Учимся писать сочинение 8 класс - Т. А. Чернова 2019


Художественно-публицистический стиль. Очерк

Задание 23

Ознакомьтесь с обучающими материалами, маркируйте по ходу чтения основные положения, которые позволят сделать обобщённый вывод после прочтения: в чём жанровые особенности очерка?

Вы уже знаете, что газетные жанры объединяются в три жанровые группы: информационные (заметка, отчёт, репортаж, интервью); аналитические (корреспонденция, статья, рецензия, обозрение); художественно-публицистические (фельетон, памфлет, эссе, очерк).

Все информационные жанры оперативно сообщают конкретные факты, новости политической, экономической, культурной жизни. Способ сообщения — констатация.

Аналитические жанры обязательно содержат авторские размышления, обобщения, выводы. Здесь факты не только констатируются, но и сопоставляются, осмысливаются, подвергаются исследованию.

В художественно-публицистических жанрах тоже присутствует анализ. Однако анализ, размышление воплощаются здесь в образную речь, а сами художественно-публицистические жанры связаны и с публицистикой, и с художественной литературой. От публицистики эти жанры берут остроту, злободневность, может быть, страстный рассказ о мире и человеке; от художественной литературы — образность изображения, изобразительно-выразительные средства языка.

По своей природе художественно-публицистические жанры обладают большой силой воздействия на читателя, потому что содержание этих произведений мы воспринимаем не только логически — следим за развитием мысли автора, — но и как бы видим воссозданные словом картины, образы, выразительные детали. Причём в этих жанрах элементы публицистики и литературы не механически соединяются, а органически переплавляются, образуя единое целое.

Среди художественно-публицистических жанров очерк занимает особое место, так как объектом внимания в нём является человек.

Очерк — небольшое повествовательное произведение, содержащее краткое описание жизненных фактов и явлений. Как говорил М. Горький, очерк по своей природе — эскиз, набросок для памяти карандашом, его своеобразие надо искать в значении глаголов «чертить», «очерчивать». Следовательно, автор, создающий очерк, не должен тщательно выписывать детали, события, лица героев, как это делает беллетрист. Очерк — произведение, дающее лишь образное представление о фактах, людях, событиях.

И в то же время «очерковость» — это не небрежность, не неряшливость стиля, а особая манера отображения действительности, более свободная. Автор получает возможность прямого самовыражения. В его повествовании возникают неожиданные переходы, попутные замечания, наблюдения, размышления: это могут быть высказывания героев в форме прямой или косвенной речи, внутренние монологи героя и т. д. Иногда в очерке появляются эпизоды (встречи, разговоры, описания условий и обстоятельств и др.), которые возникают в памяти автора по какой-то ассоциации, на основе личных воспоминаний. Всё это естественно сочетается в очерке.

Содержание очерка зависит от типа композиции и типа повествования. Попытаемся подробнее разобраться в этом. При событийной композиции, при которой важным является описание событий, а авторские размышления лишь прерывают ход повествования, повествование традиционно подчиняется следующей структуре: завязка — развитие действия — кульминация — развязка. В случае если автор выдвигает тезис, аргументирует его и делает определённые выводы, мы имеем дело с логическим типом композиции, основной особенностью которого являются авторские рассуждения. И наконец, эссеистическая композиция — это структурная особенность построения текста очерка на основе ассоциаций, неожиданных, иногда резких переходов от одной мысли к другой, от одного вывода к следующему умозаключению.

Если говорить о типе повествования, то очерк может быть написан от первого лица, где повествователь — непосредственный участник событий, и от третьего лица, когда автор воссоздаёт «закадровую съёмку», как бы наблюдая со стороны, комментируя событие.

Для очерка характерен динамизм повествования, создаваемый движением чувств и мыслей автора и героев. Уже первый абзац очерка, начинающийся с эпизода, определяет стремительный темп всего повествования. Такое начало требует особой интонации, ритма, словесных художественно-изобразительных средств.

Современный очерк имеет несколько видов (разновидностей). Это определяется его содержанием. На газетной полосе вы можете увидеть такие рубрики: портретный очерк, коллективный, проблемный, путевой.

В портретном очерке автор создаёт образ своего современника. Это может быть портрет одного человека или коллективный портрет нескольких персонажей.

В очерке воплощается индивидуальность, неповторимость реальной личности. Что прежде всего интересует автора? На чём он останавливает своё внимание? Автор показывает действия человека в определённой обстановке, ситуации; воспроизводит яркий (значительный) эпизод из жизни героя; передаёт диалог с ним; рисует портрет, черты внешнего облика героя; раскрывает нравственные принципы, внутренний мир человека; сосредоточивается на характере, достоинствах или недостатках, привычках, образе жизни и др.

Трудность работы очеркиста заключается в том, чтобы увидеть в своём герое что-то глубоко личное, неповторимое, не дать зеркальное, фотографическое или биографическое изображение. Человек в очерке может предстать в своих отношениях с другими людьми, в своих нравственных исканиях, раздумьях, в страстном утверждении каких-то взглядов, которые он считает единственно верными, в своих суждениях о других людях и их поступках.

В том, как автор строит очерк, на что направлено его внимание, проявляется его выбор, та система ценностей, которыми он руководствуется в жизни.

Особенность портретного очерка заключается также и в том, что одним из его компонентов является интервью с героем или прямой, развёрнутый монолог автора, обращённый к читателю.

Очерк — такой жанр, в котором слово, образ, деталь должны работать, создавая портрет героя. Создатель очерка строго придерживается реальных фактов, его герой не может действовать в тех ситуациях, к которым не имел отношения. Если героем портретного очерка может быть только реальный человек, живущий среди нас, а не придуманный персонаж, то возникает вопрос: имеет ли автор очерка право на вымысел, каков предел его фантазии? К. Паустовский говорил, что основа очерка — «факт, поданный литературно, с опусканием ненужных деталей и со сгущением нескольких характерных черт, освещённых слабым сиянием вымысла». Таким образом, в работе очеркиста может присутствовать вымысел, домысел деталей, но не обман. Потому что «любовь к живому человеку» — герою очерка и уважение к читателю — главное в позиции журналиста, который берётся за перо. Таков закон творчества.

Очерк привлекает открытостью чувств, мыслей автора, который делится с читателем самым сокровенным, пережитым, глубоко продуманным. Автор очерка — не только собеседник, но и близкий человек, друг, единомышленник, который хорошо понимает интересы читателя. Это определяет своеобразие стиля очерка, его интонационное звучание — интимизацию изложения — создание атмосферы доверительности, открытости, откровенного разговора с читателем. Приёмами интимизации в очерке служат:

— обращение к героям повествования для выражения авторского сочувствия к тому, что они переживают, о чём думают;

— формы повелительного наклонения, приглашающие читателя к размышлению, оценке того, о чём было рассказано;

— личное местоимение «мы» или формы глагола 1-го лица множественного числа, принимающие на себя роль «посредников» между героем очерка, событиями и читателем;

— воображаемый диалог между автором и читателем, прямое обращение к нему;

— непринуждённая разговорная речь, разговорно-просторечная лексика и фразеология, профессиональные слова и выражения;

— короткие самостоятельные предложения, содержащие не описание события, действия, а его итог, результат: автор как бы намеренно не заботится о полноте описаний, ему важно передать то, что является главным: мысль, впечатление, чувство, которыми он хочет поделиться с читателем;

— несобственно-прямая речь, эпитеты, выражающие авторское отношение к описываемому и содержащие экспрессивную лексику.

Итак, присутствие авторского «я», его активная роль в повествовании, связанная с ним эмоциональность — всё это придаёт очерку особую стилистическую окраску, сближая очерк с художественной литературой, оставляет его своеобразным, неповторимым жанром.

В отличие от произведений художественной литературы, которые строятся по определённым законам, композиция очерка более свободна. Она может состоять из отдельных эпизодов, рассказывающих о жизни героя, и авторских комментариев, и размышлений. Повествование не сковано хронологическими рамками, оно может содержать лишь отдельные вехи, эпизоды из жизни героя. Но это всё выбрано автором не случайно, а что-то определяет в жизни и судьбе персонажа.

Авторские рассуждения, составляющие основу очерка, включают в себя «вставные эпизоды» — рассказы самого героя, которые воспроизводят его самобытную речь. Диалог, спор с персонажем или воображаемым собеседником — всё это составные элементы композиции очерка. Причём диалог может начинаться сразу, без вступительных слов-ремарок автора. Автор словно включает звуко- или видеозапись, и мы видим и слышим героя. Да и сам очерк может начинаться стремительно, неожиданно. Это сразу приковывает внимание читателей, обнаруживает авторскую позицию, интонационное звучание произведения.

Вот как начинает свой очерк о писателе Михаиле Зощенко К. И. Чуковский: «Михаил Михайлович Зощенко, молчаливый и замкнутый молодой человек, был один из самых красивых людей, каких я когда-либо видел...»

В финале очерка всегда заключительная фраза: она не просто завершает повествование, а ставит смысловой знак, в котором просматривается авторская позиция, его эмоциональное состояние.

Очерк может завершаться открыто публицистично, призывно. Конец может звучать ораторски приподнято, в нём могут быть повторы, которые служат своеобразным рефреном. А в некоторых случаях — это грустное раздумье, сожаление. Вот финал того же очерка о М. Зощенко, который начинался так многообещающе: «Последний раз я видел его в апреле 1958 года. Он приехал ко мне в Переделкино совершенно разрушенный, с потухшими глазами, с остановившимся взором. Говорил он медленно, тусклым голосом, с долгими паузами, и жутко было смотреть на него... Через три месяца его не стало».

Таким образом, зачин и финал очерка как бы «программируют» его содержание, выявляют отношение автора к предмету его раздумий, герою и событиям.

Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена В. Г. Короленко («В голодный год»), А. П. Чехова («Остров Сахалин»), Г. И. Успенского («Разорение»), Н. В. Успенского («Без языка») и др. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра прославили советскую журналистику, например, А. М. Горький, М.Е. Кольцов, Б. Н. Полевой, К. М. Симонов, А. А. Бек, А. А. Аграновский, В. В. Овечкин, Г. Н. Бочаров и многие другие.

Сделайте развернутый или тезисный вывод в письменной форме о жанровых и композиционных особенностях очерка, ориентируясь на вопросы:

— к какой жанровой группе относится очерк?

— в чём принципиальное отличие художественно-публицистических жанров от информационных и аналитических?

— почему очерк занимает особое место среди разных жанров художественной публицистики?

— в чём его композиционные особенности?

— каковы разновидности очерка?

— в чём особенности портретного очерка?

— как добивается очеркист создания атмосферы доверительного разговора с читателем?

...