Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Прогнозируемые результаты |
Дата |
Класс |
I ЧЕТВЕРТЬ |
||||
1 |
Литература как искусство слова, её роль в развитии общества и духовной жизни человека. Историко-литературный процесс |
Учащиеся знают теоретико-литературные понятия: «художественная литература как искусство слова», «историко-литературный процесс», «художественное отображение действительности»; знакомы со структурой и спецификой курса литературы 9-го класса; участвуют в эвристической беседе; самостоятельно заполняют читательскую анкету |
||
Древнерусская литература |
||||
2 |
Литература Древней Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы. «Слово о полку Игореве» — крупнейший памятник мирового средневековья |
Учащиеся имеют представление о литературе Древней Руси как средневековом искусстве слова и ветви мировой литературы; знают об исторической основе и истории открытия «Слова о полку Игореве»; анализируют художественный текст и определяют историко-литературные связи |
||
3 |
«Слово о полку Игореве»: художественные особенности, самобытность содержания, специфика жанра, проблема авторства |
Учащиеся знают о художественных особенностях, самобытности содержания, специфике жанра, проблеме авторства «Слова о полку Игореве»; анализируют художественный текст и проводят историко-литературные связи; выразительно читают отрывки из поэтического текста; выполняют творческую работу в парах |
||
Русская литература ХVII — ХVIII веков. Классицизм. Сентиментализм |
||||
4 |
XVII в. — эпоха расцвета классицизма в литературе и других видах искусства. Особенности русского классицизма |
Учащиеся знают об условиях и причинах возникновения классицизма и его отличительных особенностях, о периодах развития классицизма в России; определяют отличия русского классицизма от западного; участвуют в беседе; выполняют практическую работу в парах |
||
5 |
М. В. Ломоносов — «первый наш университет» (А. С. Пушкин). «Вечернее размышление о Божием величестве...» |
Учащиеся знают о жизни и творчестве М. В. Ломоносова как реформаторе литературного языка и стиха; определяют пафос стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»; анализируют поэтический текст, показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержания; участвуют в беседе; выполняют работу в группах |
||
6 |
М. В. Ломоносов. Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» |
Учащиеся знают об оде как жанре лирической поэзии, об особенностях поэзии М. В. Ломоносова; анализируют поэтический текст («Оду на день восшествия на всероссийский престол.»), показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержания; участвуют в беседе |
||
7 |
Г. Р. Державин: личность, творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина |
Учащиеся знают о жизни и творчестве Г. Р. Державина; анализируют поэтические тексты, показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержания; выразительно читают стихотворения; участвуют в беседе; выполняют сопоставительную работу в парах |
||
8 |
«Истину царям с улыбкой говорить...» Гражданская поэзия Г. Р. Державина |
Учащиеся знают о гражданской лирике Г. Р. Державина; анализируют поэтические тексты, показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержания; выразительно читают стихотворения; участвуют в беседе; выполняют аналитическую работу в парах |
||
9 |
А. Н. Радищев: жизнь, личность, литературная позиция. Жанровое и художественное своеобразие книги «Путешествие из Петербурга в Москву» |
Учащиеся знают о жизни и творчестве А. Н. Радищева, об особенностях жанра «путешествие», просветительских взглядах Радищева на крепостное право, на самодержавие; анализируют оду «Вольность»; имеют представление об идейном и художественном своеобразии «Путешествия из Петербурга в Москву»; анализируют прозаический текст |
||
10 |
А. Н. Радищев. Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» и его влияние на передовую мысль эпохи |
Учащиеся знают просветительские взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие, содержание отдельных глав «Путешествия из Петербурга в Москву»; раскрывают художественное своеобразие «Путешествия.» и его влияние на передовую мысль эпохи; формулируют идею, проблематику изучаемого произведения; характеризуют особенности сюжета, композиции; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе |
||
11 |
Н. М. Карамзин: поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка |
Учащиеся знают о личности и творчестве Н. М. Карамзина; отмечают важность его реформаторской деятельности; знают понятия «сентиментализм», «классицизм», их отличительные черты; анализируют поэтический текст, показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержания; выразительно читают стихотворения; участвуют в беседе, дискуссии |
||
12 |
Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» глазами современного читателя |
Учащиеся знают о сентиментализме как литературном направлении, его основных принципах изображения героя; иллюстрируют их на примере повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; раскрывают замысел его и воплощение в повести, гуманистический пафос повести; анализируют художественное произведение в единстве формы и содержания; участвуют в беседе; выполняют исследовательскую работу в группах |
||
13 |
Урок развития речи. Контрольное сочинение по теме «Литература XVIII в. в восприятии современного читателя (на примере одного-двух произведений)» |
Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения |
||
Русская литература первой половины XIX века |
||||
14 |
Общая характеристика мировой литературы начала XIX в. Понятие о романтизме и реализме. Русская критика, публицистика, мемуарная литература |
Учащиеся знают об особенностях развития мировой литературы начала XIX в.; имеют представление о романтизме и реализме как литературных направлениях данного исторического периода; раскрывают особенности литературного процесса в России первой половины XIX в.; анализируют историческое развитие России в первой половине XIX в.; классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров |
||
15 |
Урок внеклассного чтения. Дж. Г. Байрон: личность, судьба, творчество |
Учащиеся знают об основных фактах жизни и творчества Дж. Г. Байрона; раскрывают своеобразие его поэтического мира; сопоставляют оригиналы стихотворений с их переводами на русский язык; формулируют понятие «байронизм»; на примере поэтических текстов показывают особенности художественных средств, способствующих раскрытию авторского замысла |
||
Василий Андреевич Жуковский |
||||
16 |
Романтизм в русской литературе. В. А. Жуковский: жизнь, творчество (обзор). Элегия «Море» |
Учащиеся знают основные факты жизни и творчества В. А. Жуковского; раскрывают своеобразие его поэтического мира; на примере анализа поэтического текста показывают особенности художественных средств, способствующих раскрытию авторского замысла |
||
17 |
В. А. Жуковский. Баллада «Светлана»: нравственный мир героини, язык баллады, отражение быта русского народа, фольклорные мотивы, образы-символы |
Учащиеся знают основные факты биографии В. А. Жуковского, теоретико-литературные понятия «баллада», «лирический герой»; анализируют поэтический текст; участвуют в беседе; сопоставляют поэтические тексты |
||
Александр Сергеевич Грибоедов |
||||
18 |
«Человек необыкновенный» (А. С. Пушкин). Жизнь, судьба, творчество А. С. Грибоедова |
Учащиеся знают о личности, трагической судьбе и творчестве А. С. Грибоедова; раскрывают процесс духовного становления личности А. С. Грибоедова, его нравственные и общественные идеалы; составляют хронологическую таблицу на основе биографических сведений о писателе; участвуют в беседе |
||
19 |
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: возникновение замысла, история создания, особенности композиции, жанровое своеобразие |
Учащиеся знают об истории создания, сюжете, композиции и своеобразии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»; знают содержание пьесы; показывают новаторство писателя посредством анализа драматического произведения; раскрывают смысл названия пьесы; участвуют в беседе |
||
20 |
А. С. Грибоедов «Горе от ума». Фамусовская Москва. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии |
Учащиеся знают содержание комедии, суть личного и общественного конфликтов пьесы; раскрывают понятия «фамусовская Москва», «век нынешний», «век минувший»; выразительно читают и анализируют сцены; дают собственную оценку героям; делают выводы об идейном содержании пьесы |
||
21 |
А. С. Грибоедов «Горе от ума». Молодое поколение, разные его представители: Молчалин, Софья, Чацкий |
Учащиеся знают содержание комедии; характеризуют молодое поколения в пьесе; показывают сущность нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным; осознают основной смысл комедии; выразительно читают и анализируют сцены; дают собственную оценку героям; делают выводы об идейно-художественном содержании пьесы |
||
22 |
А. С. Грибоедов «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии |
Учащиеся знают содержание комедии; характеризуют образ Чацкого в системе образов комедии; осознают основной смысл комедии; выразительно читают и анализируют сцены; дают собственную оценку героям; делают выводы об идейно-художественном содержании пьесы |
||
23 |
А. С. Грибоедов «Горе от ума». Разговорная основа и афористичность стихотворной пьесы |
Учащиеся раскрывают основные особенности языка комедии; совершенствуют навыки лингвистического анализа художественного произведения; дают речевую характеристику персонажам комедии |
||
24 |
Урок развития речи. И. А. Гончаров «Мильон терзаний» |
Учащиеся знают содержание статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний»; участвуют в обсуждении проблемных вопросов; составляют конспект литературно-критической статьи |
||
Александр Сергеевич Пушкин |
||||
25 |
А. С. Пушкин: жизнь, творчество, судьба. Лицейская лирика, лирика дружбы в творчестве поэта |
Учащиеся рассказывают о лицейских годах А. С. Пушкина; участвуют в беседе; выполняют аналитический разбор стихотворного текста; выразительно читают стихотворения |
||
26 |
А. С. Пушкин. Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине |
Учащиеся знают о лирике А. С. Пушкина петербургского периода; участвуют в беседе; выразительно читают и комментируют стихотворения; умеют анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции |
||
27 |
Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта |
Учащиеся имеют представление об интимной лирике А. С. Пушкина, её адресатах; участвуют в беседе; определяют мысли и чувства автора, запечатлённые в стихотворениях о любви; выполняют аналитический разбор стихотворного текста; выразительно читают стихотворения |
||
28 |
А. С. Пушкин. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»: обучение анализу одного стихотворения |
Учащиеся знают лирику А. С. Пушкина, отражающую раздумья о смысле жизни, о поэзии; раскрывают глубину и проникновенность чувств поэта, запечатлённых в этих лирических произведениях; умеют выразительно читать стихотворения, находить в них ключевые образы и образы-символы, выявлять авторскую позицию; анализируют поэтический текст на примере стихотворения «Бесы» |
||
29 |
Контрольная работа за I четверть по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина (тестовые задания) |
Учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи, уровень знания и глубины понимания изученных произведений, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения |
||
II ЧЕТВЕРТЬ |
||||
30 |
Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма |
Учащиеся знают о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах, об особенностях пушкинского романтизма; раскрывают особенности поэмы «Цыганы» как романтической поэмы (приёмы раскрытия характера героев, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме, изобразительно-выразительные средства) |
||
31 |
А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»: история создания, замысел, композиция, сюжет. Онегинская строфа |
Учащиеся знают теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы, об идейно-художественном своеобразии романа; умеют анализировать ритмический рисунок стихотворного текста; участвуют в аналитической беседе |
||
32 |
А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути |
Учащиеся имеют представление об эпохе, в которой жил и создавал свои произведения А. С. Пушкин; раскрывают типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского; выполняют аналитическую работу с поэтическим текстом |
||
33 |
А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие |
Учащиеся рассматривают своеобразие женских образов в романе на примере Ольги и Татьяны Лариных; раскрывают глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры главной героини — Татьяны Лариной; выполняют аналитическую и сопоставительную работу |
||
34 |
А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем |
Учащиеся рассматривают эволюцию взаимоотношений Татьяны и Онегина; анализируют письма Татьяны и Онегина; выполняют аналитическую и сопоставительную работу; умеют высказывать собственные суждения о прочитанном произведении |
||
35 |
А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа |
Учащиеся знают позицию автора в романе, отличия образа автора от образа Евгения Онегина; умеют воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа; участвуют в аналитической беседе; выполняют исследовательскую работу |
||
36 |
А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни |
Учащиеся имеют представление о широко масштабности и реалистичности романа «Евгений Онегин»; аргументированно доказывают энциклопедический характер романа; раскрывают жанровые и стилистические особенности произведения; выполняют аналитическую работу с поэтическим текстом |
||
37 |
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в зеркале русской критики |
Учащиеся знают и комментируют отзывы современников А. С. Пушкина и критиков ХIХ в. о романе «Евгений Онегин» и его героях, основные положения работы В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина»; сопоставляют различные точки зрения и вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой |
||
38 |
Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»: проблема «гения и злодейства» |
Учащиеся знают содержание трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»; выполняют аналитическую работу с поэтическим текстом; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой |
||
39 |
Урок развития речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина |
Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения |
||
Михаил Юрьевич Лермонтов |
||||
40 |
М. Ю. Лермонтов: жизнь, творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта |
Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве поэта, привлекая знания, полученные в предыдущих классах; участвуют в беседе; выразительно читают стихотворения М. Ю. Лермонтова |
||
41 |
М. Ю. Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике |
Учащиеся знают, как в творчестве М. Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта-пророка; участвуют в беседе; анализируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы; выполняют сопоставительную работу в парах |
||
42 |
Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. Тема России и её своеобразие |
Учащиеся знают, как в творчестве М. Ю. Лермонтова раскрывается тема России, её своеобразие; участвуют в беседе, анализируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы; выполняют аналитическую работу в группах |
||
43 |
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия романа |
Учащиеся знают теоретико-литературное определение, жанровые особенности психологического романа, об идейно-художественном своеобразии романа; участвуют в аналитической беседе |
||
44 |
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» |
Учащиеся раскрывают идейно-художественное содержание романа «Герой нашего времени»; характеризуют образы Печорина и Максима Максимыча на примере глав «Бэла», «Максим Максимыч»; участвуют в аналитической беседе |
||
45 |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя. Глава «Тамань» |
Учащиеся раскрывают идейно-художественное содержание романа «Герой нашего времени»; характеризуют образ Печорина на примере главы «Тамань»; участвуют в аналитической беседе |
||
46 |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Журнал Печорина». Глава «Княжна Мери» |
Учащиеся раскрывают идейно-художественное содержание романа «Герой нашего времени»; характеризуют образ Печорина на примере главы «Княжна Мери»; участвуют в аналитической беседе; выполняют исследовательскую работу в группах |
||
47 |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Глава «Фаталист». Печорин в системе мужских образов романа |
Учащиеся раскрывают идейно-художественное содержание романа «Герой нашего времени»; определяют место Печорина в системе мужских образов; участвуют в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу |
||
48 |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин и система женских образов романа. Любовь в жизни главного героя |
Учащиеся раскрывают идейно-художественное содержание романа «Герой нашего времени»; определяют место Печорина в системе женских образов; участвуют в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу |
||
49 |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Литературная критика о романе |
Учащиеся анализируют оценки литературных критиков романа «Герой нашего времени»; сопоставляют оценки критиков со своим восприятием романа; строят ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; делают выводы и обобщения на основе работы с одним или несколькими источниками информации; участвуют в беседе |
||
50 — 51 |
Уроки развития речи. Контрольное сочинение за I полугодие по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени» |
Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений М. Ю. Лермонтова, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения |
||
III ЧЕТВЕРТЬ |
||||
Литература второй половины XIX века |
||||
Николай Васильевич Гоголь |
||||
52 |
Н. В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя |
Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Н. В. Гоголя, привлекая знания, полученные в предыдущих классах; участвуют в беседе; выполняют практическую работу по ранее изученным произведениям Н. В. Гоголя |
||
53 |
Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия |
Учащиеся знают теоретико-литературные определения, жанровые особенности поэмы, о замысле, истории создания, особенностях жанра и композиции, смысле названия поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; участвуют в беседе; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой |
||
54 |
Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка) |
Учащиеся знают о системе образов поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; умеют характеризовать персонажей поэмы, анализировать художественный текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания; участвуют в беседе; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой |
||
55 |
Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Образы помещиков (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) |
Учащиеся знают о системе образов поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; умеют характеризовать персонажей поэмы, анализировать художественный текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания; участвуют в беседе; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой |
||
56 |
Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Образы чиновников губернского города NN |
Учащиеся знают о системе образов поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; умеют характеризовать чиновников губернского города NN, анализировать художественный текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания; участвуют в беседе; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой |
||
57 |
Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой |
Учащиеся знают о системе образов поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; характеризуют главного героя поэмы Чичикова; выполняют аналитический разбор отдельных эпизодов поэмы; участвуют в беседе; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой |
||
58 |
Н. В. Гоголь. «Мёртвые души» — поэма о величии России и народа. Пафос и роль лирических отступлений |
Учащиеся знают сюжет и содержание поэмы, оценку поэмы современниками, теоретико-литературные понятия (лирические отступления); понимают авторский замысел и его эволюцию, роль лирических отступлений в поэме, символический смысл образов дороги, птицы-тройки, способы выражения позиции и нравственных идеалов автора; умеют определять тему и идею лирических отступлений, анализировать текст |
||
59 |
Урок развития речи. Контрольное сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» |
Учащиеся знают содержание поэмы «Мёртвые души», тему, идею произведения; показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученного произведения, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения; умеют использовать разнообразные синтаксические конструкции, соблюдать орфографические и речевые нормы |
||
Александр Николаевич Островский |
||||
60 |
А. Н. Островский. Слово о драматурге. Отражение в его пьесах реальных общественных противоречий времени. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок» |
Учащиеся знают основные факты жизненного и творческого пути А. Н. Островского, текст пьесы «Бедность не порок», значение Островского для русского театра; понимают конфликт пьесы; умеют выразительно читать диалоги, характеризовать героя драматического произведения, понимать условный язык драмы, подготавливать выступления на заданную тему |
||
61 |
А. Н. Островский. Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок» |
Учащиеся знают о системе образов, приёмах раскрытия характеров пьесы «Бедность не порок»; раскрывают тему любви в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы; анализируют пьесу как жанр драматургии; участвуют в беседе; выполняют аналитическую и исследовательскую работу в группах |
||
Фёдор Михайлович Достоевский |
||||
62 |
«Человек есть тайна...». Ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи» |
Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского; составляют тезисы биографического материала; знают об идейных и эстетических взглядах Ф. М. Достоевского; участвуют в беседе; аргументированно высказывают свои впечатления о прочитанном произведении (повести «Белые ночи») |
||
63 |
Ф. М. Достоевский. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести, черты его внутреннего мира |
Учащиеся знают содержание повести, её проблематику, авторскую позицию по отношению к поднимаемой проблеме; раскрывают образ «петербургского мечтателя» в повести; рассматривают черты его внутреннего мира; участвуют в беседе; умеют аргументированно отвечать на вопросы по прочитанному тексту, определять проблематику произведения, работать в парах по предложенному заданию |
||
64 |
Ф. М. Достоевский. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Развитие понятия о повести |
Учащиеся знают содержание повести, её проблематику, авторскую позицию по отношению к поднимаемой проблеме; раскрывают роль истории Настеньки в повести; рассматривают черты её внутреннего мира; участвуют в беседе; умеют аргументированно отвечать на вопросы по прочитанному тексту, определять проблематику произведения, работать в парах по предложенному заданию |
||
Лев Николаевич Толстой |
||||
65 |
Урок внеклассного чтения. Л. Н. Толстой: судьба, личность, творчество. Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» |
Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Л. Н. Толстого; составляют развёрнутый план сообщений о жизни и творчестве писателя; знают содержание повестей «Детство», «Отрочество», «Юность»; умеют аргументированно отвечать на вопросы, определять, в чём состоит автобиографичность повести, характеризовать образ главного героя |
||
Антон Павлович Чехов |
||||
66 |
А. П. Чехов: судьба, личность, творчество. Рассказ «Смерть чиновника»: образ «маленького человека» |
Учащиеся знают о жизни и творчестве А. П. Чехова, о сюжете, композиции, жанре, авторской позиции, хронотопе рассказа «Смерть чиновника»; определяют сюжетные элементы рассказа, особенности композиции, характеризуют главного героя рассказа |
||
67 |
А. П. Чехов. Рассказ «Тоска»: тема одиночества человека в мире. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа |
Учащиеся знают о сюжете, композиции рассказа «Тоска»; определяют сюжетные элементы рассказа, особенности композиции; определяют тему и идею произведения, соотносят начало и финал; характеризуют главного героя рассказа; выполняют исследовательскую работу с текстом рассказа в группах |
||
68 |
Урок внеклассного чтения. А. П. Чехов. Книга художественно-путевых очерков «Остров Сахалин». Особенности жанра произведения |
Учащиеся знают определение художественно-путевого очерка; раскрывают социальное, философское, эстетическое осмысление жизни в книге очерков «Остров Сахалин»; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания очерков; участвуют в беседе |
||
69 |
Урок развития речи. Подготовка к контрольному (за III четверть) сочинению — ответу на проблемный вопрос: «В чём особенности изображения внутреннего мира героя русской литературы XIX века. (на примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова)?» |
Учащиеся знают содержание и героев произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова; понимают роль изобразительно-выразительных средств в произведениях, отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; умеют писать творческие работы, анализировать произведения, определять их темы и идеи, определять приёмы и способы изображения внутреннего мира героев; показывают уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения; умеют использовать разнообразные синтаксические конструкции, соблюдать орфографические и речевые нормы |
||
Русская литература ХХ века |
||||
70 |
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений (обзор) |
Учащиеся знают общую характеристику и своеобразие русской литературы XX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление о многообразии жанров и тенденций в литературе XX в.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса; участвуют в беседе |
||
Иван Алексеевич Бунин |
||||
71 |
Философия любви в рассказах И. А. Бунина. Мастерство И. А. Бунина в новелле «Лёгкое дыхание» |
Учащиеся знают о своеобразии художественного мира новелл из цикла «Тёмные аллеи»; знают содержание новеллы «Лёгкое дыхание»; анализируют его в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют сопоставительную работу по текстам прочитанных ранее произведений |
||
Михаил Афанасьевич Булгаков |
||||
72 |
М. А. Булгаков: судьба, личность, творчество. История создания, композиция, судьба повести «Собачье сердце» |
Учащиеся знают биографию писателя, наиболее известные его произведения, историю создания, особенности композиции и творческую историю повести «Собачье сердце»; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; участвуют в беседе, привлекая ранее изученный материал по литературе и истории |
||
73 |
М. А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов, поэтика повести |
Учащиеся знают особенности композиции и творческую историю повести «Собачье сердце»; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; участвуют в беседе; выполняют аналитическую работу в группах |
||
Михаил Александрович Шолохов |
||||
74 |
М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Смысл названия рассказа «Судьба человека» |
Учащиеся знают биографию писателя, основные этапы его творчества, наиболее известные произведения; рассказывают о творческой истории создания рассказа «Судьба человека», используя знания, полученные на уроках истории |
||
75 |
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя |
Учащиеся знают о реализме в художественной литературе, о реалистической типизации, содержание и особенности композиции рассказа «Судьба человека»; умеют аргументированно отвечать на поставленные вопросы, пересказывать фрагменты произведения, анализировать фрагменты прозаического произведения, характеризовать образ главного героя, давать пространственно-временную характеристику текста |
||
Александр Исаевич Солженицын |
||||
76 |
А. И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Рассказ «Матрёнин двор», его автобиографичность. История создания и публикации |
Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве А. И. Солженицына; знают определение понятия «притча», автобиографическую основу рассказа «Матрёнин двор», содержание рассказа, основные события жизни писателя; понимают идейный смысл рассказа; умеют раскрывать художественное своеобразие рассказа; имеют представление о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына; участвуют в беседе |
||
77 |
А. И. Солженицын. «Матрёнин двор» как рассказ-притча. Нравственная и социальная проблематика. Образ героини и её мира. Нравственный облик Матрёны-праведницы, её духовная стойкость |
Учащиеся знают содержание рассказа; понимают его идейный смысл; раскрывают нравственную и социальную проблематику рассказа, его художественное своеобразие; осмысливают образ Матрёны как праведницы земли русской; имеют представление о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына; участвуют в беседе |
||
78 — 79 |
Контрольная работа по изученным произведениям второй половины XIX — XX вв. |
Учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи, уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения, уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст |
||
IV ЧЕТВЕРТЬ |
||||
Русская лирика XX века |
||||
80 |
Избранные страницы творческого наследия поэтов «серебряного века» русской поэзии |
Учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве поэтов «серебряного века»; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; участвуют в беседе |
||
81 |
А. А. Блок: судьба, личность, творчество. Избранные страницы творческого наследия поэта («Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю.», «О, я хочу безумно жить.») |
Учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве А. А. Блока; знают своеобразие поэтического мира Блока, проявления его творчества в символизме, понятие образа-символа; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в парах |
||
82 |
С. А. Есенин: судьба, личность, творчество. Тема Родины в лирике поэта |
Учащиеся знают о жизни и творчестве С. А. Есенина, об особенностях творческого метода поэта; выразительно читают и комментируют стихотворения поэта о Родине, раскрывая их художественное своеобразие; умеют определять особенности поэтики стихотворений С. А. Есенина, выявлять богатство поэтического языка как характерную особенность произведений Есенина (цветопись, сквозные образы) |
||
83 |
С. А. Есенин: «Всю душу выплесну в слова.». Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта |
Учащиеся знают, как в лирике С. А. Есенина раскрываются размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека; выразительно читают стихотворения; определяют основные темы и мотивы лирики Есенина; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений, своеобразие художественных приёмов в поэзии поэта |
||
84 |
В. В. Маяковский: судьба, личность, творчество. Новаторство поэзии Маяковского |
Учащиеся знают о жизни и творчестве В. В. Маяковского, об особенностях его раннего творчества; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения позиции Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства |
||
85 |
В. В. Маяковский. Художественный мир, характер ранней лирики. Своеобразие стиха, ритма, интонации |
Учащиеся знают об особенностях раннего творчества В. В. Маяковского, его связи с футуризмом; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения позиции Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства |
||
86 |
М. И. Цветаева: судьба, личность, творчество. Особенности поэтики Цветаевой |
Учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве М. И. Цветаевой; раскрывают особенности её поэтики; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе |
||
87 |
М. И. Цветаева. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. «Стихи к Блоку». Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве» |
Учащиеся знают о традициях и новаторстве творческих поисков М. И. Цветаевой; определяют основную мысль циклов «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку»; выразительно читают и комментируют стихотворения; анализируют их; принимают участие в аналитической работе |
||
88 |
Н. А. Заболоцкий: судьба, личность, творчество. Философский характер лирики поэта |
Учащиеся знают основные факты творческого пути Н. А. Заболоцкого, особенности его художественного метода; понимают идейный смысл стихотворений, своеобразие лирических интонаций; умеют выразительно читать стихотворения и анализировать их, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической, сопоставительной работе |
||
89 |
А. А. Ахматова: судьба, личность, творчество. Трагические интонации в любовной лирике |
Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве А. А. Ахматовой; знают основные факты её творческого пути, особенности её художественного метода; раскрывают трагические интонации в любовной лирике поэтессы; выразительно читают стихотворения, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка; интерпретируют стихотворения |
||
90 |
А. А. Ахматова. Стихотворения о поэте и поэзии. Особенности поэтики |
Учащиеся знают о гражданской и поэтической миссии А. А. Ахматовой; соотносят её с творчеством поэтессы; выразительно читают стихотворения и анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка; определяют мотивы и темы лирики А. Ахматовой; выполняют сопоставительную работу; участвуют в беседе |
||
91 |
Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Вечность и современность в стихах о природе и о любви |
Учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии Б. Л. Пастернака; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах |
||
92 |
А. Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта |
Учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии А. Т. Твардовского, о том, как в лирике поэта находят отражение раздумья о природе и о Родине; участвуют в беседе; выполняют аналитическую работу в парах |
||
93 |
А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Проблемы и интонации стихотворений о войне |
Учащиеся знают о поэзии А. Т. Твардовского, посвящённой Великой Отечественной войне; раскрывают воплощённый поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают стихотворения А. Твардовского о войне; выполняют сопоставительную работу в парах |
||
94 |
Урок внеклассного чтения. Романсы на стихотворения русских поэтов XIX — XX вв. |
Учащиеся знают понятие «романс», об истории возникновения русского романса, об истории создания романсов на стихи русских поэтов XIX — XX вв.; понимают лирический, гуманистический пафос русских романсов; умеют анализировать романсы, оценивать исполнительское мастерство, находить общее и индивидуальное в развитии темы романса русскими поэтами, сопоставлять произведения литературы и музыки |
||
95 |
Урок внеклассного чтения. Авторская песня. Песенное творчество Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого |
Учащиеся знают понятие «авторская песня»; понимают значение этого вида поэзии, противопоставившей себя официальной литературе 1980-х гг.; знают о тематическом и жанровом своеобразии этого явления в литературе; принимают участие в аналитической беседе; комментируют отдельные стихотворения (песни); сопоставляют произведения литературы и музыки |
||
96 — 97 |
Зачётная работа по теме «Русская лирика XX века» (по изученным произведениям) |
Учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи, уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения, уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать поэтический текст |
||
Из зарубежной литературы |
||||
98 |
Культура эпохи античности и её роль в развитии мировой культуры. Античная лирика. Чувства и разум в любовной лирике Катулла |
Учащиеся знают о культуре эпохи античности и её роли в развитии мировой культуры, исторические реалии времен Катулла и Горация, сведения о жизни и творчестве Катулла, основные темы и мотивы его лирики; понимают своеобразие античной лирики, философский характер стихотворений, вклад в литературу А. С. Пушкина-переводчика; умеют воспринимать, выразительно читать и анализировать стихотворения Катулла, определять их темы и идеи, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, сопоставлять стихотворения с произведениями других видов искусства |
||
99 |
Античная лирика. Гораций. Традиции оды Горация в русской поэзии |
Учащиеся знают сведения о жизни и творчестве Горация, основные темы и мотивы его лирики; понимают своеобразие античной лирики, философский характер стихотворений; умеют воспринимать, выразительно читать и анализировать стихотворения Горация в различных переводах, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, сопоставлять переводы стихотворения Горация «Я памятник воздвиг...» М. В. Ломоносова, Г. Г. Державина, А. С. Пушкина |
||
100 |
Данте Алигьери: жизнь, творчество. «Божественная комедия»: множество смыслов поэмы и её универсально-философский характер |
Учащиеся знают исторические реалии времени Данте Алигьери, сведения о жизни и творчестве поэта, теоретико-литературные понятия «сонет», «канцон», содержание «Божественной комедии»; понимают множественность смыслов «Божественной комедии», своеобразие творчества Данте, роль Данте как провозвестника культуры Возрождения; умеют анализировать изучаемое произведение |
||
101 |
Гуманизм эпохи Возрождения. У. Шекспир «Гамлет». Одиночество Гамлета и его конфликт с реальным миром «расшатавшегося века» |
Учащиеся знают краткие сведения о жизни и творчестве У. Шекспира, сюжет и содержание трагедии «Гамлет»; теоретико-литературные понятия «трагедия», «конфликт», «сюжет», особенности жанра трагедии; понимают гуманистический пафос трагедии, её общечеловеческое значение; умеют выразительно читать и анализировать текст трагедии, характеризовать героев и их поступки, прослеживать развитие драматического конфликта |
||
102 |
У. Шекспир «Гамлет». Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы |
Учащиеся знают сюжет и содержание трагедии «Гамлет», теоретико-литературные понятия «трагедия», «конфликт», «сюжет», особенности жанра трагедии; понимают гуманистический пафос трагедии, её общечеловеческое значение; умеют выразительно читать и анализировать текст трагедии, характеризовать героев и их поступки, прослеживать развитие драматического конфликта; представляют героев Шекспира как вечные образы в мировой литературе |
||
103 |
Эпоха Просвещения. И. В. Гёте. «Фауст» как философская трагедия |
Учащиеся знают об эпохе Просвещения, о жизни и творчестве И. В. Гёте, сюжет и содержание трагедии «Фауст»; понимают гуманистический пафос произведения, его философское, общечеловеческое значение; умеют выразительно читать текст по ролям, анализировать эпизоды, характеризовать героев и их поступки, определять значение художественных приёмов, прослеживать развитие драматического конфликта |
||
104 |
И. В. Гёте «Фауст». Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы |
Учащиеся знают об эпохе Просвещения, о жизни и творчестве И. В. Гёте, сюжет и содержание трагедии «Фауст»; понимают гуманистический пафос произведения, его философское, общечеловеческое значение; умеют выразительно читать текст по ролям, анализировать эпизоды, характеризовать героев и их поступки, определять значение художественных приёмов, прослеживать развитие драматического конфликта, сопоставлять трагедию с иллюстрациями к ней |
||
105 |
Итоговый урок. «В ожидании новой встречи с искусством слова...» |
Учащиеся знают содержание и героев прочитанных произведений; понимают роль изобразительно-выразительных средств в произведениях, отношение авторов к изображаемому, пафос произведений; умеют пересказывать сюжеты и отдельные эпизоды произведений, строить развернутые высказывания на основе прочитанного, аргументировать свою точку зрения; классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров; участвуют в беседе, привлекая знания, приобретённые в 9-м классе |