Проверочные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Проверочная работа № 15.А. А. Блок. Лирика
• Прочитайте приведённое ниже стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю...» и выполните задания 1 — 5.
• Ответом к заданиям 1 — 4 является слово или словосочетание.
***
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах тёмных окна,
Чтоб мои воспалённые взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветлённый простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем Бога
На холодных и сжатых губах...
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами — хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Всё равно: принимаю тебя!
(1907 г.)
1. Назовите поэтическое течение начала XX века, в русле которого развивалось творчество А. А. Блока.
Ответ: ...
2. К какому художественному приёму, основанному на переносе свойств одних предметов и явлений на другие по принципу сходства, обращается поэт: «колодцы земных городов»?
Ответ: ...
3. Как называется художественное средство, усиливающее эмоциональное звучание образов и использованное поэтом в словосочетаниях «хмельная мечта», «воспалённыевзоры», «в змеиных кудрях»?
Ответ: ...
4. Укажите трёхсложный размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю...» (без указания количества стоп).
Ответ: ...
• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.
5а. Каким настроением лирического героя проникнуто стихотворение «О, весна без конца и без краю...»?
5б. Каким смыслом наполнен многозначный образ весны в стихотворении А. А. Блока «О, весна без конца и без краю...»?
Ответ: ...
• Прочитайте приведённое ниже стихотворение А. А. Блока «О, я хочу безумно жить...» и выполните задания 6 — 10.
• Ответом к заданиям 6 — 9 является слово или словосочетание.
***
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, —
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
(1914 г.)
6. К какой жанрово-тематической разновидности лирики, обращённой к вечным вопросам бытия, относится стихотворение «О, я хочу безумно жить...»?
Ответ: ...
7. Назовите средство художественной выразительности, состоящее в нарушении общепринятой последовательности слов в предложении («Пусть душит жизни сон тяжёлый...», «Быть может, юноша весёлый...»).
Ответ: ...
8. Как называется повтор начальных слов в смежных отрезках речи?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
Ответ: ...
9. Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «О, я хочу безумно жить...» (без указания количества стоп).
Ответ: ...
• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.
10а. Какие представления о поэте и поэзии утверждаются в стихотворении А. А. Блока «О, я хочу безумно жить...»?
10б. Каким настроением лирического героя проникнуто стихотворение «О, я хочу безумно жить...»?
Ответ: ...