и под гору, и днём!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнём!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезём, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырёх ног
На славу
По камням, рытвинам; пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
(1812 г.)
1. К какому роду литературы относится басня И. А. Крылова «Обоз»?
Ответ: лиро-эпос.
2. Как называется используемый в баснях приём иносказательного изображения явления с целью наглядной иллюстрации его сущности?
Ответ: аллегория.
3. Какое художественное средство использует И. А. Крылов, наделяя своих героев способностью говорить?
Ответ: олицетворение.
4. Установите соответствие между персонажами басен И. А. Крылова и И. И. Дмитриева и названиями этих басен: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Герои
A) ловчий
Б) ворон
B) бык
Произведения
1) «Волк на псарне»
2) «Муха»
3) «Свинья под дубом»
4) «Слон и моська»
Ответ:
А |
Б |
В |
1 |
3 |
2 |
5. Слова лошади в басне «Обоз» представляют собой развёрнутое высказывание. Как в литературоведении называется такая форма речи?
Ответ: монолог.
6. Характеризуя движение коня, лошадь сравнивает его с раком («смотрите: лепится, как рак»). Назовите это художественное средство.
Ответ: сравнение.
7. Как называется краткое нравоучительное заключение, содержащееся в конце басни?
Ответ: мораль.
• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
8. Какова историческая основа басни И. А. Крылова «Обоз»?
Ответ:
Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону.
Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеону, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькое нарекание его молодых сподвижников.
9. В чём заключается смысл басни «Обоз» и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?
Ответ:
В басне "Обоз" представлена самая распространенная в жизни ситуация, когда один человек что-то делает, а другой ему дает советы, как сделать лучше. Причем советуют обычно явные дилетанты, которые имеют только поверхностное представление о выполняемой работе и не представляющие себе всех подводных камней. В итоге, когда такой советчик надоедает и ему предлагают сделать работу самому, оказывается, что работа то ему и не по силам. Так и в басне Крылова старая опытная лошадь аккуратно спускается под гору, понимая, что тяжелый воз может понести и тогда его не остановишь, но молодая, всячески понося мастера, бросается вперед и оказывается в канаве. Мораль: не ругай работу другого, не попробовав сделать ее сам, не суди о работе профессионала будучи любителем, и не лезь под горячую руку с советами.