Учимся писать сочинение 8 класс - Т. А. Чернова 2019


Интервью

Задание 18

Ознакомьтесь с обучающими материалами об интервью как жанре средств массовой информации. Маркируйте по ходу чтения основные положения, которые позволят сделать обобщённый вывод после прочтения:

— в чём жанровые особенности интервью?

— почему интервью — самый распространённый жанр СМИ?

Своим происхождением термин «интервью» обязан английскому слову interview, что означает «встреча», «свидание», «беседа». Люди встречаются, чтобы общаться, разговаривать, обмениваться мнениями, получать друг от друга разного рода информацию.

Интервью — особый информационный жанр журналистики, представляющий беседу или диалог журналиста (корреспондента, репортёра) и героя интервью, представляющего интерес для зрителей или читателей. Это может быть очевидец происшествия, общественный деятель, учёный и др.

Прообразы современного интервью можно встретить в далёкой античности, например, в знаменитых беседах философа Сократа. Платон, его ученик и последователь, обращаясь к Сократу, говорил: «Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь, а тем, кто хорошо спрашивает, мне и отвечать приятно».

Для интервью характерна неравноценность функций собеседников, которых принято называть «интервьюер» (т. е. человек, ведущий интервью) и «респондент» или «интервьюируемый» (т. е. человек, у которого берут интервью, опрашиваемый). Главная фигура в интервью — это человек, дающий интервью, к нему обращены вопросы. Именно он представляет интерес. Интервьюер, как правило, не вступает в активный диалог, не высказывает личных суждений, поскольку его задача дать возможность высказаться респонденту, то есть тому, у кого берут интервью.

Обстановка для интервью, как правило, определяется заранее. Она может быть официальной (например, рабочее место интервьюируемого; теле- или радиостудия, редакция газеты и т. д.) и неофициальной (например, в доме, столовой, на улице, в лесу, на стадионе и т. д.). От обстановки во многом зависит характер вопросов интервьюера и поведение участников беседы.

Интервью состоит из вопросов и ответов, в тексте они объединены в пары. Вопросы должны быть продуманными, чёткими, содержательными и конкретными. Удачные, порой неожиданные, остроумные вопросы репортёра помогают герою интервью полнее, ярче, интереснее раскрыть предложенную ему тему разговора, проявить свою индивидуальность.

Интервью не только допускает, но и предполагает довольно свободное общение. Если участники встречи скованны, если их речь не звучит как живая, если они не слушают друг друга, то вряд ли получится хорошее, интересное интервью.

Однако при свободном общении так легко перейти грань, нарушить писаные и неписаные законы такта и деликатности! Это зависит от общей культуры и воспитанности, внутренней и речевой. Сравните: общительный человек — развязный; откровенный разговор — циничный; деликатный репортёр — бестактный; скромный гость — застенчивый, робкий. Почувствуйте разницу: спрашивать — допрашивать; беседовать — вещать; слушать — слышать; спорить — оспаривать.

Существуют определённые правила, которые должны соблюдать в равной степени и репортёр, и интервьюируемый. Например, вы не можете себе позволить быть развязным, говорить с собеседником в неуважительном тоне, перебивать его, отвлекаться от диалога с ним, допускать грубые и бранные выражения и т. п. Следование правилам и законам речевого этикета — обязательное условие для собеседников в интервью.

Речевая ситуация влияет также на характер приветствия и прощания, на употребление обращений, слов благодарности, извинения ит. д., например, Уважаемый господин президент (господин министр, товарищ генерал и др.) — в протокольном интервью; в информационном интервью допустимы обращения по имени и отчеству, а в портретном можно назвать собеседника просто по имени.

Учитывая различные цели, стоящие перед репортёром, различают протокольное интервью, цель которого — получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики; информационное интервью, цель которого — получение сведений от компетентного лица по актуальным вопросам; интервью-портрет, подразумевающее раскрытие личности собеседника, его индивидуальности; интервью-дискуссия, предполагающее выявление разных точек зрения и разных путей решения важной проблемы; интервью-анкета, выясняющее мнения разных людей по одному и тому же поводу или вопросу.

Существует несколько видов информационного интервью.

Самый распространённый из них — разговор с собеседником. Роль интервьюера здесь сводится к умелому построению хода беседы. Вопросы, которые задаёт журналист, должны быть чёткими, краткими, направленными на получение информации.

Второй вид информационного интервью — монолог. Журналист излагает суть разговора в виде связного рассказа своего собеседника, оставаясь «за кадром». Ход беседы выстраивается таким образом, чтобы вопросы дополняли друг друга, помогая интервьюируемому детализировать факт.

Третий вид — диалог — разновидность интервью, когда журналист ведёт беседу двух интервьюируемых, помогая им глубже и полнее раскрыть тему разговора. Он является посредником между героями интервью и зрителем или читателем, при этом сам журналист может не присутствовать в тексте интервью.

Четвёртый вид — интервью, которое даётся группе журналистов для заявления в печати, на пресс-конференции, брифинге. Журналист фиксирует услышанное, получает дополнительные комментарии с учётом специфики своего средства массовой коммуникации, но при этом не высказывает личного суждения о предмете разговора.

И наконец, коллективное интервью, запись беседы за «круглым столом». Ответственность журналиста здесь намного возрастает: ему нужно создать такие условия, так смоделировать ситуацию, чтобы разговор стал по-настоящему деловым, актуальным, способным заинтересовать как можно большее число читателей. Сюда же можно отнести и «горячую линию»: диалог между корреспондентом или гостем редакции и читателями газеты, слушателями радиопередачи или зрителями телепрограммы, которые звонят в редакцию по специально выделенным для этого номерам телефонов.

В структуре интервью выделяют следующие композиционные элементы:

1) введение, в котором указывается информационный повод, тема интервью, обосновывается выбор темы; сообщается фамилия, имя, отчество героя интервью, должность, социальное положение;

2) собственно интервью — репортёрские вопросы, ответы героя;

3) вывод, завершение, в котором сформулирована основная мысль материала, идеи, авторские комментарии встречи. Этот элемент факультативен.

Могут присутствовать и такие элементы интервью, как биографическая справка, сообщение о достижениях героя, его мнения по каким-либо актуальным, интересным вопросам.

Кто же может стать героем интервью? Традиционно интервьюируемых можно разделить на три категории: 1) государственные, политические деятели, специалисты из определённых областей науки, промышленности, производства и т. д., люди, которые обладают специальными знаниями; 2) знаменитости, известные личности; 3) обыкновенные люди, с которыми мы встречаемся на улице, дома, в общественных местах.

Итак, в чём жанровые особенности интервью? Почему интервью — самый распространённый жанр СМИ?

...

Задание 19

Прочитайте фрагменты двух интервью разных лет со знаменитой оперной певицей Галиной Вишневской, женой величайшего музыканта современности Мстислава Ростроповича. Проанализируйте фрагменты интервью, ответив на вопросы: какой вы увидели в них Галину Павловну Вишневскую? Что вы узнали о ней как о певице и человеке? Какие вопросы журналистов вам показались оригинальными? Какие из них помогли репортёру установить контакт, какие — раскрыть личность известной певицы? Какие вопросы задали бы вы героине интервью, если бы представилась такая возможность? Сформулируйте их и запишите.

1) — Уважаемая Галина Павловна, я очень признателен, что вы нашли время дать интервью газете «Известия». Нашим читателям всегда интересно узнать о Вас и Вашей деятельности.

Известно, что у Вас много наград — от ордена Ленина до алмазного ордена Парижа. Какая из них для Вас самая дорогая?

— Самая дорогая — первая медаль «За оборону Ленинграда», которая всегда лежит в моей сумке. Ничего для меня выше быть не может. Это трагедия прекраснейшего на земле города, где я родилась. 900 дней блокады — огромный кусок моей жизни.

— Что же всё-таки было для Вас главным в жизни?

— Уходят мелочи жизни, которые когда-то казались такими главными. С исполнителем всё умирает, уходит его искусство. Пластинки не дают полного представления о певце, а потом тебя просто забывают. Поэтому самое главное — это то, что мы оставляем после себя, это наши дети — я родила с Ростроповичем двух дочерей — Елену и Ольгу, и внуки.

— Режиссёр Борис Покровский говорил, что у Вас всегда на устах ядовито-дерзкая правда. Она на них по-прежнему осталась?

— Абсолютно. Человек с этим либо рождается, либо нет. Я не выношу ложь. У моей бабушки было две заповеди — не врать и не воровать, которым она научила своих внуков. Это и есть для меня самое главное в жизни.

— Как идут дела со школой оперного пения в Москве, которая носит Ваше имя?

— О такой школе мечтал ещё Шаляпин — правда, хотел создать её в Крыму. Наша строится на Остоженке. Школа рассчитана на молодых певцов, которые закончили консерваторию и имеют солидную вокальную подготовку. Я стану их учить. В школе будут дирижёр, режиссёр, преподаватели дикции и пластики.

— Недавно в православной церкви — соборе Александра Невского в Париже — крестили Вашего последнего внука. Сколько их у вас? Как Вам удаётся роль бабушки?

— Последнего зовут Мстислав. У меня гвардия мужиков — целых пять. Это Иван, Сергей, Александр, Олег и Мстислав. Роль бабушки удаётся очень хорошо — я их обожаю.

2) — Ваша судьба уникальна, повторить её невозможно, но, может, вам бы самой хотелось, чтобы в ней что-то сложилось по-другому?

— Нет, никогда не хотелось в жизни ничего переигрывать. Иначе могла не состояться самая главная встреча с моим мужем Ростроповичем и могло не произойти дружбы с великим композитором Шостаковичем. С Ростроповичем мы прожили 52 года, он всегда мне аккомпанировал, после него я ни с кем не могла работать. Шостакович писал для меня оперную музыку. Эти две встречи сыграли решающую роль в моей жизни.

— Как вы относитесь к современной публике?

— Публика всегда одинаковая и очень разная. Что касается меня, я никогда не выходила петь для публики. Я пела для Бога и поэтому поклонилась ему, когда прощалась с Большим театром.

— Расскажите о своих программах благотворительности.

— Музыкальный фонд имени Ростроповича, который возглавляет моя старшая дочь, оказывает помощь музыкальным детям. Всего сорок человек получают по четыре тысячи рублей. Это, конечно, очень мало, но это даёт возможность детям получить образование. Также мы сделали в России около 11 миллионов прививок от гепатита. В Нижегородской губернии вместе с Ростроповичем на свои деньги построили родильный дом. Правда, его закрыли, врачам негде жить, сейчас мы решаем проблему с жильём для врачей и откроем больницу вновь. Нельзя, чтобы хорошие врачи уезжали из России.

— Вас называют человеком-эпохой. А каково ощущать себя эпохой?

— Ну какая я эпоха? Смешно даже. Рассмешили... Я живу нормальной жизнью. У меня есть своя школа, где я занимаюсь с учениками, выпускаю спектакли. Вот это и есть моя эпоха.

— Но вам много всего пришлось пережить: блокаду, смерть Сталина, хрущёвскую оттепель, брежневский застой, исчезновение СССР... А, как известно из Тютчева, блажен тот, кто посетил этот мир в его роковые минуты. Тютчев прав?

— Думаю, что прав. Именно в такие минуты человек познаёт такие глубины, которые он никогда бы не узнал, живя благополучной жизнью. А познавать надо, знать это надо. Я пережила всё, и осталась жива, и осталась человеком.

— Какие из роковых минут оказали на вас самое большое влияние?

— Блокада Ленинграда. Мне было тогда пятнадцать лет, и блокада прошла через моё сознание. Это, конечно, закалило и выковало мой характер. То, что я осталась жива, — просто чудо. Описать состояние человека в блокаде трудно. По-моему, просто невозможно найти нужные слова. Постоянный голод. Есть нечего... Человек был существом, которое стремилось выжить во что бы то ни стало.

— Сегодня мэтры оперной сцены любят спеть вместе с молодыми эстрадными певцами. Вы бы спели?

— Я не стала бы этого делать. Если петь, то петь с певцом классической музыки, вывести его на сцену, представить публике. К тому, что сегодня творится на эстраде, невозможно даже слов подобрать. Это не пение, это не певцы.

— Неужели и с Басковым, как с Кабалье, вы петь не стали бы?

— Нет, я не стала бы. Он эстрадный певец, безусловно, лучше многих. У него не оперный тембр голоса.

— Есть ли музыка, которая у вас всегда вызывает слёзы?

— Когда слышу, как играет Ростропович и поёт Шаляпин. Это гиганты не только мирового искусства. Это — концентрация русского человека в искусстве. Когда я слушаю Ростроповича и Шаляпина, то готова не просто прослезиться, а рыдать.

Задание 20

Прочитайте ещё один фрагмент интервью корреспондента, которое он взял у ученика австралийской школы. Проанализируйте интервью: что нового вы узнали о зарубежном образовании из этой беседы? Каков характер вопросов репортёра интервьюируемому, насколько они удачны? Какие вопросы задали бы вы, если бы представилась возможность взять подобное интервью? Сформулируйте их.

В настоящее время несколько хабаровских школьников учатся в частных школах Австралии, поступив туда с помощью центра обучения за рубежом Student International. Один из них — Василий Щ., когда-то ученик девятого класса одной из хабаровских школ, а сейчас студент австралийского колледжа The Southport School — согласился дать нам интервью о новом витке в своей жизни и рассказал интересные подробности об обучении в старшей школе за рубежом.

— Василий, здравствуй! Почему именно Австралия? Выбор в мире довольно большой...

— Родители убедили. Сначала себя, потом и меня. Во- первых, мне Австралия интересна просто как многонациональная страна с всемирно известными природными достопримечательностями. Во-вторых, здесь можно получить качественное образование, признаваемое во всём мире. Кроме того, здесь вполне реально совместить образование с легальной работой в свободное от учёбы время. Такое возможно далеко не в каждой стране.

— Где ты учишься, какое учебное заведение выбрал?

— Мне 15 лет, я учусь в школе. Вариантов при выборе было достаточно, мы остановились на The Southport School. Это один из самых престижных в Австралии частных колледжей для мальчиков. Он расположен в штате Квинсленд, в городе Голд Кост, который известен своим чистейшим 70-километровым пляжем. В России я закончил девятый класс, и здесь пошёл сразу в десятый. Точнее, в середину десятого класса, поскольку учебный год здесь начинается в феврале. Сейчас я на каникулах, но при этом уже начал учиться в одиннадцатом классе, потому что в последний месяц каждого учебного года мы начинаем учиться по программе следующего года. Это

удобно, после каникул возвращаешься к чему-то уже знакомому. Перерыв не чувствуется.

— Были ли у тебя трудности с языком?

— Когда я приехал, английский уже знал довольно неплохо. Но всё равно в жизни оказалось всё сложнее: они и говорят быстрее, чем нас наши учителя учат в школах, и произношение несколько другое... Поначалу было трудно, но через две-три недели я вполне освоился. На бытовом уровне общался свободно. Для иностранцев, знающих английский как иностранный, только уроки английского и отличаются как- то от того, что преподают австралийцам. Все остальные предметы — общие для всех, классы смешанные. Естественно, в школе есть и специальные группы для иностранцев, которые приезжают и сразу начинают учить только английский язык. То есть у них все предметы — по изучению языка. По пятницам они постоянно выезжают на различные экскурсии, идёт полное погружение в языковую среду. А в остальном — обычные ученики в школе с общими для всех правилами и порядками.

— Как построено обучение в австралийской школе? Это обычная школа, со спортивным уклоном или, может, с усиленным изучением языка?

— Школа обычная, хотя можно сказать, что спорту, физической подготовке уделяется повышенное внимание. Перед началом учебного процесса каждый ученик выбирает необходимые ему предметы — как минимум их должно быть шесть — и составляется индивидуальное расписание уроков. Я выбрал бизнес, закон, математику, науку, компьютер, английский... Наука — предмет, объединяющий физику, химию и биологию. Кроме того, есть и обязательные для всех дисциплины. Возможны и специальные предметы: политология, право, социология, дизайн, востоковедение, музыка и многое другое.

Поскольку каждый сам определяется в своём выборе предметов, то получается, что каждый урок проходит в новом классе. Одного класса, как в России, с постоянным составом просто не существует. Поначалу было довольно непривычно, потом освоился. Это даже интересно, вроде бы как общаешься не с определённым кругом людей, а почти со всеми ровесниками в школе. Очень удобно.

В Австралии учатся двенадцать лет. Десятый, одиннадцатый и двенадцатый классы — это высшая ступень обучения в школе, когда основной упор делается не на общее развитие полноценного человека, а на науки, необходимые для дальнейшего образования, для поступления в высшее учебное заведение.

— В колледже соблюдается какой-то определённый режим времени?

— Просыпаемся мы в 6 часов утра, потом сразу — тренировки в том виде спорта, который выбрал, до 7 часов, затем — завтрак со специальным рационом для спортсменов. Полчаса свободного времени, и в 8.45 начинаются занятия в школе.

В день по 6 уроков продолжительностью по часу. В субботу — выходной спортивный день. Просыпаемся, как обычно, в 6 часов, на автобусе едем за город, в спорткомплекс. Там до 9 занимаемся спортом, затем завтракаем и снова спортивные тренировки до 12 часов. Потом обед и свободное время до конца дня.

— Как кормят в школе?

— Очень хорошо, рацион как для спортсменов, предлагаемый набор блюд постоянно меняется. К примеру, на завтрак всегда есть каши, хлопья овсяные, кукурузные, яйца, овощи, фрукты... На обед всегда большой выбор блюд азиатской, китайской, индийской, индонезийской кухни. Если что-то не устраивает, можно самостоятельно пойти в ресторан. Но уже за деньги. На ужин — европейская кухня. Картофель в разном исполнении, рис, мясо, рыба, овощи, фрукты. Не помню, чтобы кому-то что-то не нравилось.

— В каких условиях вы живёте?

— Живём в специальных домах. Комнаты разной площади, кровати двухъярусные, у каждого — отдельный шкаф, полки, своё личное пространство. В комнате — от трёх до десяти человек. Система такая: с шестого по десятый класс в каждой комнате живут ребята одного возраста. Одиннадцатиклассников распределяют по 1-2 человека как старших по комнатам, например, в комнате девятиклассников живут два человека из одиннадцатого класса. Они следят за дисциплиной, будят по утрам, помогают решать вопросы, связанные с бытом.

Двенадцатый класс — это уже почти выпускники, у каждого отдельная комната, взрослые люди готовятся к поступлению в высшие учебные заведения.

— Каковы твои планы на будущее? Чем планируешь заниматься после школы?

— Учиться, конечно. Желательно здесь же, в Австралии. С университетом ещё не определился, это довольно сложно. Дело в том, что вступительных экзаменов в австралийские высшие учебные заведения нет. Сколько баллов ты набрал на государственных экзаменах в колледже, с этим результатом и пойдёшь в высшую школу. Максимально возможное количество баллов — 100. Если набираешь больше 75 — тебя готов принять довольно престижный университет. Выше — лучше. В нашем колледже были люди, набравшие 99 баллов. Это, конечно, выше средних возможностей человека. Естественно, им — зелёный свет в любую высшую школу. Причём не только Австралии.

...

Задание 21

1) Составьте список российских телеканалов и передач на них, в основе которых лежит интервью. Как называются эти телепрограммы?

Посмотрите одно из телевизионных интервью. Проанализируйте его, отвечая на следующие вопросы:

— какова тема разговора?

— проявляет ли интервьюер интерес к собеседнику, внимателен и доброжелателен ли он в общении с гостем программы?

— даёт ли возможность репортёр высказаться собеседнику, ответить на вопрос, не перебивает ли его, тактичен ли в общении?

— в какой обстановке идёт беседа?

— каков характер вопросов репортёра своему собеседнику, насколько они удачно продуманы?

— какой из вопросов репортёра вам показался самым интересным?

— какой словесный портрет (характеристику) интервьюируемого вы могли бы нарисовать на основе этой беседы?

— что он за человек?

— сделайте тезисные наброски для устного ответа.

...

2) Сделайте подборку самых интересных и удачных, на ваш взгляд, репортёрских интервью разных видов (разговор с собеседником, интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью) с известными людьми современности (учёными, писателями, актёрами, музыкантами, общественными деятелями и т. д.). Подготовьтесь к их обзору. Для этого оформите тезисы своего выступления или составьте его план. Подумайте, каким образом можно использовать этот материал на этапе подготовки к экзаменационному сочинению в 9 классе.

...

Задание 22

Проба пера. Разделитесь на репортёрские микрогруппы и подготовьтесь к школьному интервью: предложите интересные для всех темы интервью, связанные с событиями школьной жизни; определите участников (героев) интервью; сформулируйте вопросы; продумайте обстановку. Проведите интервью. Правильно выполнить это задание вам поможет памятка «Как подготовиться к интервью».

Памятка

Как подготовиться к интервью

1) Определите цель и тему интервью, решите, кто будет его участником, кого вы пригласите в собеседники.

2) Изучите предмет вашей предстоящей беседы, чтобы разговор был содержательный, а вы не показались бы невеждой.

3) Узнайте как можно больше информации о вашем будущем собеседнике, чтобы расположить его к себе: о значительных событиях его жизни, о работе, увлечениях, пристрастиях и т. д. Если вы собираетесь брать интервью у творческого человека (писателя, поэта, художника, музыканта и т. д.), познакомьтесь с его произведениями.

4) Продумайте заранее вопросы: они должны соответствовать теме разговора, быть логичны, содержательны, конкретны, тактичны.

5) Договоритесь о встрече: место и время должны быть удобными не только для вас, но и для вашего собеседника. Так он получит возможность ответить на ваши вопросы в комфортной для него обстановке и в удобное время.

6) Помните об определённых правилах репортёра и интервьюера: непозволительно говорить с собеседником в неуважительном тоне, перебивать его, допускать грубые и бранные выражения в его адрес, отвлекаться во время интервью и не проявлять интерес к заданному вопросу.

Удачи вам и творческого вдохновения!