Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Предисловие

Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры учащегося и одновременное формирование его личности.

Настоящее методическое пособие содержит подробные разработки 105 уроков литературы базового уровня в 9-м классе, годовое календарно-тематическое планирование, схемы, таблицы, методические комментарии, дидактический материал для разного уровня подготовки учащихся, проблемно-поисковые задания, которые учитель может использовать по своему усмотрению в зависимости от учебной ситуации. Тематическое планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5 — 11 классы / под ред. В. Я. Коровиной. — 6-е изд., переработанное. — М.: Просвещение, 2005».

Залогом успеха учителя является чёткое, продуманное тематическое планирование учебного материала. Материалы, помещённые в предлагаемом учебно-методическом пособии, помогут не упустить при планировании ни малейшей детали, оптимально распределить учебное время. Планирование построено с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Планы-конспекты расположены на перфорированных листах с полями для записей, что даёт учителю возможность, используя своё мастерство, опыт, знания, самостоятельно конструировать некоторые этапы урока, прибегая к различным вариантам организации учебной деятельности учащихся. Цель предлагаемых планов-конспектов уроков — развитие творческих способностей учащихся, воспитание гармонично развитой гражданской личности, обладающей демократическим менталитетом. Эта цель реализуется благодаря заданиям, дающим возможность анализировать художественный текст, духовные ценности, дающим возможность осознать роль прошлого и настоящего литературного опыта.

Представленные в пособии конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учащихся на уроке максимально эффективной и результативной. Предполагается, что учитель, владея приёмами инновационных технологий, может включить в этапы урока разнообразные задания, среди которых должны быть формирующие и развивающие литературоведческие навыки, задания для самостоятельной работы, для работы в парах и группах.

Пособие содержит ряд оригинальных рубрик («Под сенью дружных муз...», «Умники и умницы», «Учимся грамотно дискутировать», «Читая — размышляем.», «Практикум начинающего литературоведа», «Займите позицию!»), призванных стимулировать интерес учащихся к изучению литературы, развивать критическое мышление, творческие способности и самостоятельную читательскую деятельность. Предлагаемые планы-конспекты частично носят интегрированный характер, поскольку содержат информацию из различных областей искусства (музыка, живопись, театр, кинематограф).

В пособии представлены дополнительный теоретический материал, расширяющий содержание учебника по наиболее трудным разделам и темам курса литературы в 9-м классе, таблицы, схемы, облегчающие усвоение теоретического материала и идейно-художественного содержания изучаемых произведений, система разноаспектных вопросов и заданий, подборка иллюстраций.

Значительное внимание в пособии уделяется работе над проблемными вопросами, требующими от учащихся вдумчивого отбора, сопоставления и правильной оценки отдельных фактов, умения делать самостоятельные выводы. В качестве материала для домашних заданий и промежуточного контроля предлагаются творческие работы (сочинения-рассуждения). Большое внимание в пособии уделено самостоятельной исследовательской и творческой работе учащихся с художественным произведением. Каждая тема заканчивается выполнением задания, направленного на развитие творческих способностей учащихся. Создание подобных уроков требует мастерства: учителю непросто подобрать задания, стимулирующие творческую мысль учащегося, подталкивающие его к самостоятельному «добыванию» знаний; непросто быть не участником процесса обучения, а «дирижёром» процесса самопознания учащихся. Именно поэтому предлагаемые планы-конспекты рассчитаны на творческий характер работы учителя.