Проверочные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Проверочная работа № 16.С. А. Есенин. Лирика
• Прочитайте приведённое ниже стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...» и выполните задания 1 — 5.
• Ответом к заданиям 1 — 4 является слово, сочетание слов или словосочетание.
***
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! Ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
(1921 г.)
1. Назовите жанр классической поэзии, основной признак которого — философское размышление, овеянное светлой грустью, — характерен для стихотворения С. А. Есенина.
Ответ: ...
2. Какой фонетический приём, основанный на повторении согласных звуков, использован поэтом в строках: «Словно я весенней гулкой ранью // Проскакал на розовом коне»?
Ответ: ...
3. Как называются восклицательные и вопросительные конструкции, использованные поэтом в стихотворении («О, моя утраченная свежесть, // Буйство глаз и половодье чувств!», «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»)?
Ответ: ...
4. Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина (без указания количества стоп).
Ответ: ...
• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.
5а. Почему стихотворение С. А. Есенина можно отнести к философской лирике?
5б. Раскройте роль художественных средств, с помощью которых С. А. Есенин в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» добивается эмоциональности поэтического высказывания. Используйте свои ответы на краткие вопросы.
Ответ: ...
• Прочитайте приведённое ниже стихотворение С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...» и выполните задания 6 — 10.
• Ответом к заданиям 6 — 9 является слово или словосочетание.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом*
На лугах весёлый пляс.
Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(1921 г.)
* За домами, образующими улицу (В. И. Даль).
6. К какому роду литературы относится стихотворение С. А. Есенина?
Ответ: ...
7. Как называется средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении предметов или явлений («Хаты — в ризах образа...», «Как захожий богомолец, //Я смотрю твои поля» и др.)?
Ответ: ...
8. Назовите художественный приём, основанный на переносе свойств одних предметов или явлений на другие (например, «И гудит... // На лугах весёлый пляс»).
Ответ: ...
9. Какой вид рифмовки использует поэт (АВАВ)?
Ответ: ...
• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.
10а. Как в стихотворении С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...» раскрывается тема Родины?
10б. Как вы понимаете смысл финальной строфы стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...»?
Ответ: ...