Учимся писать сочинение 8 класс - Т. А. Чернова 2019


Репортаж

Задание 11

Ознакомьтесь с обучающими материалами о жанре репортажа, маркируйте по ходу чтения основные положения, которые позволят сделать обобщённый вывод после прочтения: в чём жанровые, языковые и композиционные особенности репортажа? Поместите свой вывод в таблицу, приведённую ниже.

Репортаж — один из ведущих газетных жанров, сочетающий в себе, с одной стороны, строгую документальность, достоверность отображаемой действительности, а с другой — эмоциональность и яркость изображения.

Термин «репортаж» происходит от французского слова repoRtage и означает «сообщать». Сам термин появился в середине XIX века, но ещё до этого в печати можно было встретить сообщения, несущие в себе черты репортажа. Постепенно репортаж приобрёл «индивидуальный облик» и стал самостоятельным жанром. Родилась и новая профессия — репортёр — журналист, который сообщает о происходящих событиях.

Репортаж — рассказ очевидца или участника события. Но поскольку событие уже прошло, то от репортёра требуется определённое мастерство, чтобы создать «эффект присутствия», побудить читателя мысленно перенестись на место события и взглянуть на происходящее его глазами.

Если заметка содержит информацию о том, что, где и когда произошло, то репортаж воссоздаёт картину происшествия более подробно. В репортаже детально и ярко описывается обстановка, в которой произошло событие.

Автор репортажа может провести параллель между происходящим на его глазах с тем, что было ранее, может вставить случайно услышанный диалог или взятое на ходу у участника события интервью. Часто в репортаже приводятся иллюстрирующие события цифры и примеры. Чем наблюдательнее автор, чем больше он подметит «говорящих деталей», тем увлекательнее будет репортаж.

Эмоционально выраженное «я» репортёра — главная стилевая черта жанра, создающая «эффект присутствия». Никакому другому газетному подстилю не свойственна такая высокая речевая активность авторского «я», как репортажу.

«Я вижу», «я иду», «я еду», «передо мной открывается», «наша встреча произошла» — это характерные речевые клише репортажа. Конечно, само местоимение может отсутствовать, но тогда его заменяют другие языковые конструкции, которые свидетельствуют о том, что репортёр — очевидец.

«Я» репортёра — это не «образ рассказчика», не литературная маска. Репортёр сам присутствует в тексте. Это придаёт его рассказу достоверность, позволяет не бесстрастно фиксировать события, а выражать своё отношение к тому, что происходит. Авторское «я» создаёт определённое настроение, делает установку на достоверность происходящего и глубоко личное отношение к этому. Форма «мы» сохраняет авторское отношение, но более строга, сдержанна, более официальна, чем «я» репортёра. Средством передачи авторского отношения к происходящему являются и местоимения «мой», «наш».

Для репортёра важны документализм, объективная точность. Репортёр внимательно вглядывается в происходящее, отбирает наиболее интересные, яркие детали и факты, которые и составляют событие. А вот само событие репортёр изменить не может, не может дать волю своей фантазии, вымыслу, ибо даже незначительное искажение фактов вызовет недоверие к репортажу. Документальность текста подчёркивается за счёт точного указания места, времени действия, упоминания реальных фамилий, имён. Материал репортажа похож на кадры кинофильма: репортёр словно наводит камеру то на одно, то на другое.

Репортёр всегда в движении, следовательно, постоянно меняется угол его зрения. Он то смотрит на событие со стороны, то видит его как бы изнутри, находясь в гуще событий. Репортажу свойственна быстрая, иногда резкая смена речевых планов — описания, повествования, рассуждения, авторской и прямой речи, диалога и монолога и т. д.

Выделяют следующие разновидности репортажа: событийный, постановочный, тематически познавательный, актуальный, проблемный и др.

Поводом для создания событийного репортажа служат яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» в нём достигается благодаря хронологической последовательности, указанию чёткого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

В постановочном репортаже журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на неё. В этом случае репортаж с места событий — пример полевого медиаэксперимента.

В тематически познавательном репортаже события и процессы не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный репортаж представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж — пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Создавая проблемный репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид репортажа требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки. Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задаётся вопросом не «что?», а «почему?». Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

С одного и того же места событий репортёры могут написать совершенно разные репортажи. Автор должен точно продумать, для кого предназначен репортаж, какова его цель, определить своё внутреннее намерение, авторскую позицию, а также форму подачи материала. Высокая творческая свобода автора в репортаже помогла многим репортёрам состояться как писателям. Вот лишь самые известные имена: Владимир Гиляровский, Эрнест Хемингуэй, Джон Рид, Юлиус Фучик, Юрий Трифонов, Василий Песков.

Композиция репортажа подобна быстрой и контрастной смене планов, что создаёт ощущение острой, пёстрой, динамичной и многокрасочной картины действительности.

Начало репортажа — образный зачин, «вводящий» читателя в новую обстановку, делающий её «видимой», «ощутимой», определяющий первичное отношение к изображаемому и интерес к дальнейшему, краткая зарисовка с указанием места и времени, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом, во вступлении логично авторское «я».

Основная часть репортажа содержит характеристику события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлечённость в историю.

В репортаж также может быть включено интервью. Репортаж иногда начинается с середины «подслушанного» разговора, что побуждает читателя к догадке, к игре воображения, обостряя внимание к тексту, постепенно выявляющему лицо персонажа. Прямая речь персонажа также создаёт экспрессию соучастия, потому она достаточно активна в этом жанре.

В конце, как правило, репортёр делится своими впечатлениями, мыслями и эмоциями, даёт оценку эпизода.

Отсутствие личных местоимений при широком употреблении глаголов придаёт особую динамику, экспрессию тому событию, которое дано через авторское восприятие. Употребление глаголов настоящего времени в рассказе о прошлом позволяет выразить ощущения и переживания пишущего, перенести читателя во времени в момент совершения события.

Живость репортажа достигается преимущественно благодаря разговорной манере описания. Используются краткие синтаксические формы — односоставные и неполные предложения, помогающие ощутить напряжённость обстановки, быструю смену событий, усиливают динамичность и эмоциональность речи. Назывные предложения придают особую документальную достоверность, словно стоп-кадр, позволяющий лучше рассмотреть событие, мысленно перенестись в обстановку действия.

Назывные предложения часто используются в зачине репортажа. Например, начало праздника может описываться так: «Шум, говор, песни. Веселье вовсю».

Знакомьтесь: репортаж

Жанровые особенности


Композиционные особенности


Языковые особенности


Задание 12

Запишите 5 — 7 тем (событий), которые, по вашему мнению, могут стать темой репортажа.

Задание 13

Прочитайте фрагменты газетного репортажа Владимира Алексеевича Гиляровского, которого современники считали «королём репортажей». В них речь идёт о коронационных торжествах в честь вступления на престол последнего русского царя Николая II и катастрофе, которая произошла в тот день в Москве на Ходынском поле. Докажите, что в целом этот текст является репортажем. Ответьте на вопросы:

— какова авторская задача?

— как в репортаже проявилась индивидуальность автора?

— какими, с вашей точки зрения, личностными качествами обладает этот человек?

— как мы понимаем, что В. А. Гиляровский — очевидец событий?

Катастрофа на Ходынском поле

В 1896 году, перед коронационным торжеством, меня попросили дать для газеты материал об этих событиях.

Около двухсот русских и иностранных корреспондентов прибыли к этим дням в Москву, но я был единственным из всех проведших всю ночь в самом пекле катастрофы, среди многотысячной толпы, задыхавшейся и умиравшей на Ходынском поле.

Я осматривал Ходынку, где готовился народный праздник. Поле застроено. Всюду эстрады для песенников и оркестров, столбы с развешенными призами, начиная от пары сапог и кончая самоваром, ряд бараков с бочками для пива и мёда для дарового угощения, карусели и, наконец, главный соблазн — сотни свеженьких деревянных будочек, откуда предполагалась раздача узелков с колбасой, пряниками, орехами, пирогов с мясом и дичью и коронационных кружек.

Хорошенькие эмалевые, белые с золотом и гербом, разноцветно разрисованные кружки были выставлены во многих магазинах напоказ. И каждый шёл на Ходынку не столько на праздник, сколько за тем, чтобы добыть такую кружку.

На Ходынском поле, рядом с царским павильоном, совсем не праздничным жёлтым пятном зиял глубокий ров...

Я вышел на Тверскую. Она уже кишела гуляющими, а вереницы рабочего народа с окраин стремились к Ходынскому полю. Гомон и дым стояли над полем...

Шум, говор, песни. Веселье вовсю. Поле гудело на разные голоса.

Вдруг загудело. Сначала вдали, потом кругом меня... Визг, вопли, стоны. И все, кто мирно лежал и сидел на земле, испуганно вскочили на ноги и рванулись к переполненному краю рва, где над обрывом белели будки. Я не бросился с народом, упирался, шёл прочь навстречу безумной толпе, хлынувшей за сорвавшимися с мест... Толкотня, давка, вой...

Вот она, смерть неминучая! И какая!

За мной возвышалось полотно дороги, на нём кипела жизнь: снизу лезли на насыпь, стаскивая стоящих на ней, те падали, кусались, грызлись. Сверху снова падали, снова лезли, чтобы упасть; третий, четвёртый слой на головы стоящих.

Рассвело. Синие, потные лица, глаза умирающие, открытые рты ловят воздух, вдали гул, а около нас ни звука. Стоящий возле меня высокий благообразный старик уже давно не дышит: он задохся молча, умер без звука, и похолодевший труп его колыхался с нами. Впереди что-то страшно загомонило, что-то затрещало... Страшный рёв вдали: «Дают!., давай!., дают!» — и опять повторяется: «Ой, убили, ой, смерть пришла!..»

...Я напрягал силы, пробирался назад, толпа редела, меня ругали, толкали...

Задание 14

Познакомьтесь с фрагментами современных телерепортажей с мест событий, найдите в них характерные черты жанра: определите цель репортажей, коммуникативное намерение репортёра, форму подачи материала.

1) Главное событие 9 мая 2015 года, к которому было приковано внимание всех жителей нашей страны, — военный парад на Красной площади. Чтобы принять участие в торжествах, в Москву приехали лидеры 25 государств. О том, что происходило на Красной площади, — в репортаже корреспондента.

Курсанты военных училищ застыли в боевом порядке задолго до начала парада. Стройные прямоугольники военных, тишина над Красной площадью — всё это создаёт особую атмосферу торжественности. Ветераны рассаживаются на трибунах, и Владимир Путин, проходя к своему месту, здоровается с каждым фронтовиком.

В начале парада президент Владимир Путин выступил с речью, посвящённой семидесятилетию Победы и той цене, которую заплатила за неё Россия.

«Тогда, в тридцатые годы прошлого века, просвещённая Европа не сразу увидела смертоносную угрозу в идеологии нацизма. И сейчас, спустя семьдесят лет, история вновь взывает к нашему разуму и к нашей бдительности. Мы не должны забывать, что идея расового превосходства и исключительности привела к самой кровопролитной войне», — сказал Президент России.

Этот парад стал самым масштабным за всю историю страны. Говоря современным языком, это полуторачасовое шоу, которое с лязгом многотонного железа и гарью демонстрирует военную мощь России. Гвоздь программы — новейший танк «Армата», разработанный в НПК «Уралвагонзавод» и впервые представленный публике. Выступление авиационной группы из 140 боевых самолётов и вертолётов возглавил главком ВВС России Виктор Бондарев. Он первым пролетел над Красной площадью на самолёте Ту-160М «Белый лебедь». Следом подтянулись вертолёты «Аллигатор», новейшие истребители Су-35 и Су-30. Группа «мигов» дала красочный залп с воздуха. Ещё пятнадцать самолётов в честь фронтовиков образовали в небе цифру 70, поразив своим умением держаться в воздухе чётко, не нарушая боевого порядка.

...

2) 9 мая, в 15:00 на Красной площади прошла акция «Бессмертный полк». Общественная инициатива собрала около 500 тысяч участников, прошедших маршем от метро «Пушкинская», через Красную площадь, до Большого Москворецкого моста. Кто, как и зачем принял участие в акции — в нашем специальном репортаже.

За час до начала шествия площадь полна людей: это участники акции «Бессмертный полк», собравшиеся у Исторического музея.

Люди пришли на акцию ради того, чтобы почтить память погибших родственников. Вот что они говорят: «Меня подвигла прийти сюда память о моих предках, родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной. Память об их подвигах мне не даёт покоя, как и всем здесь присутствующим. Спасибо нашим ветеранам за мир», — говорит Валентина Володина. Андрей Ситников делится с нами воспоминаниями о своём деде, пропавшем без вести рядовом Сергее Владимировиче. На вопрос о параде и чувствах, которые он вызвал, говорит, что он был «великолепный» — такое волнение и гордость за Россию, за мощь и боеспособность нашей армии он давно не испытывал. «Хочется пожелать всем мира, дружбы и любви во всём мире!» — закончил он.

...

3) Вспышки в небе, битые оконные стёкла и массовая паника среди населения — падение обломка из космоса на Челябинск многие приняли за ядерную войну.

Последствия ударной волны оценивают до сих пор. За помощью обратились более пятисот человек, серьёзных травм нет, самый распространённый «диагноз»— порезы от стекла. Ударной волной разбиты окна примерно трёхсот зданий. В легкоатлетическом манеже вспоминают: шла тренировка, раздался мощный взрыв. «Спортсмены-дети ринулись к окнам, чтоб снимать происходящее на фото и видео, — рассказывает сотрудник манежа. — Благо их оторвал от окон один из инструкторов: огромные стёкла по всему периметру рухнули не сразу, спустя несколько секунд».

...

4) Участие, а затем победа в проекте «Голос. Дети» на Первом канале в один миг сделали сочинского школьника Данила Плужникова знаменитым.

Любовь и поддержка миллионов россиян вдохновили и придали сил этому особенному ребёнку, вынужденному каждый день бороться с тяжёлым врождённым недугом.

За участием Данила в шоу-конкурсе «Голос. Дети» без преувеличения следила вся страна. О том, какие эмоции у большинства россиян вызывало каждое выступление юного сочинского музыканта, можно было судить по реакции зрителей в студии программы, её ведущего и наставников. Все они не скрывали восхищения от выступления юного артиста. Но самые сильные эмоции в такие моменты, конечно, испытывал сам Данил Плужников, хотя внешне он был полностью собран и, как настоящий артист, не показывал никакого волнения. Он выглядел на сцене естественно, а пел очень артистично и с душой. Наверняка это тоже помогло ему набрать максимальное число голосов в ходе зрительского смс-голосования. Хотя для своих родных он стал победителем ещё раньше.

«Данил очень хотел участвовать в этом конкурсе и сам подал заявку в Интернете, я ему только помогла, — рассказывает мама Данила Ирина Афанасьевна. — Он очень радовался, когда прошёл кастинг, потом слепые прослушивания. Для нас каждый этот шаг был огромной победой и радостью. А когда сын вышел в финал и потом стал первым — он был просто счастлив. Тем более что ведь изначально мы на это и не рассчитывали. Мы шли на «Голос», чтобы просто попробовать силы. Знаете, там все дети были очень талантливыми, и нам, наверно, повезло. В любом случае, когда Даня вышел в финал, для меня и для всех наших родных он уже был победителем».

Сам Данил тоже охотно делится впечатлениями от участия в проекте: «Каждый момент на проекте был дорог, и участие в нём дало мне просто колоссальный опыт. Связь с Димой Биланом я поддерживаю до сих пор. Мы созваниваемся с ним и обсуждаем разные темы — говорим о музыке, о жизни. Мы очень хорошо с ним общаемся. У меня одна мечта — хочу стать известным певцом или композитором, как и он, я сам пишу музыку. Но для этого нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. В будущем собираюсь поступать в музыкальный колледж, потом в консерваторию»...

5) Обстановка на дорогах большинства российских городов по-прежнему оставляет желать лучшего. Последствия этой зимы — снегопады — не прошли бесследно, а вот следов работы коммунальных служб практически незаметно. Расчищены только главные улицы, на второстепенных же дорогах масса машин, перемешивающих снежную кашу. Не говоря уже о внутриквартальных проездах и тротуарах. По-прежнему для коммунальных служб города «зима пришла нежданно-негаданно». До каких же пор мы будем ставить эту проблему в разряд неразрешаемых, неисполнимых?...

6) Знаменитый музыкальный конкурс имени П. И. Чайковского, овеянный легендами, скандалами, великими именами и навсегда — чудом ослепительной победы американца Вана Клиберна, прорвавшей в далёком 1958 году глухой «железный занавес», откроется сегодня в Большом зале консерватории. По традиции в этот вечер прозвучит Первый фортепианный концерт Чайковского (II и III части исполнит обладатель Гран-при предыдущего конкурса Даниил Трифонов). В программе — выступление Ольги Бородиной, Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского (под управлением Владимира Федосеева) и впервые — детей, лауреатов международных конкурсов. В новом качестве появятся на сцене и знаменитые музыканты Валерий Гергиев и Денис Мацуев — ведущие церемонии.

...

Задание 15

Посмотрите новостные и информационные телепередачи. Выделите среди них репортаж и проанализируйте его: как ведущий программы представляет тему репортажа и его авторов? Как показаны события и каким образом о них рассказано? Достаточно ли согласован словесный и зрительный ряд? Как выглядит репортёр? Проявились ли в репортаже авторское «я» и индивидуальность журналиста? Сделайте наброски для устного ответа-отзыва.

...

Задание 16

Проанализируйте ученическое сочинение-репортаж, опираясь на композиционные и языковые особенности жанра. Напишите отзыв, отметив достоинства и указывая на недочёты работы.

12 часов дня. Вторник. Я веду репортаж из школьной столовой. Через 15 минут здесь начнётся обед, и мне хочется описать это приятное каждодневное событие в жизни каждого школьника.

А пока я осматриваюсь. На стенах висят декоративные расписные доски с узорами народных промыслов. Над буфетом — картина, изображающая изобилие аппетитных фруктов и ягод. На больших окнах — белые узорчатые шторы, придающие всему помещению уют, ощущение чистоты и свежести.

Аппетитно пахнет гречневой кашей и сдобой. Повара в белых колпаках склонились над кастрюлями. Священнодейство продолжается...

А до перемены остаётся несколько минут. И вот долгожданный звонок! Где-то там, в школьном коридоре, слышится стук дверей и всё нарастающий гул. В зал торопливо, обгоняя друг друга, врываются ученики, и даже дежурный учитель не в силах сдержать этот многочисленный поток.

Не спеша и с достоинством, демонстрируя образец воспитанного поведения, к раздаче подходят учителя — подкрепиться и запастись энергией до конца рабочего дня.

Всё приходит в движение. Вот дежурные стремительно разносят компот первоклашкам, учителя — классные руководители делают перекличку обедающих, заходят и выходят старшеклассники, снуют туда-сюда дежурные по столовой и помощники по хозяйству.

В воздухе витают соблазнительные ароматы только что приготовленной вкусной еды. Вот и я захотела есть. Помня мудрое высказывание о том, что человек живёт не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить, я подхожу к раздаче. Пора и мне подкрепиться. Как вы думаете?...

Задание 17

Проба пера. Напишите репортаж об интересном и значимом событии из вашей школьной жизни, соблюдая особенности жанра, композиции и языка.

...