Учимся писать сочинение 8 класс - Т. А. Чернова 2019


Публицистический стиль. Газетные жанры

Задание 1

Прочитайте информационный материал, отмечая по ходу чтения главную информацию о публицистическом стиле таким образом, чтобы сделать обобщённый вывод после прочтения:

— какой стиль называется публицистическим?

— в каких сферах жизни применяется?

— каковы его признаки, главные функции и основные черты?

— какие лексические и грамматические особенности присущи стилю?

— каковы жанры публицистического стиля и их специфические черты?

— оформите обобщённый вывод тезисно.

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Публицистический стиль используется в письменном и устном общении для передачи информации по актуальным вопросам общественной жизни: в общественно-политической литературе, периодической печати, на радио и телевидении. Это стиль современных средств массовой информации (СМИ), ораторской и парламентской речи.

Цель публицистического стиля речи — информирование, освещение текущей, повседневной жизни, передача общественно значимой информации, воздействие на читателя, слушателя, побуждение его к определённым поступкам, действиям.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути её решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение, эмоции, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, историков B. С. Соловьёва, В. О. Ключевского, В. В. Розанова, Н. А. Бердяева и др.

К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А. В. Луначарскому), М. А. Шолохов, А. Н. Толстой.

Известны своими публицистическими статьями писатели C. Залыгин, В. Г. Распутин, Д. А. Гранин, В. Лакшин, академик Д. С. Лихачёв.

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование газетизмов — слов, применяемых преимущественно в языке газет, способных выражать положительную и отрицательную оценку явлений действительности (знаменательный, доблестный, почин, достижение, провозгласить, воплотить, пламенный, злодеяние, происки, военщина, возня, замалчивание и др.); общественно-политической лексики, характерной для общественно-политических наук и законодательных жанров, как правило, оценочного характера (неонацизм, империализм, демократия, революция, прогресс, агрессия, расизм, фашизм, интервенция и др.); разговорной и просторечной лексики (менты, общага, сборище, хапуга, несун, халтурщик и др.); иностранных слов, иноязычных вкраплений, экзотизмов (доллар, фрау, полисмен, леди), речевых штампов, клише (чёрное золото, труженики полей, Страна восходящего солнца, город на Неве, люди в белых халатах, стражи порядка и др.); лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, психологии, научных и производственных терминов.

В публицистическом стиле часто используются слова с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с)-, с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм-, -ист-; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-, сложные и сложносокращённые слова, устойчивые обороты речи.

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения (голос мира, страны ближнего зарубежья). В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов предложения, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций, выражающих эмоционально-экспрессивную оценку.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своём они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи, с той лишь разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чём-то и информирование, передача сведений: сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия), цитаты, языковые средства юмора, иронии, сатиры и др.

К жанрам публицистического стиля следует отнести хронику, заметку (краткое сообщение в газете или журнале на злободневную тему), интервью (беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы, передаваемые в СМИ), манифест (воззвание, декларация, обращение общественной организации, партии, содержащее программу деятельности), очерк (анализ различных фактов и явлений социальной жизни с авторской интерпретацией), репортаж (оперативное сообщение о каком-либо событии непосредственно с места действия), статья (короткое повествование, рассуждение о значимой проблеме), фельетон (юмористическое, сатирическое, фарсовое, гротесковое изображение какого-либо события, явления), эссе (изложение своих идей, мыслей по какому-либо поводу в свободном стиле, с ярко выраженным собственным видением проблемы, темы).

Задание 2

Прочитайте фрагменты статей Д. С. Лихачёва, выдающегося учёного-филолога, из книги «Письма о добром и прекрасном».

Докажите их принадлежность к публицистическому стилю, определив основные черты, лексические и грамматические особенности.

1) Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни... И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая.

Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна.

Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, души, ума.

2) Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты всё-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности — огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции — огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина — опять огорчение, и ещё какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

3) Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только с людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека — большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. Накормить ребёнка, перевести через дорогу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным и т. д. и т. п. — всё это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

4) Человек должен быть интеллигентен!.. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека... Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно.

В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком...

Интеллигентность не только в знаниях, а и в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)... Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

5) Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и... у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других («Точность — вежливость королей», — гласит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же — дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе...

Есть много книг о хороших манерах. Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрения окружающих.

Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнёшь уши — вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом. И не надо класть локти на стол — опять- таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим — к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и дайте возможность другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, всё поведение должно быть сдержанным и... красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры — это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, — бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живёшь, и т. д. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам, или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

К кому обращены письма Д. С. Лихачёва? О чём они? Какие советы даёт публицист, чему учит? Как вы думаете, где можно использовать советы академика?

...

Сделайте подборку фрагментов публицистических статей из современных СМИ о нравственно-этических проблемах. Укажите авторов статей, названия, тезисно сформулируйте основную мысль.

...

Задание 3

Проанализируйте статью В. Бессоновой «Как проявить любовь и доброту?». О чём говорит автор своему читателю? Какие признаки позволяют нам отнести этот текст к публицистическому стилю? Какие особенности публицистической статьи вы отметили?

Любовь — это одна из величайших тайн человечества. Ей посвящают великое множество произведений. Каждому хочется понять магическую природу любви. И большинство людей желают ощутить вкус этой прекрасной чаровницы.

Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно и с самыми добрыми намерениями.

Как это сделать? Легко и просто. Особых усилий не потребуется. Мелочи, на которые мы порой не обращаем внимания, могут поднять настроение до небес. И именно в наших силах сделать день радостным и счастливым для других. А значит, и для себя.

Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Вы можете улыбнуться, и вам обязательно будет гарантирована улыбка в ответ! Попробуйте сделать это в общественном транспорте. Можете начать с малыша. Это самый благодарный человечек. Он не подумает ни о чём плохом, он просто улыбнётся в ответ, показывая пару своих зубиков. Поддержите своего коллегу. Помогите ему выполнить сложную работу или сделайте искренний комплимент. Мужчины могут подать руку молодой маме с ребёнком или старушке, старику, выходящим из автобуса.

Возможно, соседка-старушка ждёт не дождётся, чтобы кто- то купил ей булочку. И не важно, что у неё есть дети. Возможно, именно сейчас они не могут быть рядом. А вы можете доставить радость пожилому человеку.

А главное, не забывайте о самых близких — родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте. Именно им достаётся меньше всего приятных слов от нас. Потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность. Позвоните, скажите им об этом! Или напишите.

А может, кого-то просто надо выслушать. Даже если это совсем чужой человек. Возможно, именно сейчас ему это необходимо. Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать. И вы не заметите, как добрые дела охватят всю вашу жизнь.

...

Задание 4

Найдите в периодической печати статью любой тематики. Устно (письменно) проанализируйте её, последовательно отвечая на вопросы: какие функции, признаки (черты и особенности) публицистического стиля реализуются в статье? в чём состоит оригинальность её заголовка? как автор статьи выражает своё отношение к теме разговора? какими речевыми средствами реализуется авторское «я»? какие выразительные средства и стилистические приёмы использует автор?

Для полноты и логики ответа составьте тезисный план.

...

Задание 5

Расставьте ударения в словах и выражениях, произнесите их в соответствии с орфоэпической нормой. Какие из них могут быть использованы в публицистическом стиле? С какой целью? Составьте с десятью любыми из них словосочетания и (или) предложения.

Предложить, дозировать, договор, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, создала, укрепит, мельком, квартал, афера, гражданство, бытие, новостей, приговор, гербовый, кровоточащий, наркомания, вероисповедание, новорожденный, партер, прирост, намерение, недруг, таможня, уведомить, ходатайство, черпать, эксперт, оптовый, надолго.

...

Задание 6

Объясните значения приведённых ниже слов и словосочетаний, в случае затруднения обратитесь к толковому словарю. Выпишите только те слова и выражения, которые оказались для вас новыми и непонятными, укажите их лексическое значение.

Подумайте, по какому принципу можно сгруппировать все слова. Создайте тематические группы, распределите слова по группам в соответствии с их значением и целевым использованием. Дополните перечень слов каждой группы своими примерами.

Активизировать, нюанс, скептицизм, достоинство, правосудие, целеустремлённый, чествовать, глобальный, акционерное общество, культура поведения, рейтинг, доверие, экстремизм, коммюнике, собственность, цивилизация, оппозиция, бескорыстный, криминогенный, такт и деликатность, коррумпированный, коалиция, предвыборная кампания, оживлённая дискуссия, альянс, толерантное отношение, общественное согласие, депутатский, журналистское расследование, милосердие, монополия, безвозмездный, благоденствие, девальвация, консолидация, консенсус, лидер, законопроект, инвестиции, бюджет, аукцион, инфляция, банкротство, акционерное общество, рынок труда, государственная поддержка, вариативность, дистанционное образование, медицинское страхование, прожиточный минимум, потребительская корзина, борьба с преступностью.

...