Контрольные работы по литературе 8 класс к учебнику В. Я. Коровиной и др. - Л. Н. Гороховская 2020


Контрольная работа № 3. По итогам изученного в 8 классе

Вариант 1

1. Какие произведения можно назвать историческими? Приведите примеры.

Ответ:

Исторические произведения — произведения, в которых описываются события прошлого, отражается атмосфера исторической эпохи, действуют исторические лица, упоминаются исторические факты.

2. Назовите героев преданий и исторических песен, прочитанных вами.

1) Ермак Тимофеевич

2) Князь Потёмкин

3) Емельян Пугачёв

4) М. И. Кутузов

Ответ: 1, 3

3. Назовите жанр повествования об Александре Невском. Каковы отличительные признаки этого жанра?

Ответ:

Житие. Жанр древнерусской литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

4. Укажите характерные черты басни. Назовите имена известных вам баснописцев и их басни. (Приведите по 1 — 2 примера.)

Ответ:

Эзоп, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. Аллегория, мораль, сатирическое изображение персонажей, преимущественно стихотворная форма.

5. Свою работу по исследованию Пугачёвского восстания А. С. Пушкин начал с ...

1) «Истории Пугачёвского бунта»

2) «Капитанской дочки»

3) книги «Крестьянские бунты»

Ответ: 1

6. Завет отца Гринёва почти дословно повторяет выражение, предпосланное художественному произведению и призванное раскрыть замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям. Укажите термин, которым называют такое выражение.

Ответ: эпиграф

7. Укажите героев калмыцкой сказки-аллегории, которую рассказал Пугачёв Гринёву по дороге в крепостью:

1) уж и сокол

2) орёл и ворон

3) аист и заяц

С какой целью он рассказывает эту сказку?

Ответ: 2

8. Назовите термин, которым в литературоведении обозначается противоречие, лежащее в основе развития действия.

Ответ: конфликт

9. Как вы думаете, почему А. С. Пушкин назвал своё произведение «Капитанская дочка»?

Ответ:

А. С. Пушкин назвал своё произведение «Капитанская дочка», так как в центре романа находится Маша Миронова, которая вырастает перед нами из робкого и несмелого человека в решительную и мужественную личность. При всей неоспоримости важности фигуры Гринева, именно Мария смогла отстоять их право на счастье.

10. Назовите жанр произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Ответ: поэма

11. «Мцыри» в переводе с грузинского — это ...

1) одинокий человек

2) пленник

3) послушник, живущий при монастыре

Ответ: 3

12. Какое образное средство употребил М. Ю. Лермонтов в строках «Мцыри»: «...И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота // Из ветви каждого куста...»?

Ответ: олицетворение

13. Что такое кульминация? Какой эпизод является кульминационным в произведении М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Ответ:

Кульминация — наиболее напряжённый момент в развитии действия.

14. Какую пословицу Н. В. Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии «Ревизор»?

1) «Не в свои сани не садись»

2) «На всякого мудреца довольно простоты»

3) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

Ответ: 3

15. Укажите термин, которым в пьесах называют краткие авторские замечания (например, «Дразнит его», «Со вздохом» и др.).

Ответ: ремарки

16. Установите соответствие между ситуациями, в которые попадает главный герой пьесы Хлестаков, и его поведением в этих ситуациях.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

Ситуации    

A) первая встреча с городничим в гостинице

Б) обед у городничего

B) визиты чиновников

Поведение героя

1) безудержно и вдохновенно врёт

2) трусит, но одновременно «храбрится»

3) покровительственно общается

Ответ:

А

Б

В

2

1

3

17. Хлестаковщина — это ...

1) стремление выдать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле

2) стремление модно одеваться

3) погоня за чинами

Ответ: 1

18. Какой приём положен в основу композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»?

Ответ: антитеза

19. Композиция рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

1) линейная

2) «рассказ в рассказе»

3) кольцевая

Ответ: 2

20. Почему герой рассказа «После бала» оставил мысль о службе?

Ответ:

Главный герой рассказа учился в провинциальном университете. Его очень потрясла сцена избиения беглого солдата. Позже он не смог поступить ни на военную, ни на какую другую службу.

21. Против чего направлена сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города»?

Ответ:

Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина «Истории одного города» высмеивает самодурство помещиков. В рассматриваемом произведении даже само название провинциального городка, где происходят основные события, подчеркивает основное направление сатиры автора. Городок называется Глупово. Таким образом в "Истории одного города" авторская сатира направлена против глупости.

22. Почему оказалось невозможным счастье героев рассказа А. П. Чехова «О любви»?

Ответ:

Любовь — самое чистое и прекрасное чувство, которое окрыляет человека. Но для героев этого произведения, любовь оказалась мимолетным, упущенным счастьем. Нужно не бояться быть счастливыми, бороться за свою любовь, не бояться изменить свою жизнь, и тогда всё в жизни будет хорошо.

23. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н. С. Лескова «Старый гений»?

1) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке

2) старушка не хотела отдавать долг франту

3) у старушки заболела внучка

Ответ: 1

24. Установите соответствие между произведениями и их авторами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

Произведения

A) «Куст сирени»

Б) «Человек в футляре»

B) «Кавказ»

Авторы

1) А. П. Чехов

2) И. А. Бунин

3) А. И. Куприн

Ответ:

А

Б

В

3

1

2

Прочитайте стихотворение А. А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво...» из цикла «На поле Куликовом...» и выполните задания 25 — 28.

Река раскинулась. Течёт, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной жёлтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной —

Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснёт святое знамя

И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнёт ковыль...

И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несётся вскачь!

      (7 июня 1908)

25. Выпишите метафору, встречающуюся в предпоследней и последней строфах стихотворения и обозначающую предзнаменование грядущих грозных событий.

Ответ: «закат в крови»

26. Какое средство художественной выразительности, представляющее собой перенос признаков живых существ на неодушевлённые предметы, использует поэт в строках: «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво.... В степи грустят стога»?

Ответ: олицетворение

27. Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк:

Наш путь — стрелой татарской древней воли...

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной...

Ответ: анафора

28. Определите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «Река раскинулась...».

Ответ: ямб

29. Каково авторское определение жанра произведения «Василий Тёркин»?

1) «Книга про бойца»

2) «Поэма о войне»

3) «Роман в стихах»

Ответ: 1

30. Назовите героя, укажите произведение, автора.

1) «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бескрайней, свободной и мощной».

2) «...красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми... подвитыми усами... бакенбардами... Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами... Особенно умиляли меня его сапоги... хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков».

3) «...судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес... сохраняет в лице своём значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

Ответ:

Челкаш. — М. Горький. «Челкаш»

Полковник. — Л. Н. Толстой. «После бала»

Судья Ляпкин-Тяпкин. — Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Вариант 2

1. Какие произведения можно назвать историческими? Приведите примеры.

Ответ:

Исторические произведения — произведения, в которых описываются события прошлого, отражается атмосфера исторической эпохи, действуют исторические лица, упоминаются исторические факты. А. С. Пушкин. «Медный всадник», «Капитанская дочка».

2. Назовите героев преданий и исторических песен, прочитанных вами.

1) Ермак Тимофеевич  3) Емельян Пугачёв

2) Князь Потёмкин   4) М. И. Кутузов

Ответ: 1, 3

3. Что такое воинская повесть? Назовите произведение древнерусской литературы, в которой переплетаются элементы жития и воинской повести.

Ответ:

Воинская повесть — жанр древнерусской литературы, посвящённый изображению исторических событий, героической борьбы народа против внешних врагов, воинских подвигов, связанный с описанием битв, воинского быта, снаряжения, проникнутый патриотическим пафосом.

«Повесть о житии... Александра Невского».

4. Укажите отличительные признаки басни. Назовите имена известных вам баснописцев и их басни. Приведите по 1 — 2 примера.

Ответ:

Аллегория, мораль, сатирическое изображение персонажей, преимущественно стихотворная форма.

5. Свою работу по исследованию Пугачёвского восстания А. С. Пушкин начал с ...

1) «Истории Пугачёвского бунта»

2) «Капитанской дочки»

3) книги «Крестьянские бунты»

Ответ: 1

6. Укажите название жанра драматургии, к которому принадлежит пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Ответ: комедия

7. Установите соответствие между персонажами пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль» и их внутренними качествами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

Герои

А) Стародум

Б) Правдин

В) Митрофан

Качества

1) мудрость, справедливость

2) избалованность, распущенность

3) честность, принципиальность

Ответ:

А

Б

В

1

3

2

8. Как называются изречения, выражающие в лаконичной форме законченные и обобщённые мысли: «Великий государь есть государь премудрый», «каждый должен искать своего счастья и выгод в одном, что законно...», «наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло» и др.?

Ответ: афоризм

9. Какие нравственные проблемы ставит А. С. Пушкин в своём произведении «Капитанская дочка»?

Ответ:

Проблемы чести и долга, человеческого достоинства, благодарности, справедливости, милосердия.

10. Назовите героев калмыцкой сказки-аллегории, которую рассказал Пугачёв Гринёву по дороге в крепость:

1) уж и сокол

2) орёл и ворон

3) аист и заяц

Ответ: 2

С какой целью он рассказывает эту сказку?

11. Черты какого литературного направления нашли воплощение в произведении М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Ответ: романтизм

12. Рассказ Мцыри о трёх днях, проведённых на свободе, насыщен описаниями природы:

Кругом меня цвёл божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слёз,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерёв

Прозрачной зеленью листов...

Как называется в литературоведении этот композиционный элемент?

Ответ: пейзаж

13. Какую пословицу Н. В. Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии «Ревизор»?

1) «Не в свои сани не садись»

2) «На всякого мудреца довольно простоты»

3) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

Ответ: 3

14. В основе развития действия пьесы Н. В. Гоголя — противостояние чиновников города N и мнимого ревизора. Как называется противостояние, противоборство, служащее стимулом к развитию действия?

Ответ: конфликт

15. Укажите термин, которым в пьесах называют краткие авторские замечания (например, «Дразнит его», «Со вздохом» и др.).

Ответ: ремарки

16. Хлестаковщина — это ...

1) стремление выдать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле

2) стремление модно одеваться

3) погоня за чинами

Ответ: 1

17. Герои гоголевской пьесы наделены фамилиями, характеризующими их сущность (Ляпкин-Тяпкин, Гибнер, Держиморда и др.). Как называются такие фамилии?

Ответ: «говорящие» фамилии

18. К какому типу литературных героев относится герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин?

Ответ: «маленький человек»

19. Форма повествования в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» — это ...

1) полилог

2) «рассказ в рассказе»

3) рассуждение

Ответ: 2

20. Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала»?

Ответ:

Первоначально рассказ назывался «Дочь и отец», затем «А вы говорите». Но в итоге писатель дал рассказу новое название — «После бала». Оно как нельзя лучше подходило для этой истории, так как именно события, произошедшие после бала, предопределили судьбу молодого юноши.

21. Против чего направлена сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города»?

Ответ:

Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина «Истории одного города» высмеивает самодурство помещиков. В рассматриваемом произведении даже само название провинциального городка, где происходят основные события, подчеркивает основное направление сатиры автора. Городок называется Глупово. Таким образом в "Истории одного города" авторская сатира направлена против глупости.

22. Какой смысл вкладывает А. П. Чехов в понятие «футлярность» жизни?

Ответ:

Для Буркина понятие «футлярности» жизни — это отсутствие внутренней свободы, а для Ивана Ивановича — большее, это понятие бездуховности, пошлости, несовместимое с гордым именем человека, подлинным его назначением в жизни.

Чехов не высказывает свою позицию открыто, но можно полагать, что он поддерживает своего героя, восстающего против того, что мешает человеку достичь добра и счастья.

23. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н. С. Лескова «Старый гений»?

1) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке

2) старушка не хотела отдавать долг франту

3) у старушки заболела внучка

Ответ: 1

24. Установите соответствие между произведениями и их авторами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

Произведения

A) «Куст сирени»

Б) «Человек в футляре»

B) «Кавказ»

Авторы

1) А. П. Чехов

2) И. А. Бунин

3) А. И. Куприн

Ответ:

А

Б

В

3

1

2

Прочитайте стихотворение А. А. Блока «Россия» и выполните задания 25 — 28.

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

     (1908 г.)

25. Запишите эпитет, который использует А. А. Блок в третьей строфе стихотворения, рисуя красоту и мятежность России.

Ответ: разбойная (краса)

26. Укажите термин, которым в литературоведении обозначается повтор слова в начале стихотворных строк, единоначатие строки:

Когда блеснёт в дали дорожной...

Когда звенит тоской острожной...

Ответ: анафора

27. Назовите художественный приём, использованный А. А. Блоком во 2-й строфе стихотворения:

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слёзы первые любви!

Ответ: сравнение

28. Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «Россия».

Ответ: ямб

29. Каково авторское определение жанра произведения А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

1) «Книга про бойца»

2) «Поэма о войне»

3) «Роман в стихах»

Ответ: 1

30. Назовите героя, укажите произведение и автора.

1) «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бескрайней, свободной и мощной».

2) «...молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде».

3) «...в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная... и величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо... и это давало ей, с её красотой и высоким ростом, несмотря на её худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от неё, если бы не ласковая, всегда весёлая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего её милого, молодого существа».

Ответ:

Челкаш. — М. Горький. «Челкаш»

Хлестаков. — Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Варенька Б. — Л. Н. Толстой. «После бала»