Проверочные работы по литературе 8 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2020


Проверочная работа № 5. А. С. Пушкин. Лирика

Вариант 1

• Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Туча» и выполните задания 1 — 9.

• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

Туча

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождём.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

      (1835 г.)

1. Назовите художественный приём, основанный на противопоставлении явлений, понятий, образов («унылая тень» — «ликующий день»).

Ответ: антитеза / контраст.

2. Каким термином обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале стихотворных строк («Одна ты несёшься по ясной лазури, // Одна ты наводишь унылую тень, // Одна ты печалишь ликующий день...»)?

Ответ: анафора.

3. Назовите термин, обозначающий в литературоведении созвучие концов стихотворных строк (облегала — обвивала; гром — дождём).

 Ответ: рифма.

4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Впишите соответствующие номера в таблицу.

1) олицетворение

2) инверсия

3) ирония

4) гипербола

5) старославянизм

Ответ:

1

2

5

5. Укажите вид рифмовки (ААВВ) в данном стихотворении.

Ответ: парная / смежная.

6. Как называются художественные определения, придающие описанию образность и выразительность (ясная лазурь, ликующий день)?

 Ответ: эпитет.

7. Определите размер, которым написано стихотворение А. С. Пушкина «Туча».

Ответ: амфибрахий.

• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

8. Каков философский смысл стихотворения А. С. Пушкина «Туча»?

Ответ:

 Образы бури в прямом и переносном смысле не раз использовал великий поэт в своих произведениях, например, в стихотворении «Буря», «Зимний вечер» , «Туча» и других. Принципы отражения природы в лирике Пушкина постоянно меняются в зависимости от эволюции художественного метода. Это значит, что для каждого периода творчества поэта характерны свои особенности восприятия и приемы воплощения пейзажа в лирическом стихотворении. Философский смысл стихотворения А. С. Пушкина «Туча» состоит в том, что автор показывает, что природа и человек связаны неразрывно. В поздней поэзии исчезает упоение мятежной красотой чувственных страстей, уходят темные тучи и метели суетных земных тревог. Природа очищается и обновляется в грозовом ненастье — душа воскресает в любовании красотой и гармонией окружающего мира. В стихотворении "Туча" (1835) Пушкин радостно приветствует эту гармонию, это душевное просветление. Эпитеты обозначают не цвет (а именно к этому мы привыкли в стихотворениях о природе) – а внутреннее состояние: унылая тень, ликующий день, успокоенные небеса, алчная земля. Одушевленность тучи проступает не только в четком пейзажно-символическом характере стихотворения, но и в наличии олицетворений: ты печалишь, ветер тебя гонит, ты поила землю, вводя в пейзажную миниатюру элемент философского размышления о жизни.

9. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи». В чём его можно сопоставить со стихотворением А. С. Пушкина «Туча»?

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

      (1840 г.)

Ответ:

 Стихотворения А. Пушкина и М. Лермонтова схожи системой образов, художественным оформлением. Но стих Александра Сергеевича следует воспринимать в прямом смысле, а произведение Михаила Юрьевича нужно читать с учетом автобиографической основы, пропуская все сквозь призму романтизма.

Вариант 2

• Прочитайте фрагмент стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» и выполните задания 1 — 9.

• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,

Запутанный в сетях судьбы суровой,

Я с трепетом на лоно дружбы новой,

Устав, приник ласкающей главой...

С мольбой моей печальной и мятежной,

С доверчивой надеждой первых лет,

Друзьям иным душой предался нежной;

Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я. Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил.

Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной

И ждал тебя, вещун пермесских дев.

И ты пришёл, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыплённый,

И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел.

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар как жизнь я тратил без вниманья

Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты...

Опомнимся — но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

<...>

Пора и мне... пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О сколько слёз и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мёртвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,

Опять до дна, до капли выпивайте!

Но за кого? о други, угадайте...

Ура, наш царь! так! выпьем за царя.

Он человек! им властвует мгновенье,

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

Пируйте же, пока ещё мы тут!

Увы, наш круг час от часу редеет;

Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему...

Кому <ж> из нас под старость день Лицея

Торжествовать придётся одному?

Несчастный друг! средь новых поколений

Докучный гость и лишний, и чужой,

Он вспомнит нас и дни соединений,

Закрыв глаза дрожащею рукой...

Пускай же он с отрадой хоть печальной

Тогда сей день за чашей проведёт,

Как ныне я, затворник ваш опальный,

Его провел без горя и забот.

      (1825г.)

1. К какой тематической разновидности лирики (любовная, дружеская, философская, пейзажная) принадлежит стихотворение А. С. Пушкина «19 октября»?

Ответ: дружеская.

2. Назовите жанр лирики, к которому относится данное стихотворение.

Ответ: послание.

3. Как называются художественные определения, придающие описанию образность и выразительность (нежная душа, пустынные вьюги, шумные мечты)?

Ответ: эпитет.

4. Назовите термин, обозначающий в литературоведении созвучие концов стихотворных строк (вечен — беспечен; мятежной — нежной).

Ответ: рифма.

5. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе приведённого фрагмента стихотворения. Впишите соответствующие номера в таблицу.

1) метафора

2) неологизм

3) сравнение

4) гипербола

5) инверсия

Ответ:

1

3

5

6. Укажите вид рифмовки (АБВА) в данном стихотворении.

 Ответ: строфа состоит из 8 строк: 1 — 4 кольцевая рифма (АВВА), 5 — 8 — перекрёстная (АВАВ).

7. Определите размер, которым написано стихотворение А. С. Пушкина «19 октября».

Ответ: ямб.

• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

8. Какими чувствами проникнуто обращение поэта к лицейским друзьям? Что связывает их?

9. Прочитайте стихотворение А. А. Дельвига «К друзьям». В чём сходство восприятия лицейской дружбы поэтами?

К друзьям

Я редко пел, но весело, друзья!

Моя душа свободно разливалась.

О Царский сад, тебя ль забуду я?

Твоей красой волшебной забавлялась

Проказница фантазия моя,

И со струной струна перекликалась,

В согласный звон сливаясь под рукой, —

И вы, друзья, талант любили мой.

Все ж песни вам от сельского поэта!

Любите их за то хоть, что мои.

Бог весть куда умчитесь в шуме света

Все вы, друзья, все радости мои!

И может быть, мечты моей Лилета

Там будет мне мучением любви;

А дар певца, лишь вам в пустыне милый,

Как василёк, не доцветёт унылый.

      (1817 г.)