Проверочные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Проверочная работа № 16.С. А. Есенин. Лирика

• Прочитайте приведённое ниже стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...» и выполните задания 1 — 5.

• Ответом к заданиям 1 — 4 является слово, сочетание слов или словосочетание.

***

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! Ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

    (1921 г.)

1. Назовите жанр классической поэзии, основной признак которого — философское размышление, овеянное светлой грустью, — характерен для стихотворения С. А. Есенина.

Ответ: ...

2. Какой фонетический приём, основанный на повторении согласных звуков, использован поэтом в строках: «Словно я весенней гулкой ранью // Проскакал на розовом коне»?

Ответ: ...

3. Как называются восклицательные и вопросительные конструкции, использованные поэтом в стихотворении («О, моя утраченная свежесть, // Буйство глаз и половодье чувств!», «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»)?

Ответ: ...

4. Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина (без указания количества стоп).

Ответ: ...

• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.

5а. Почему стихотворение С. А. Есенина можно отнести к философской лирике?

5б. Раскройте роль художественных средств, с помощью которых С. А. Есенин в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» добивается эмоциональности поэтического высказывания. Используйте свои ответы на краткие вопросы.

Ответ: ...

• Прочитайте приведённое ниже стихотворение С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...» и выполните задания 6 — 10.

• Ответом к заданиям 6 — 9 является слово или словосочетание.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом*

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

    (1921 г.)

* За домами, образующими улицу (В. И. Даль).

6. К какому роду литературы относится стихотворение С. А. Есенина?

Ответ: ...

7. Как называется средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении предметов или явлений («Хаты — в ризах образа...», «Как захожий богомолец, //Я смотрю твои поля» и др.)?

Ответ: ...

8. Назовите художественный приём, основанный на переносе свойств одних предметов или явлений на другие (например, «И гудит... // На лугах весёлый пляс»).

Ответ: ...

9. Какой вид рифмовки использует поэт (АВАВ)?

Ответ: ...

• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.

10а. Как в стихотворении С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...» раскрывается тема Родины?

10б. Как вы понимаете смысл финальной строфы стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...»?

Ответ: ...