Контрольные работы по литературе 8 класс к учебнику В. Я. Коровиной и др. - Л. Н. Гороховская 2020
Контрольная работа № 2. По итогам полугодия
Вариант 1
1. Подчеркните жанры древнерусской литературы: роман, летопись, сказание, частушка, поучение, стихотворение
Ответ:
Летопись, сказание, поучение
2. Обозначьте хронологические границы древнерусской литературы.
Ответ: XI — XVII вв.
3. Что вы знаете о таком жанре, как житие? Составьте текст для словарной статьи об этом жанре.
Ответ:
Житие — произведение, в котором рассказывалось о людях, чья жизнь и деяния были расценены как образцовые. Имело религиозно-назидательный смысл. Строилось по определённому канону: вступление (в нём излагались причины, побудившие автора приступить к повествованию), основная часть, представлявшая собой рассказ о жизни святого, смерти и посмертных чудесах, завершалось житие похвалой святому.
4. Что обозначают древнерусские слова?
сеча —
гривна —
распря —
десница —
Ответ:
сеча — битва
гривна — денежная единица
распря — ссора, раздоры
десница — правая рука
5. Что означает образное выражение «Шемякин суд»?
Ответ: несправедливый суд
6. Перечислите басни И. А. Крылова, которые вы знаете.
Ответ:
Ворона и Лисица
Лебедь, Щука и Рак
Мартышка и очки
Квартет
Волк и ягнёнок
Слон и Моська…
7. Какому историческому событию посвящена басня И. А. Крылова «Обоз»? Как вы понимаете смысл этой басни?
Ответ:
Басня «Обоз», как и многие другие произведения Крылова, посвящена конкретным историческим событиям — войне 1812 года. Вот только мораль её не относится к военным, а касается каждого из нас в определённые моменты жизни.
8. Назовите основной художественный приём, лежащий в основе басни:
1) метафора
2) аллегория
3) гипербола
4) эпитет
Ответ: 2 (аллегория)
9. К какому литературному направлению (классицизм, романтизм, реализм) преимущественно принадлежит творчество следующих писателей и поэтов?
Фонвизин Д. И. —
Пушкин А. С. —
Лермонтов М. Ю. —
Ответ:
Д. И. Фонвизин — классицизм
А. С. Пушкин — реализм
М. Ю. Лермонтов — романтизм
10. Назовите авторов и названия произведений, героями которых являются:
Вральман —
Швабрин —
Митрофан —
Германн —
Савельич —
Правдин —
Ответ:
Вральман — Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
Швабрин — А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Митрофан — Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
Германн — А. С. Пушкин. «Пиковая дама»
Савельич — А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Правдин — Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
11. Что такое эпиграф?
Ответ:
Эпиграф — изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею текста.
12. Эпиграфами к каким произведениям являются приведённые ниже слова? Укажите названия произведений и их авторов.
«Береги честь смолоду» ...
«Вкушая, вкусив мало мёда, и се аз умираю» ...
Ответ:
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»
13. Из каких произведений взяты следующие фразы? Укажите названия произведений и их авторов.
«Не хочу учиться, а хочу жениться» ...
«Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный» ...
Ответ:
Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
14. Литературное направление, основанное на строгих правилах построения произведения, на приоритете разума над чувством, — это ...
Ответ: классицизм
15. Какие проблемы поднимает Д. И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль»?
Ответ:
Проблемы воспитания и образования дворянства, помещичьего произвола, мудрой и справедливой власти.
16. Перечислите отрицательных героев произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Ответ:
Госпожа Простакова, Митрофан, Скотинин
17. Что вкладывает Д. И. Фонвизин в понятие «злонравие»?
Ответ: безнравственность, самодурство, жестокость, невежество
18. Жанр произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в литературоведении определяют двояко. Укажите варианты жанрового определения этого произведения.
Ответ: Повесть/роман
19. Назовите средство характеристики героя, строящееся на описании его внешнего облика: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».
Ответ: портрет
20. Запишите название художественных средств (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы), которые используются в приведённых ниже фрагментах стихотворений:
1. Роняет лес багряный свой убор. (А. С. Пушкин)
Ответ:
Багряный убор — эпитет
Роняет лес убор — олицетворение
2. В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои...
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви. (А. С. Пушкин)
Ответ:
Тянулись дни — метафора
3. Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть;
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла. (М. Ю. Лермонтов)
Ответ:
Думы власть — метафора
Она, как червь, во мне жила — сравнение
Изгрызла душу и сожгла — метафора
4. И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерёв
Прозрачной зеленью листов. (М. Ю. Лермонтов)
Ответ:
Кудри лоз вились, красуясь — олицетворение
Прозрачная зелень листов — эпитет
Прочитайте фрагмент произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и выполните задания 21 — 27 с кратким ответом и задания 28 — 29 с развёрнутым ответом.
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю.
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать;
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Её пред небом и землёй
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.
Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
Зачем?., угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать»,
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имён.
Напрасно: звук их был рождён
Со мной. Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Тогда, пустых не тратя слёз,
В душе я клятву произнёс:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы, теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я, как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой. <...>»
21. Назовите род литературы, к которому относится произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
Ответ: лиро-эпическое
22. Какое изобразительно-выразительное средство, основанное на перенесении свойств одних предметов или явлений на другие на основании их сходства, использовано в следующей строке: «Я знал одной лишь думы власть»?
Ответ: метафора
23. Назовите художественное средство, представляющее собой сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Ответ: сравнение
24. Укажите термин, обозначающий повторение слов в начале стихотворных строк:
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Ответ: анафора
25. Какую риторическую фигуру, представляющую собой вопрос, не требующий ответа, использует М. Ю. Лермонтов в следующей строке:
А душу можно ль рассказать?
Ответ: риторический вопрос
26. Определите стихотворный размер, которым написано произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
Ответ: ямб
27. Определите способ рифмовки в строках:
Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Гоним неясною тоской
По стороне своей родной.
Ответ: парная
28. Какие черты романтического героя присущи Мцыри? Дайте развёрнутый ответ (примерный объём — 3 — 5 предложений), аргументируя свою точку зрения.
Ответ:
Одиночество, свободолюбие, бунтарство и разочарованность — всё это позволяет с уверенностью назвать Мцыри романтическим героем.
29. Сравните приведённый выше фрагмент поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» со стихотворением А. С. Пушкина «Узник». Чем сходно и чем различается настроение произведений? Дайте развёрнутый ответ (примерный объём — 5 — 7 предложений).
Сижу за решёткой в темнице сырой,
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!»
Ответ
30. Что обозначают следующие литературоведческие термины?
Антитеза —
Басня —
Гротеск —
Диалог —
Тема —
Композиция —
Олицетворение —
Хорей —
Гипербола —
Летопись —
Сатира —
Ответ:
Антитеза — приём противопоставления предметов или явлений.
Басня — краткий иносказательный нравоучительный рассказ или стихотворение с аллегорическим смыслом. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Гротеск — сатирическое преувеличение, основанное на сочетании реального и фантастического.
Диалог — разговор двух или более лиц.
Тема — круг жизненных событий, положенных в основу произведения.
Композиция — построение произведения.
Олицетворение — перенесение свойств живых существ на неодушевлённые предметы или явления.
Хорей — двусложный стихотворный размер с ударением в стопе на первом слоге.
Гипербола — художественное преувеличение свойств предметов или явлений.
Летопись — исторические повествования, которые велись по годам.
Сатира — уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются автору порочными, наиболее острая форма обличения действительности.
Вариант 2
1. Подчеркните жанры древнерусской литературы: рассказ, поучение, сказание, былина, летопись, стихотворение.
Ответ:
Поучение, сказание, летопись
2. Когда возникла древнерусская литература? С чем было связано её возникновение?
Ответ:
В XI веке, с принятием христианства на Руси
3. Что вы знаете о таком жанре, как житие? Составьте текст для словарной статьи об этом жанре.
Ответ:
Житие — произведение, в котором рассказывалось о людях, чья жизнь и деяния были расценены как образцовые. Имело религиозно-назидательный смысл. Строилось по определённому канону: вступление (в нём излагались причины, побудившие автора приступить к повествованию), основная часть, представлявшая собой рассказ о жизни святого, смерти и посмертных чудесах, завершалось житие похвалой святому.
4. Что обозначают древнерусские слова?
зеницы —
ловчий —
распря —
десница —
Ответ:
зеницы — глаза
ловчий — организатор княжеской и королевской охоты
распря — ссора, раздоры
десница — правая рука
5. Кого и что высмеивает древнерусская повесть «Шемякин суд»?
Ответ: несправедливый суд нечестных, продажных судей
6. Кого присылал Бог лягушкам в качестве царя в басне И. А. Крылова «Лягушки, просящие Царя»? Как вы понимаете смысл этой басни?
Ответ: осиновый чурбан, журавль. Нужно довольствоваться тем, что имеешь («от добра добра не ищут»)
7. Назовите основной художественный приём, который лежит в основе басни:
1) метафора
2) аллегория
3) гипербола
4) эпитет
Ответ: аллегория
8. К какому литературному направлению (классицизм, реализм, романтизм) принадлежит творчество Д. И. Фонвизина? Перечислите признаки этого литературного направления.
Ответ:
Классицизм. Единство места, времени и действия. Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.
9. Какие проблемы ставит Д. И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль»?
Ответ:
Проблемы воспитания и образования дворянства, проблемы помещичьего произвола, мудрой и справедливой власти
10. Укажите авторов и названия произведений, героями которых являются:
Кутейкин —
Швабрин —
Скотинин —
Германн —
Савельич —
Стародум —
Ответ:
Кутейкин — Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
Швабрин — А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Скотинин — Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
Германн — А. С. Пушкин. «Пиковая дама»
Савельич — А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Стародум — Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
11. Из каких произведений взяты следующие фразы? Укажите названия произведений и их авторов.
«Не хочу учиться, а хочу жениться»
«Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный»
Ответ:
Д. И. Фонфизин. «Недоросль»
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
12. Перечислите положительных героев произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Ответ:
Правдин, Стародум, Софья, Милон
13. В каком году А. С. Пушкин написал произведение «Капитанская дочка»?
1) 1838 г.
2) 1836 г.
3) 1825 г.
4) 1827 г.
Ответ: 2) 1836 г.
14. Как звучит эпиграф к произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»? Кто произносит эти слова в произведении?
Ответ: «Береги честь смолоду»
Прочитайте предложенный ниже фрагмент из произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и выполните задания 15 — 21 с кратким ответом и задания 22 — 23 с развёрнутым ответом.
На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на неё смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть её с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание.
— Вы, верно, не здешние? — сказала она.
— Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.
— Вы приехали с вашими родными?
— Никак нет-с. Я приехала одна.
— Одна! Но вы так ещё молоды.
— У меня нет ни отца, ни матери.
— Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?
— Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.
— Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?
— Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.
— Позвольте спросить, кто вы таковы?
— Я дочь капитана Миронова.
— Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?
— Точно так-с.
Дама, казалось, была тронута. «Извините меня, — сказала она голосом ещё более ласковым, — если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чём состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь».
Марья Ивановна встала и почтительно её благодарила. Всё в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала её незнакомой своей покровительнице, которая стала читать её про себя.
Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо её переменилось, — и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми её движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.
— Вы просите за Гринёва? — сказала дама с холодным видом. — Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.
— Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна.
— Как неправда! — возразила дама, вся вспыхнув.
— Неправда, ей-богу неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня.
Тут она с жаром рассказала всё, что уже известно моему читателю.
Дама выслушала её со вниманием. «Где вы остановились?» — спросила она потом; и услыша, что у Анны Власьевны, примолвила с улыбкою: «А! знаю. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».
С этим словом она встала и вошла в крытую аллею, а Марья Ивановна возвратилась к Анне Власьевне, исполненная радостной надежды.
15. К какому роду литературы относится произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Ответ: эпос
16. Жанр произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в литературоведении определяют двояко. Укажите варианты жанрового определения этого произведения.
Ответ: повесть/роман
17. Назовите средство характеристики героя, строящееся на описании его внешнего облика: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».
Ответ: портрет
18. Как называется использованная в данном фрагменте форма общения между Машей Мироновой и императрицей, основанная на обмене репликами?
Ответ: диалог
19. Установите соответствие между персонажами произведения «Капитанская дочка» и чертами их характера, проявленными в описанных автором жизненных ситуациях.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблицу.
Персонажи
A) Маша Миронова
Б) Василиса Егоровна
B) Екатерина II
Черты характера
1) простосердечие, властность
2) великодушие, справедливость
3) самоотверженность, преданность
Ответ:
А |
Б |
В |
4 |
1 |
3 |
20. Укажите имя и фамилию героя, от лица которого ведётся повествование в «Капитанской дочке».
Ответ: Пётр Гринёв
21. После описанных в данном эпизоде событий повествование завершается. Как называется заключительная часть литературного произведения, содержащая заключительный эпизод в развитии действия, разрешение конфликта?
Ответ: развязка
22. Какие черты характера Маши Мироновой проявляются во время встречи с императрицей? Дайте развёрнутый ответ (примерный объём — 3 — 5 предложений), аргументируя свою точку зрения.
Ответ:
Во время встречи с императрицей по-настоящему раскрывается характер Маши — простой русской девушки, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности. Поначалу Марья Ивановна скромна, но, когда дело доходит до её возлюбленного, она находит в себе отважность и уверенность, с жаром рассказывая все императрице.
23. Назовите произведение русской литературы, в котором создан образ правителя. В чём созданный в нём образ можно сопоставить с образом Екатерины II в «Капитанской дочке»? Дайте развёрнутый ответ (примерный объём — 5 — 7 предложений).
Ответ
24. Литературное направление, основанное на изображении внутреннего мира человека, приоритете чувства над разумом, — это ...
Ответ: романтизм
25. Что означает для Мцыри, героя одноимённой поэмы М. Ю. Лермонтова, свобода? Выберите три элемента верного ответа. Ответ запишите цифрами.
1) жизнь вне стен монастыря
2) вседозволенность
3) возвращение на Родину
4) слияние с природой
5) принятие монашества
Ответ: 1, 3, 4
26. История Мцыри изложена в первых строфах поэмы, а основную часть занимает исповедь героя. Как называется построение художественного произведения, взаиморасположение его основных частей?
Ответ: композиция
27. Укажите, какие художественные средства (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы) используются в приведённых ниже фрагментах стихотворений, и выпишите их:
1) Роняет лес багряный свой убор (А. С. Пушкин)
2) В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои... (А. С. Пушкин)
3) Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть;
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла. (М. Ю. Лермонтов)
4) И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерёв
Прозрачной зеленью листов. (М. Ю. Лермонтов)
Ответ:
1. Роняет лес багряный свой убор. (А. С. Пушкин)
Ответ:
Багряный убор — эпитет
Роняет лес убор — олицетворение
2. В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои...
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви. (А. С. Пушкин)
Ответ:
Тянулись дни — метафора
3. Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть;
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла. (М. Ю. Лермонтов)
Ответ:
Думы власть — метафора
Она, как червь, во мне жила — сравнение
Изгрызла душу и сожгла — метафора
4. И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерёв
Прозрачной зеленью листов. (М. Ю. Лермонтов)
Ответ:
Кудри лоз вились, красуясь — олицетворение
Прозрачная зелень листов — эпитет
28. Что обозначают следующие литературоведческие термины?
1) Антитеза —
2) Басня —
3) Гротеск —
4) Диалог —
5) Тема —
6) Эпиграф —
7) Олицетворение —
8) Хорей —
9) Гипербола —
10) Идея —
11) Летопись —
12) Сатира —
Ответ:
Антитеза — приём противопоставления предметов или явлений.
Басня — краткий иносказательный нравоучительный рассказ или стихотворение с аллегорическим смыслом. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Гротеск — сатирическое преувеличение, основанное на сочетании реального и фантастического.
Диалог — разговор двух или более лиц.
Тема — круг жизненных событий, положенных в основу произведения.
Эпиграф — изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, выражающая основную идею текста.
Олицетворение — перенесение свойств живых существ на неодушевлённые предметы или явления.
Хорей — двусложный стихотворный размер с ударением в стопе на первом слоге.
Гипербола — художественное преувеличение предметов или явлений.
Летопись — историческое повествование, которое велось по годам.
Сатира — уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются автору порочными, наиболее острая форма обличения действительности.