Контрольные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Контрольная работа № 3.Шедевры русской литературы XIX века.В. А. Жуковский. А. С. Грибоедов. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь

Вариант 1

• Выполните задания 1 — 9.

Ответом к заданиям 1 — 7 является слово или цифра.

1. Установите соответствие между фамилиями писателей и фактами их биографии.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Писатели

A) В. А. Жуковский

Б) А.С. Грибоедов

B) А. С. Пушкин

Факты биографии

1) Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления. Получил образование в Царскосельском Лицее. Воспоминания о событиях лицейских лет найдут отражение во многих его стихотворениях («19 октября» и др.).

2) Личность многогранная и талантливая, человек передового и независимого мировоззрения, драматург и блестящий дипломат. Популярность и бессмертие ему принесла одна пьеса.

3) Родоначальник русского романтизма; один из основателей литературного общества «Арзамас»; воспитатель наследника престола, будущего Александра II; написал 39 баллад, получил определение «балладник».

4) Русский поэт-романтик, прозаик, драматург, художник. В его творчестве, ознаменовавшем собой новый этап русской литературы, сочетаются гражданские, философские и личные мотивы. Признание к нему пришло внезапно после появления стихотворения, посвящённого гибели великого поэта.

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




2. Установите соответствие между фамилиями писателей и их произведениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Писатели

A) А. С. Пушкин

Б) Н. В. Гоголь

B) М. Ю. Лермонтов

Произведения

1) «Светлана»

2) «Герой нашего времени»

3) «Евгений Онегин»

4) «Мёртвые души»

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




3. Установите соответствие между произведениями и темами, которые в них раскрываются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Произведения

A) А. С. Пушкин. «Пророк»

Б) М. Ю. Лермонтов. «Нищий»

B) А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

Темы

1) судьба и назначение поэта

2) изображение жизни и нравов московского дворянства

3) тема отвергнутой любви

4) тема поиска смысла жизни

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




4. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось поэтическое творчество М. Ю. Лермонтова.

Ответ: ...

5. К какому жанру принадлежит произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

Ответ: ...

6. Укажите произведения, принадлежащие перу А. С. Пушкина:

1) «Расстались мы; но твой портрет...», «Родина», «Дума»

2) «Анчар», «К морю», «Моцарт и Сальери»

3) «Лесной царь», «Кубок», «Перчатка»

Ответ: ...

7. Назовите литературный тип, к которому относятся такие герои, как Евгений Онегин и Григорий Печорин.

Ответ: ...

• Прочитайте фрагмент стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» и выполните задание 8.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замёршие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

8. Объясните смысл названия стихотворения «Пророк». Дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений.

Ответ: ...

• Прочитайте фрагмент стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк» и выполните задание 9.

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звёзды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»...

9. В чём сходство и различие судеб лирических героев стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова? Дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений.

Ответ: ...

Вариант 2

• Выполните задания 1 — 9.

Ответом к заданиям 1 — 7 является слово или цифра.

1. Установите соответствие между фамилиями писателей и фактами их биографии.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Писатели

A) А. С. Пушкин

Б) Н. В. Гоголь

B) М. Ю. Лермонтов

Факты биографии

1) Русский прозаик, драматург, критик, признанный одним из классиков русской литературы, представитель «натуральной школы». В его творчестве сильна сатирическая направленность. Автор бессмертной поэмы, замысел которой не был реализован до конца.

2) Русский поэт-романтик, автор ряда прозаических и драматургических текстов. Одним из главных мотивов его творчества является мотив одиночества. Неугодный власти, дважды был сослан на Кавказ, где были созданы многие его известные произведения.

3) Русский дипломат, драматург, лингвист, музыкант. Служил на Кавказе при генерале Ермолове, где и была задумана блестящая комедия, принесшая ему славу. Человек передовых убеждений, нашедших отражение в его творчестве. Трагически погиб в Тегеране.

4) Один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века. Основоположник современного русского литературного языка. Автор единственного в русской литературе романа в стихах.

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




2. Установите соответствие между фамилиями писателей и их произведениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Писатели

A) В. А. Жуковский

Б) М. Ю. Лермонтов

B) А. С. Пушкин

Произведения

1) «Шинель»

2) «Светлана»

3) «Мцыри»

4) «Моцарт и Сальери»

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




3. Установите соответствие между произведениями и жанрами, к которым они относятся. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Произведения

A) А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

Б) Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»

B) М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Жанры

1) комедия

2) поэма

3) баллада

4) роман

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




4. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество Н. В. Гоголя.

Ответ: ...

5. К какому роду литературы относится «Евгений Онегин» А. С. Пушкина?

Ответ: ...

6. Укажите произведения, принадлежащие перу М. Ю. Лермонтова.

1) «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Бесы», «К Чаадаеву»

2) «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Смерть поэта», «Парус»

3) «Лесной царь», «Кубок», «Светлана»

Ответ: ...

7. Назовите литературный тип, к которому относятся такие герои, как Самсон Вырин и Акакий Акакиевич Башмачкин.

Ответ: ...

• Прочитайте фрагмент произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и выполните задание 8.

X

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушною слезой!

XI

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым,

Приятной лестью забавлять,

Ловить минуту умиленья,

Невинных лет предубежденья

Умом и страстью побеждать,

Невольной ласки ожидать,

Молить и требовать признанья,

Подслушать сердца первый звук,

Преследовать любовь, и вдруг

Добиться тайного свиданья...

И после ей наедине

Давать уроки в тишине!...

XXXVII

Нет: рано чувства в нём остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели,

Затем, что не всегда же мог

Beef-steaks и страсбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой

И сыпать острые слова,

Когда болела голова;

И хоть он был повеса пылкой,

Но разлюбил он наконец

И брань, и саблю, и свинец.

XXXVIII

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел.

Как Child-Harold, угрюмый, томный

В гостиных появлялся он;

Ни сплетни света, ни бостон,

Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,

Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего.

8. В чём причина разочарования Онегина в светской жизни? Дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений.

Ответ: ...

• Прочитайте фрагмент романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и выполните задание 9.

«Послушайте, Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться — науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живёт под чеченскими пулями — напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, — и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своём доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её чёрные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, — только мне с нею скучно... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне всё мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь — только не в Европу, избави боже! — поеду в Америку, в Аравию, в Индию, — авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог».

9. Сравните рассказ о светской жизни Онегина и исповедь Печорина. В чём сходство и различие их историй? Дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений.

Ответ: ...