Проверочные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Проверочная работа № 5.В. А. Жуковский. Лирика
• Прочитайте стихотворение В. А. Жуковского «Море» и выполните задания 1 — 5.
• Ответом к заданиям 1 — 4 является слово или словосочетание.
Море
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
(1822 г.)
1. Назовите приём одушевления предметов и явлений, к которому прибегает В. А. Жуковский, создавая образ моря:
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Ответ: ...
2. Каким термином обозначают приём резкого противопоставления предметов и явлений в художественном произведении (бездна моря — светлое небо)?
Ответ: ...
3. Лирический герой обращается к морю с вопросами, не требующими ответа:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Укажите термин, обозначающий такие вопросы.
Ответ: ...
4. Назовите размер, которым написано стихотворение В. А. Жуковского «Море».
Ответ: ...
• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.
5а. Как в стихотворении «Море» отражено романтическое видение мира поэтом?
5б. Что даёт основание отнести стихотворение «Море» к философской лирике?
Ответ: ...
• Прочитайте фрагмент произведения В. А. Жуковского «Светлана» и выполните задания 6 — 10.
• Ответом к заданиям 6 — 9 является слово или словосочетание.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: “Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое”».
«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слёзы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».
6. Укажите жанр произведения В. А. Жуковского «Светлана».
Ответ: ...
7. Переживания героини подчёркнуты изображением ночной природы. Как называется описание природы в художественном произведении?
Ответ: ...
8. Какое средство художественной выразительности использует поэт в следующих словосочетаниях: «грусти одинокой», «милый друг»?
Ответ: ...
9. Укажите термин, обозначающий повторение слов в начале смежных или близко расположенных стихотворных строк:
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое.
Ответ: ...
• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.
10а. Почему грустит героиня баллады В. А. Жуковского и что хочет узнать, прибегнув к гаданию?
10б. Какую роль в приведённом фрагменте играют фольклорные образы?
Ответ: ...