Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016


Литература как искусство слова, ее роль в развитии общества и духовной жизни человека. Историко-литературный процесс

    Цели: дать учащимся понятие о литературе как искусстве слова; показать роль литературы в духовной жизни человека, связь литературы с процессами общественного развития; ознакомить учащихся со структурой и спецификой курса литературы 9-го класса; определить жанровые предпочтения, читательские приоритеты и уровень литературного развития учащихся; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

    Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица-схема, иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают теоретико-литературные понятия: «художественная литература как искусство слова», «историко-литературный процесс», «художественное отображение действительности»; знакомы со структурой и спецификой курса литературы 9-го класса; участвуют в эвристической беседе; самостоятельно заполняют читательскую анкету.

Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга.

Вновь прочитать уже читаную книгу — значит вновь увидеть старого друга.

Вольтер

Ход урока

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Дорогие мои друзья! Предлагаю вам в этом учебном году продолжить путешествие в удивительный мир познания себя через литературу. Вы прочли уже немало книг и, наверное, не раз удивлялись тому, что «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» способны волновать, тревожить, радовать... Страницы книги — не более чем листы бумаги, испещрённые знаками, но над ними мы плачем и смеёмся. Удивительное свойство художественной литературы и других искусств — делать живым давно прошедшее и угадывать будущее. Но происходит это чудо лишь в том случае, если читатель услышал голос писателя, пошёл за ним. Словно птица Феникс, искусство вновь и вновь воскресает, проходя через века. Как в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» королевич Елисей разбудил царевну, так и читатель может разбудить свою душу и разорвать оковы времени, постичь живую и вечную мудрость искусства. Этот праздник рождает любовь читателя. (Обращение к эпиграфу урока.)

Вы уже умеете входить в мир художественного произведения и ориентироваться в нём, как Робинзон Крузо на своём острове. Пришла пора освоить материк Литература более основательно и понять, как она развивается, как изменялась и участвовала в истории общества.

И если в предыдущих классах вы просто знакомились с отдельными произведениями мировой литературы, то теперь вам предстоит получить некоторое представление о литературном процессе на примерах выдающихся произведений словесного искусства. На уроках литературы в этом учебном году вашими собеседниками станут произведения русской и зарубежной классики. Конечно, у каждого из нас свои читательские предпочтения, свой путь к любимым авторам и книгам, но всех нас волнуют одни и те же вопросы, связанные со смыслом жизни, выбором жизненного пути, пониманием Добра и Зла, Чести и Справедливости... Все эти вечные вопросы и поиски ответа на них находили своё отражение в произведениях разных времён и народов. Итак, читайте и размышляйте, спорьте и соглашайтесь! В добрый путь в освоении материка Литература!

III. Актуализация опорных знаний

1. Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока

    • Любите ли вы читать?

    • Какое место в вашей жизни занимает художественная литература?

    • Что нового о людях прошедших веков и десятилетий, об их жизни и борьбе вы узнали из произведений, изученных в 8-м классе? Приведите примеры.

    • Могут ли научные книги и статьи заменить художественную литературу? Могут ли произведения художественной литературы заменить труды по истории, биологии, физике и т. п.? Обоснуйте своё мнение.

     2. Выявление уровня читательского интереса и литературного развития учащихся: самостоятельное заполнение читательской анкеты «Юный читатель XXI в.» (письменно)

Юный читатель XXI в.

    1) Если у вас есть домашняя библиотека, то расскажите немного о ней (сколько примерно в ней книг, давно ли она существует, пополняется ли она в настоящее время и какими книгами — научными, техническими, художественной литературой (свой вариант ответа) и т. п.)

    2) С какой областью знания в основном связаны ваши читательские интересы?

    3) Согласны ли вы с утверждением, что интернет сделает ненужными библиотеки?

    4) Как вы любите проводить своё свободное время (общаться с друзьями; «общаться» с компьютером; смотреть телевизор; читать книги; заниматься спортом и т. п.)?;

    5) Какое произведение произвело на вас большее впечатление?

    6) Какое произведение вы посоветуете прочитать одноклассникам?

    7) Ваш любимый писатель (поэт) — ...

    8) Ваш любимой книгой сегодня является.

    9) Вы любите читать о.

    10) Прокомментируйте высказывание великого русского педагога, мыслителя В. А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, — невоспитанный человек, нравственный невежда». Согласитесь, или опровергните это мнение, аргументируя свой ответ.

    11) Русский философ В. Розанов считал: «Книгу нужно уметь находить; её надо отыскивать; и, найдя, — беречь, хранить.». Удалось ли вам уже найти такие книги? Расскажите о них.

    12) Подумайте над словами русского философа Л. Шестова: «Читатель существует для писателя». Можно ли перефразировать эту цитату и сказать, что и писатель существует для читателя? Аргументируйте своё мнение.

Комментарий для учителя. Учитель собирает заполненные учащимися анкеты для последующего анализа и выявления уровня читательского интереса.

IV. Работа над темой урока

    1. Ознакомление со структурой учебника и спецификой курса литературы для 9-го класса

2. Объяснение учителя (лекция)

(Учащиеся составляют тезисы.)

— С незапамятных времён люди верили в магическую силу Слова и поклонялись поэтам как сверхсуществам, чьими устами говорят божественные силы. Эти представления закрепились в русском слове «вдохновение», буквально означающем, что некто вдохнул в поэта произносимые им слова. Творения древнейших мастеров слова бережно, как священные заветы предков, передавались из уст в уста от одного поколения другому. Когда же их стали записывать, возникла художественная литература — вид искусства, в рамках которого художественные картины создаются посредством словесных образов, то есть слов, наделённых особой художественной выразительностью, отличающей их от тех, что употребляются в бытовой речи. (Поэтому художественную литературу часто называют искусством слова и изящной словесностью.)

Художественная литература — искусство слова — возникла на почве устного народного творчества, но, в отличие от него, она существует не в устной, а в письменной форме (латинское слово literatura означает буквально: написанное). Есть и другие виды искусства: живопись, музыка, скульптура. Однако не случайно в нашем языке обычной является устойчивая словесная формула: литература и искусство. Иными словами, литературе мы всё же выделяем особое место в ряду различных видов искусства. Почему это происходит? Каково же предназначение художественной литературы? Каковы её роль и функция?

Литература — понятие изменчивое. На протяжении многовекового развития человечества литература неизбежно меняется как по содержанию, так и по форме. Мы можем говорить об изменении (эволюции) во всемирном масштабе, или же ограничиваться более узкими рамками определённого времени или определённой страны (античная литература, литература средних веков, русская литература ХIХ в. и т. п.). Но в любом случае мы должны научиться воспринимать искусство слова как неотъемлемую часть общемирового культурного процесса.

Литература существует очень давно, но в ней всё время находят вопрощение одни и те же виды идейно-эмоционального отношения к жизни (например, трагическое и комическое), так называемые вечные темы искусства, вечные вопросы, которые неизменно волнуют человечество во все периоды его существования, становятся предметом глубоких и порою мучительных раздумий поэтов и писателей всех времён.

Каждый исторический период накладывает на художественную литературу свой отпечаток. Читая книгу, мы можем увидеть, как изменяются костюмы или быт героев и — что ещё важнее — как изменяются человеческие представления о добре, красоте, чести, благородстве и других жизненных ценностях. В этом смысле художественные произведения прошлого служат тропинками, ведущими в историю человеческой культуры.

Достаточно сказать, что два гениальных полководца — Александр Македонский и Наполеон Бонапарт, — предводительствовавшие огромными армиями и перекраивавшие карту мира, черпали вдохновение в любимых книгах: первый держал под подушкой свиток с отрывком из поэмы «Илиада» Гомера, второй же не расставался с романом И. В. Гёте «Страдания юного Вертера». Из литературных произведений, созданных в рамках культуры одного народа, формируется национальная литература, которая в истории культуры народа занимает особое место. Из духовных обликов и голосов разных народов слагается мировая (всемирная) литература — совокупность национальных литератур народов мира. Развитие мировой литературы от древнейших времён до наших дней называется историко-литературным процессом. Историко-литературный процесс тесно связан с развитием общества: в нём находят отражение как эпохи, через которые человечество прошло на своём историческом пути (например, эпоха античности, Средневековья, Возрождения и др.), так и художественные направления или течения, выработанные культурой разных периодов (например, барокко, классицизм, романтизм, реализм и др.). Голос каждой национальной литературы вливается в ансамбль мировой литературы. В некоторые периоды одна национальная литература учится у других или по разным причинам просто отступает на второй план.

Начиная с 9-го класса, вы будете последовательно изучать лучшие произведения мировой литературы — с древнейших времён до современности. То, что вам предстоит узнать, составляет гордость всего человечества. Века проходят за веками, а Гомер и Данте, Шекспир и Байрон, Пушкин и Шевченко, Лев Толстой и Чехов навсегда останутся с нами и будут жить, помогать в познании того мира, в котором мы живём, раскрывая перед нами глубочайшие тайны души человеческой, приучать жить по законам красоты и справедливости.

3. Коллективное выборочное ознакомление со статьёй учебника по теме урока (с комментариями учителя)

    4. Коллективная работа по составлению опорной таблицы-схемы «Художественная литература как искусство слова» (запись на доске и в тетрадях)

Художественная литература как искусство слова

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Эвристическая беседа

    • Назовите известные вам виды искусства. Чем сходна с ними, чем отличается от них художественная литература?

    • В чём же, по-вашему, заключается предназначение литературы?

    • Может ли литература существовать без читателя? В каком смысле в данном случае используется слово «диалог»?

    • Приведите примеры взаимодействия разных видов искусства. Объясните механизм такого взаимодействия.

    • Назовите запомнившихся вам положительных и отрицательных героев изученных произведений. Что привлекло в людях авторов этих произведений, что, наоборот, они осуждали?

    • Каково значение художественного вымысла в творчестве писателя?

    • Что называют темой, идеей, композицией художественного произведения? Какова роль композиции произведения в раскрытии идеи? Ответ постройте на материале любого произведения, изученного в предыдущие годы.

2. Обобщающее слово учителя

— Итак, классика поистине неисчерпаема. Меняется время, меняемся мы, но каждое новое поколение открывает в литературе что-то важное, необходимое для себя. Духовные ценности нельзя измерить в каких-то величинах (в килограммах или деньгах), но они необходимы. Надеюсь, что наши уроки помогут вам войти в прекрасный мир Литературы, понять, почувствовать, ощутить его своеобразие, красоту и прелесть.

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Книга, которая всегда со мной». Написать о книге, с которой не расстаётесь (поразмышлять о причинах своей привязанности; работа может напоминать страницу дневника).

    2. Индивидуальные опережающие задания (1 — 2 учащихся). Подготовить сообщения «История открытия и изучения “Слова о полку Игореве”».