Проверочные работы по литературе 8 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2020


Проверочная работа № 6. М. Ю. Лермонтов. Мцыри

• Прочитайте фрагмент произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и выполните задания 1 — 9.

• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

2

Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал;

Ребёнка пленного он вёз.

Тот занемог, не перенёс

Трудов далёкого пути;

Он был, казалось, лет шести;

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нём мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов. Без жалоб он

Томился, даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

Из жалости один монах

Больного призрел, и в стенах

Хранительных остался он,

Искусством дружеским спасён.

Но, чужд ребяческих утех,

Сначала бегал он от всех,

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая, на восток,

Томим неясною тоской

По стороне своей родной.

Но после к плену он привык,

Стал понимать чужой язык,

Был окрещён святым отцом

И, с шумным светом незнаком,

Уже хотел во цвете лет

Изречь монашеский обет,

Как вдруг однажды он исчез

Осенней ночью. Тёмный лес

Тянулся по горам кругом.

Три дня все поиски по нём

Напрасны были, но потом

Его в степи без чувств нашли

И вновь в обитель принесли.

Он страшно бледен был и худ

И слаб, как будто долгий труд,

Болезнь иль голод испытал.

Он на допрос не отвечал

И с каждым днём приметно вял.

И близок стал его конец;

Тогда пришёл к нему чернец

С увещеваньем и мольбой;

И, гордо выслушав, больной

Привстал, собрав остаток сил,

И долго так он говорил...

1. Черты какого литературного направления, для которого характерно изображение ярких, исключительных героев, действующих в необычных обстоятельствах, нашли воплощение в произведении М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Ответ: романтизм.

2. К какому роду литературы относится названное произведение?

Ответ: лиро-эпос.

3. Укажите название композиционного элемента, представляющего собой описание природы:

Тёмный лес

Тянулся по горам кругом.

Ответ: пейзаж.

4. Установите соответствие между героями — яркими, сильными личностями — и названиями произведений, в которых они действуют: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Герои

 A) Кирибеевич

 Б) Данко

 B) Остап

Произведения

 1) «Тарас Бульба»

 2) «Песня про ... купца Калашникова»

 3) «Старуха Изергиль»

 4) «Цыганы»

Ответ:

А

Б

В

2

3

1

5. Назовите средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности:

Он был, казалось, лет шести,

Как серна гор, пуглив и дик,

И слаб и гибок, как тростник.

Ответ: портрет.

6. Последующее повествование представляет собой речь героя, его рассказ о днях, проведённых на воле. Каким термином обозначается развёрнутое высказывание персонажа?

 Ответ: монолог.

7. В своём рассказе Мцыри противопоставляет жизнь на воле, наполненную яркими событиями и сильными чувствами, жизни, проведённой им в монастыре. Как называется противопоставление предметов или явлений в художественном произведении?

 Ответ: антитеза / контраст.

• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

8. Каким предстаёт перед нами главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

 Ответ:

 Главный герой предстает перед нами в образе свободолюбивого и мятежного юноши. Три дня на свободе символически воссоздают всю полноту жизни для Мцыри. Герой говорит, что его жизнь без этих дней была бы мрачной. Юноше давно хотелось «взглянуть на дальние поля», посмотреть на землю, на природу, понять, «для воли иль тюрьмы» родился человек. И в грозовую ночь, пока монахи молятся, герой сбегает из монастыря, который был для него тюрьмой.

9. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь». В чём сходство восприятия жизни лирическим героем стихотворения и Мцыри?

Молча сижу под окошком темницы,

Синее небо отсюда мне видно:

В небе играют всё вольные птицы;

Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,

Нету ни песни во славу любезной:

Помню я только старинные битвы,

Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,

Каменный шлем мою голову давит,

Щит мой от стрел и меча заколдован,

Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,

Шлема забрало — решётка бойницы,

Каменный панцирь — высокие стены,

Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!

Душно под новой бронёю мне стало!

Смерть, как приедем, подержит мне стремя, —

Слезу и сдёрну с лица я забрало.

      (1840 г.)