Проверочные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Проверочная работа № 17.В. В. Маяковский. Лирика
• Прочитайте приведённое ниже стихотворение В. В. Маяковского «Послушайте!» и выполните задания 1 — 5.
• Ответом к заданиям 1 — 4 является слово или словосочетание.
Послушайте!
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
боится, что опоздал, плачет,
целует Ему жилистую руку, просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянётся —
не перенесёт эту беззвёздную муку!
А после
ходит тревожный, но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звёзды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
(1914 г.)
1. Поэт противопоставляет людскую массу, равнодушную к звёздам, тем, кто называет их «жемчужиной». Как называется приём противопоставления предметов или явлений?
Ответ: ...
2. Назовите стилистическую фигуру речи, использованную в начале каждой строки первой строфы стихотворения:
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Ответ: ...
3. Несколько строк первой строфы стихотворения (см. предыдущее задание) завершаются вопросами лирического героя. Как называются подобные вопросы, не требующие ответа, а, напротив, являющиеся скрытым утверждением?
Ответ: ...
4. Стихотворение начинается и заканчивается одним и тем же обращением. Как называется такой тип композиции произведения?
Ответ: ...
• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.
5а. В чём, по-вашему, состоит смысл обращения поэта к людям в стихотворении «Послушайте!»?
5б. Чем, с вашей точки зрения, объясняется обилие восклицательных и вопросительных конструкций в стихотворении «Послушайте!»?
Ответ: ...
• Прочитайте приведённое ниже стихотворение В. В. Маяковского «Прощанье» и выполните задания 6 — 10.
• Ответом к заданиям 6 — 9 является слово или словосочетание.
Прощанье
В авто,
последний франк разменяв.
— В котором часу на Марсель? —
Париж
бежит,
провожая меня,
во всей
невозможной красе.
Подступай
к глазам,
разлуки жижа,
сердце
мне
сантиментальностью расквась!
Я хотел бы
жить
и умереть в Париже,
если б не было
такой земли —
Москва.
(1925 г.)
6. К какому авангардистскому поэтическому течению в поэзии начала XX века относится раннее творчество В. В. Маяковского?
Ответ: ...
7. Укажите название художественного приёма, основанного на переносе свойств одних предметов или явлений на другие: «Париж // бежит, // провожая меня».
Ответ: ...
8. Свои чувства лирический герой стихотворения называет «сантиментальностью», о слезах говорит «разлуки жижа». Каким термином называют скрытую насмешку над собой, которой прикрывается истинный смысл происходящего с человеком?
Ответ: ...
9. Назовите приём усиления выразительности речи, основанный на повторении одинаковых согласных звуков:
Ответ:
• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.
10а. Какие чувства переполняют лирического героя стихотворения «Прощанье»?
10б. Какова роль художественных средств, к которым прибегает В. В. Маяковский, чтобы выразить свои чувства? Используйте свои ответы на краткие вопросы.
Ответ: ...