Контрольные работы по литературе 8 класс к учебнику В. Я. Коровиной и др. - Л. Н. Гороховская 2020


Контрольная работа № 1. Повторение изученного в 7 классе

Вариант 1

1. Назовите три основных рода литературы.

Ответ: эпос, лирика, драма

2. Эпос — это род литературы,

1) отражающий внутренние переживания героя

2) рассказывающий о событиях в жизни персонажа в пространстве и времени

3) представляющий действие через монологи и диалоги персонажей

Ответ: 2

3. Перечислите жанры устного народного творчества. С какими из них вы познакомились в 7 классе?

Ответ: предания, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки, песни, считалки и др.

В 7 классе изучали предания, былины, пословицы и поговорки.

4. Малые жанры устного народного творчества:

1) повесть

2) рассказ  

3) загадка

4) пословица

Ответ: 3, 4

5. Дайте определение жанра «былина».

Ответ: эпическая песнь о богатырях и народных героях

6. «Вольга и Микула Селянинович» — это ...

1) былина

2) предание  

3) летопись

Ответ: 1

7. Краткое мудрое изречение, выражающее законченную мысль, — это ...

Ответ: пословица

8. Когда возникла древнерусская литература?

1) в XII веке

2) в XI веке

3) в XVII веке

Ответ: 2

9. Назовите первый памятник древнерусской литературы:

1) «Повесть о Петре и Февронии»

2) «Повесть временных лет»

3) «Похвала князю Ярославу и книгам»

Ответ: 2

10. Назовите основные жанры древнерусской литературы. Приведите примеры произведений этих жанров.

Ответ: летопись, житие, хождения, воинская повесть, поучение, сказание

11. Заполните следующую таблицу, опираясь на теорию «трёх штилей» М. В. Ломоносова.

Ответ:

«Штили»

Жанры

Язык

Высокий

Героические поэмы, оды, трагедии

Церковнославянские и русские слова

Средний

Драмы, сатиры, дружеские письма, элегии

Русские с небольшой примесью церковнославянских

Низкий

Комедии, эпиграммы, песни, басни

Русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковнославянских

12. Установите соответствие между строками, приведёнными ниже, и произведениями, из которых они взяты. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблицу.

Строки

A) «Науки юношей питают,

Отраду старым подают...»

Б) «Ум и сердце человечье

Были гением моим».

B) «Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

К утехе Россов всех, но кто он был таков...»

Произведения

1) М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года»

2) Г. Р. Державин. «Признание»

3) М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого»

Ответ:

А

Б

В

1

2

3

13. Назовите исторического героя, правителя-преобразователя, часто привлекавшего внимание А. С. Пушкина. Героем каких произведений он является?

Ответ:

Пётр I, «Полтава», «Медный всадник»

14. Что такое сюжет? Перечислите основные элементы сюжета литературного произведения.

Ответ:

Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.

15. Почему своё произведение «Песня про ...купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов назвал песней?

Ответ:

«Песня про царя Ивана Васильевича...» написана в духе народной поэзии, близка по форме и по содержанию народным историческим песням, поётся от имени гусляров.

16. Как называется изобразительное средство, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому и использованное М. Ю. Лермонтовым в следующих строках: «Побледнел, как осенний лист», «Повалился, будто сосенка»?

Ответ: сравнение

17. Перечислите трёхсложные размеры стиха и нарисуйте схемы каждого из них.

Ответ: дактиль, анапест, амфибрахий

18. Определите стихотворный размер произведения М. Ю. Лермонтова «Молитва».

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Ответ: ямб

19. Дайте определение художественного приёма «олицетворение», приведите пример этого тропа из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва».

Ответ:

Олицетворение — перенесение свойств живых существ на неодушевлённые предметы и явления. Например, 2-я строфа стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва».

20. Назовите виды рифмовки, использованные в следующих строках стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам,

Их сёлы и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Ответ: перекрёстная и смежная

21. Назовите героя, описанного в приведённом ниже фрагменте повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»:

«Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы. ...А он между тем, объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае».

Ответ: Андрий

22. Прочитайте приведённые ниже фрагменты из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и былины «Илья Муромец и Калин-царь». Что объединяет героев-запорожцев с былинными богатырями? Дайте развёрнутый ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).

Как же вскинулись козаки! Как схватились все! Как закипел куренной атаман Кукубенко, увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайновцами в самую середину. В гневе иссёк в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней, доставши копьём и конника и коня, пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку. А уж там, видит, хлопочет уманский куренной атаман, и Степан Гуска уже отбивает главную пушку. Оставил он тех Козаков и поворотил с своими в другую неприятельскую гущу. Так, где прошли незамайновцы, — так там и улица, где поворотились — так уж там и переулок! Так и видно, как редели ряды, и снопами валились ляхи!

(Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь да на добрых конях.

И спустился он с горы высокий,

И подъехал он к богатырям ко святорусскиим;

Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый.

И приехали они ко силушке татарскоей,

Припустили коней богатырскиих,

Стали бить-то силушку татарскую,

Притоптали тут всю силушку великую

И приехали к палатке полотняноей...

    («Илья Муромец и Калин-царь»)

Ответ

23. Какое средство художественной выразительности, основанное на противопоставлении предметов или явлений, использует И. С. Тургенев в пейзажной зарисовке в рассказе «Бирюк»: «Душный жар внезапно сменился влажным холодом»?

Ответ: антитеза

24. Произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» с фольклорной сказкой сближает

1) острая социальная направленность

2) наличие автора-повествователя, чьё отношение к изображаемому выражается в речи, в художественных средствах

3) наличие фантастической условности, зачина, концовки, постоянных эпитетов

Ответ: 2, 3

25. Что такое гротеск? Приведите примеры гротеска в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ответ:

Комическое или сатирическое преувеличение, основанное на соединении реального и фантастического.

26. Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в генералах, а что — в мужике? Одинаков ли смех писателя? (По «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».)

Ответ:

Над генералами писатель смеётся зло, издевается над их невежеством, неприспособленностью к жизни, напыщенностью. В мужике М. Е. Салтыкова-Щедрина восхищает трудолюбие, находчивость, настойчивость, но его рабское терпение, покорность и безропотность вызывают у сатирика горький смех.

27. Назовите юмористические рассказы А. П. Чехова, которые вы прочитали. Чем юмористическое произведение отличается от сатирического?

Ответ:

Юмор — добродушная насмешка над недостатками, которые не имеют характер пороков. Сатира — уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются автору порочными, наиболее острая форма обличения действительности.

28. Назовите автора и произведение, из которого взят фрагмент: «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».

Ответ: М. Горький. «Старуха Изергиль» (легенда о Данко).

29. Слова Б. Л. Пастернака «Верю я, придёт пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра» можно отнести к...

1) Юшке (А. П. Платонов. «Юшка»)

2) Ларре (М. Горький. «Старуха Изергилъ»)

3) Беликову (А. П. Чехов. «Человек в футляре»)

Свой выбор аргументируйте.

Ответ: 1

30. Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и рассказ Ф. Абрамова «О чём плачут лошади» объединяет

1) повествование о трудной жизни лошадей в деревне

2) тема сострадания к чужой беде

3) тема ответственности «за тех, кого мы приручили», тема единства человека и природы

Ответ: 3

Вариант 2

1. Назовите три основных рода литературы.

Ответ: эпос, лирика, драма

2. Лирика — это род литературы,

1) отражающий внутренние переживания, чувства героя

2) рассказывающий о событиях в жизни персонажа в пространстве и времени

3) представляющий действие через монологи и диалоги персонажей

Ответ: 1

3. Перечислите жанры устного народного творчества. С какими из них вы познакомились в 7 классе?

Ответ: предания, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки, песни, считалки и др.

В 7 классе изучали предания, былины, пословицы и поговорки.

4. Малые жанры устного народного творчества — это ...

1) поговорка

2) рассказ

3) пословица

4) повесть

Ответ: 1, 3

5. Дайте определение жанра «былина».

Ответ:

Былина — эпическая песнь о богатырях и народных героях.

6. «Пётр и плотник» — это ...

1) былина

2) предание

3) летопись

Ответ: 2

7. Каким термином называется меткое, яркое народное выражение?

Ответ: поговорка

8. Когда возникла древнерусская литература?

1) в XV веке

2) в XI веке

3) в XVII веке

Ответ: 2

9. Назовите первый памятник древнерусской литературы:

1) «Повесть о Петре и Февронии»

2) «Повесть временных лет»

3) «Похвала князю Ярославу и книгам»

Ответ: 2

10. Каков жанр произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? Свой ответ обоснуйте.

Ответ:

Сказание — повествование о людях, чья жизнь и деяния признаны образцовыми.

11. Назовите основные жанры древнерусской литературы. Приведите примеры произведений этих жанров.

Ответ: летопись, житие, хождения, воинская повесть, поучение, сказание

12. Заполните следующую таблицу, опираясь на теорию «трёх штилей» М. В. Ломоносова.

Ответ:

«Штили»

Жанры

Язык

Высокий

Героические поэмы, оды, трагедии

Церковнославянские и русские слова

Средний

Драмы, сатиры, дружеские письма, элегии

Русские с небольшой примесью церковнославянских

Низкий

Комедии, эпиграммы, песни, басни

Русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковнославянских

13. Установите соответствие между строками, приведёнными ниже, и произведениями, из которых они взяты. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблицу.

A) «Науки юношей питают,

 Отраду старым подают...»

Б) «Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

 К утехе Россов всех, но кто он был таков...»

B) «Ум и сердце человечье

 Были гением моим».

1) М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года»

2) Г. Р. Державин. «Признание»

3) М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого»

Ответ:

А

Б

В

1

3

2

14. Что такое сюжет? Перечислите основные элементы сюжета литературного произведения.

Ответ:

Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.

15. Назовите жанр произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». В творчестве какого поэта вы уже встречались с этим жанром?

Ответ:

Баллада. В. А. Жуковский

16. Соотнесите приведённые ниже строки и художественные средства, использованные в них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблицу.

Строки

A) «Не найти, не сыскать такой красавицы,

Ходит плавно — словно лебёдушка»

Б) «И очнулся тогда добрый молодец»

B) «В семье родилась она купеческой,

Прозывается Алёной Дмитревной».

Художественные средства

1) инверсия

2) сравнение

3) постоянные эпитеты

Ответ:

А

Б

В

2

1

3

17. Перечислите трёхсложные размеры стиха и нарисуйте схемы каждого из них.

Ответ: дактиль, анапест, амфибрахий

18. Определите размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...», фрагмент которого приведён ниже, и нарисуйте его схему.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка...

Ответ: ямб

19. Можно ли назвать произведение Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» исторической повестью? Почему?

Ответ:

В «Тарасе Бульбе» нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Время, изображенное в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: XV — XVII века. Ни одного определенного исторического факта в повести нет, т. е. Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать картину исторического прошлого. Исторический фон в повести достаточно условен. Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические, поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей. Жак в фольклорных произведениях отражены жизненные идеалы, рожденные в народном сознании, так и в повести Гоголя воссозданы идеальные человеческие характеры.

20. Как называется изречение, выражающее в лаконичной форме законченную мысль («Терпи казак — атаманом будешь»)?

Ответ: афоризм

21. Прочитайте приведённые ниже фрагменты из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и былины «Илья Муромец и Калин-царь». Что объединяет героев-запорожцев с былинными богатырями? Дайте развёрнутый ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).

Как же вскинулись козаки! Как схватились все! Как закипел куренной атаман Кукубенко, увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамай- новцами в самую середину. В гневе иссёк в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней, доставши копьём и конника и коня, пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку. А уж там, видит, хлопочет уманский куренной атаман, и Степан Гуска уже отбивает главную пушку. Оставил он тех Козаков и поворотил с своими в другую неприятельскую гущу. Так, где прошли незамайновцы, — так там и улица, где поворотились — так уж там и переулок! Так и видно, как редели ряды, и снопами валились ляхи!

(Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь да на добрых конях.

И спустился он с горы высокий,

И подъехал он к богатырям ко святорусскиим;

Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый.

И приехали они ко силушке татарскоей,

Припустили коней богатырскиих,

Стали бить-то силушку татарскую,

Притоптали тут всю силушку великую

И приехали к палатке полотняноей...

    («Илья Муромец и Калин-царь»)

Ответ

22. Назовите автора сборника произведений «Записки охотника».

Ответ: И. С. Тургенев

23. Кому посвящена поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины»?

Ответ: жёнам декабристов

24. Произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» с фольклорной сказкой сближает

1) острая социальная направленность

2) наличие автора-повествователя, чьё отношение к изображаемому выражается в речи, художественных средствах

3) наличие фантастической условности, зачина, концовки, постоянных эпитетов

Ответ: 2

25. Какие приёмы художественной выразительности, использованные автором, лежат в основе следующих фрагментов?

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблицу.

Фрагменты

A) «...мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить...»

Б) «...генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил»

B) «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»

Г) «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял и к вечеру верёвка была готова. Этою верёвкою генералы привязали мужичину к дереву».

Художественный приём

1) ирония

2) гротеск

3) гипербола

4) аллегория

Ответ:

А

Б

В

Г

1

2

3

4

26. Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в генералах, а что — в мужике? Одинаков ли смех писателя? (По «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».)

Ответ:

Над генералами писатель смеётся зло, издевается над их невежеством, неприспособленностью к жизни, напыщенностью. В мужике М. Е. Салтыкова-Щедрина восхищает трудолюбие, находчивость, настойчивость, но его рабское терпение, покорность и безропотность вызывают у сатирика горький смех.

27. Назовите автора и произведение, из которого приведён фрагмент.

Какое это произведение — юмористическое или сатирическое? Свой ответ обоснуйте.

«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».

Ответ:

А. П. Чехов. «Человек в футляре». Сатирический.

28. Что такое автобиографическое произведение? Приведите пример такого произведения.

Ответ:

Произведение, в котором писатель наделяет героя своей биографией, в его судьбе отражает свою собственную судьбу.

29. Слова Б. Л. Пастернака «Верю я, придёт пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра» можно отнести к...

1) Юшке (А. П. Платонов. «Юшка»)

2) Ларре (М. Горький. «Старуха Изергилъ»)

3) Беликову (А. П. Чехов. «Человек в футляре»)

Свой выбор аргументируйте.

Ответ: 1

30. Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и рассказ Ф. Абрамова «О чём плачут лошади» объединяет

1) тема о трудной жизни лошадей в деревне

2) тема сострадания к чужой беде

3) тема ответственности «за тех, кого мы приручили», тема единстве человека и природы

Ответ: 3