Проверочные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Проверочная работа № 4.Н. М. Карамзин. Бедная Лиза

• Прочитайте фрагмент произведения Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и выполните задания 1 — 8.

• Ответом к заданиям 1 — 6 является слово или словосочетание.

Становилось темно, и молодой человек хотел уже идти. «Да как же нам называть тебя, добрый, ласковый барин?» — спросила старуха. «Меня зовут Эрастом», — отвечал он. «Эрастом, — сказала тихонько Лиза, — Эрастом!» Она раз пять повторила сие имя, как будто бы стараясь затвердить его. Эраст простился с ними до свидания и пошёл. Лиза провожала его глазами, а мать сидела в задумчивости и, взяв за руку дочь свою, сказала ей: «Ах, Лиза! Как он хорош и добр! если бы жених твой был таков!» Всё Лизино сердце затрепетало. «Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами...» — Лиза не договорила речи своей.

Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет.

1. К какому роду литературы относится произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Ответ: ...

2. Встреча Лизы и Эраста послужила началом развития дальнейших событий. Назовите этот элемент сюжета.

Ответ: ...

3. Разговор Лизы и её матери представляют собой обмен репликами. Назовите эту форму речи?

Ответ: ...

4. С помощью какого художественного средства, представляющего собой образное определение, автор характеризует Эраста («с изрядным разумом и добрым сердцем, добрымот природы, но слабым и ветреным»)?

Ответ: ...

5. Как называется художественное средство, основанное на переносе свойств предмета или явления на другие по принципу их смежности («нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало»)?

Ответ: ...

6. Назовите литературное направление, черты которого нашли отражение в «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина.

Ответ: ...

• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 7 — 8 в объёме 5 — 10 предложений каждый.

7. Как отношение Лизы и её матери к природе помогает понять их внутренний мир?

Ответ: ...

8. Закончите фразу, которую не договорила Лиза: «Он барин, а между крестьянами...». Подтвердили ли дальнейшие события эту мысль героини?

Ответ: ...