Контрольные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Контрольная работа № 5.Поэзия рубежа XIX XX веков. А. А. Блок. С. А. Есенин. В. В. Маяковский

Вариант 1

• Выполните задания 1 — 6.

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или цифра.

1. Установите соответствие между тремя поэтами и фактами их биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Поэты

A) А. А. Блок

Б) С. А. Есенин

B) В. В. Маяковский

Факты биографии

1) По настоянию родителей закончил учительскую школу, но учителем не стал; уехал в Москву, стал участником Суриковского литературно-музыкального кружка; учился на историко-философском отделении Народного университета имени А. Л. Шанявского, но курс не окончил.

2) Родился в Грузии, после смерти отца семья переехала в Москву, где началась его революционная деятельность; по собственному признанию, вопроса «принимать или не принимать?» революцию 1917 года «не было»; становится глашатаем революции, её тружеником.

3) Родился в творческой семье, где бывали Л. Н. Толстой и А. Н. Скрябин, под руководством которого занимался музыкой; учился в Московском университете на юридическом, а затем на историко-филологическом факультете; увлекался философией, занятия которой продолжил в Марбурге, но в результате победила литература.

4) Родился в Петербурге, в «ректорском доме, где были сильны литературные интересы и гуманистические идеалы «народолюбия»; увлекался поэзией и философией В. С. Соловьёва.

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




2. Укажите вариант ответа, в котором названы произведения, принадлежащие перу С. А. Есенина:

1) «Пороша»; «Край ты мой заброшенный...»

2) «Гой ты, Русь моя родная...»; «О, я хочу безумно жить...»

3) «Берёза»; «Двенадцать»

4) «Отговорила роща золотая...»; «О, весна без конца и без краю...»

Ответ: ...

• Прочитайте стихотворения А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...» и С. А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных...». Выполните задания 3 — 6.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зёрна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах мёда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котёнок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

    (С. А. Есенин)

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твоё лицо в простой оправе

Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...

Вино и страсть терзали жизнь мою...

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слёзы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла...

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Всё миновалось, молодость прошла!

Твоё лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

    (А. А. Блок)

3. Укажите название поэтического течения рубежа XIX — XX веков, одним из ярких представителей которого был А. А. Блок.

Ответ: ...

4. Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в стихотворениях А. А. Блока и С. А. Есенина (философское размышление о смысле бытия).

Ответ: ...

5. Назовите вид композиции, который использован в стихотворении С. А. Есенина (повтор строки в 1-м и последнем четверостишии) и частично — в стихотворении А. А. Блока («О доблестях, о подвигах, о славе/ Я забывал...» и «Уж не мечтать о нежности, о славе,/Всё миновалось...»).

Ответ: ...

• Сопоставьте стихотворения А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...» и С. А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных...».

6. В чём вы видите сходство и различие в раскрытии темы любви в стихотворениях А. А. Блока и С. А. Есенина? Дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений.

Ответ: ...

Вариант 2

• Выполните задания 1 — 6.

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или цифра.

1. Установите соответствие между тремя поэтами и фактами их творческой биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Поэты

A) А. А. Блок

Б) С. А. Есенин

B) В. В. Маяковский

Факты творческой биографии

1) В соответствии с тремя периодами творческого пути все произведения разделил на 3 книги, назвав их «трилогией вочеловечения».

2) В годы Гражданской войны работал в «Окнах РОСТА» — рисовал плакаты, сочинял подписи к ним; особенностью его поэтического стиля является необычайная активность по отношению к слову, т. е. словотворчество.

3) Стихи начал писать в раннем детстве; «толчками» к собственному сочинительству послужили Священная история и Библия, которые пересказывал дед, сказки, которые он узнавал от бабки, и в целом вся деревенская обстановка, в которой он жил; в первый сборник «Радуница» вошли стихи о крестьянской России, которой поэт остался верен до конца жизни.

4) Начал творческий путь как поэт и продолжал писать стихи, хотя прославился своей прозой, особенностью которой стало присутствие в ней лирического начала;

в 1933 году ему — первому среди русских писателей — присуждена Нобелевская премия.

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




2. Укажите вариант ответа, в котором названы произведения, принадлежащие перу А. А. Блока.

1) «О, весна без конца и без краю...»; «Край ты мой заброшенный...»

2) «Гой ты, Русь моя родная...»; «О, я хочу безумно жить...»

3) «Письмо к женщине»; «Стихи о Прекрасной Даме»

4) «О, я хочу безумно жить...»; «О, весна без конца и без краю...»

Ответ: ...

• Прочитайте стихотворения В. В. Маяковского «Послушайте» и «Нате!». Выполните задания 3 — 6.

Послушайте

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал, плачет,

целует ему жилистую руку, просит —

чтоб обязательно была звезда! —

клянётся —

не перенесёт эту беззвёздную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, надоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.

3. Укажите название авангардистского течения в поэзии начала XX века, одним из лидеров которого являлся В. В. Маяковский и принципы которого нашли своё отражение в стихотворении «Нате!».

Ответ: ...

4. Особую взволнованность стихотворению В. В. Маяковского «Послушайте» придают восклицания и вопросы, не требующие ответа. Как они называются?

Ответ: ...

5. В.В. Маяковский использовал особый приём записи слов в строке с целью выделения их смысла. Как называется этот приём?

Ответ: ...

6. Как в каждом из стихотворений В. В. Маяковского раскрывается конфликт лирического героя и мира людей? (Укажите сходство и различие.) Дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений.

Ответ: ...