Проверочные работы по литературе 8 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2020


Проверочная работа № 3. И. А. Крылов. Басни

• Прочитайте басню И. А. Крылова «Обоз» и выполните задания 1 — 9.

• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

С горшками шёл Обоз,

И надобно с крутой горы спускаться.

Вот, на горе других оставя дожидаться,

Хозяин стал сводить легонько первый воз.

Конь добрый на крестце почти его понёс,

Катиться возу не давая;

А лошадь сверху, молодая,

Ругает бедного коня за каждый шаг:

«Ай, конь хвалёный, то-то диво!

Смотрите: лепится, как рак;

Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!

Смелее! Вот толчок опять.

А тут бы влево лишь принять.

Какой осёл! Добро бы было в гору

Или в ночную пору, —

А то и под гору, и днём!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

Гляди-тко нас, как мы махнём!

Не бойсь, минуты не потратим,

И возик свой мы не свезём, а скатим!»

Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,

Тронулася лошадка с возом в путь;

Но, только под гору она перевалилась,

Воз начал напирать, телега раскатилась;

Коня толкает взад, коня кидает вбок;

Пустился конь со всех четырёх ног

На славу

По камням, рытвинам; пошли толчки,

Скачки,

Левей, левей, и с возом — бух в канаву!

Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Всё кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

      (1812 г.)

1. К какому роду литературы относится басня И. А. Крылова «Обоз»?

 Ответ: лиро-эпос.

2. Как называется используемый в баснях приём иносказательного изображения явления с целью наглядной иллюстрации его сущности?

 Ответ: аллегория.

3. Какое художественное средство использует И. А. Крылов, наделяя своих героев способностью говорить?

Ответ: олицетворение.

4. Установите соответствие между персонажами басен И. А. Крылова и И. И. Дмитриева и названиями этих басен: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Герои

 A) ловчий

 Б) ворон

 B) бык

Произведения

 1) «Волк на псарне»

 2) «Муха»

 3) «Свинья под дубом»

 4) «Слон и моська»

Ответ:

А

Б

В

1

3

2

5. Слова лошади в басне «Обоз» представляют собой развёрнутое высказывание. Как в литературоведении называется такая форма речи?

Ответ: монолог.

6. Характеризуя движение коня, лошадь сравнивает его с раком («смотрите: лепится, как рак»). Назовите это художественное средство.

Ответ: сравнение.

7. Как называется краткое нравоучительное заключение, содержащееся в конце басни?

Ответ: мораль.

• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

8. Какова историческая основа басни И. А. Крылова «Обоз»?

Ответ:

 Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону.

 Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеону, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькое нарекание его молодых сподвижников.

9. В чём заключается смысл басни «Обоз» и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?

Ответ:

 В басне "Обоз" представлена самая распространенная в жизни ситуация, когда один человек что-то делает, а другой ему дает советы, как сделать лучше. Причем советуют обычно явные дилетанты, которые имеют только поверхностное представление о выполняемой работе и не представляющие себе всех подводных камней. В итоге, когда такой советчик надоедает и ему предлагают сделать работу самому, оказывается, что работа то ему и не по силам. Так и в басне Крылова старая опытная лошадь аккуратно спускается под гору, понимая, что тяжелый воз может понести и тогда его не остановишь, но молодая, всячески понося мастера, бросается вперед и оказывается в канаве. Мораль: не ругай работу другого, не попробовав сделать ее сам, не суди о работе профессионала будучи любителем, и не лезь под горячую руку с советами.