Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
Урок внеклассного чтения. Романсы на стихотворения русских поэтов XIX - XX вв.

    Цели: ознакомить обучающихся с историей возникновения и развития жанра романса, с творчеством русских композиторов и поэтов XIX — XX вв., с современным романсом в кинематографе; расширять и углублять связь литературы с другими областями искусства — музыкой и театром; развивать коммуникативные умения и навыки; воспитывать любовь к русской национальной культуре, традициям.

    Оборудование: аудиозапись романсов на стихи русских поэтов XIX — XX вв., иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков, литературно-музыкальный салон.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают понятие «романс», об истории возникновения русского романса, об истории создания романсов на стихи русских поэтов XIX — XX вв.; понимают лирический, гуманистический пафос русских романсов; умеют анализировать романсы, оценивать исполнительское мастерство, находить общее и индивидуальное в развитии темы романса русскими поэтами, сопоставлять произведения литературы и музыки.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Стихи и музыка XIX — XX вв.— уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего дня несут в себе смысл, таят неописуемые переживания, позволяют почерпнуть что-то незабываемое... А что может быть прекраснее выражения языком музыки и слова и в тот же момент некой загадкой, нежели русский романс? Удивительное это явление — романс. Услышишь, и всё в тебе перевернётся, охватит неотразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним желанна и приятна.

Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе — музыкальном жанре, столь популярном в наши дни. Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока — поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье, повествует о сумеречных днях, о ревности, страсти, печали. Романс может воспеть красоту природы, поднять высокие нравственные темы, мягким доверительным тоном попечалиться о прошлом, переворошить страницы истории, заглянуть в будущее. И всё это мы слышим в старинных и современных романсах. И просто хочется «объясниться в любви высоким слогом русского романса».

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание сообщения об истории возникновения русского романса

Родиной романса считается Италия. Именно здесь в XIII — XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр — романс. Слово «романс» происходит от итальянского «романсе», что значит «романский», то есть исполняемый на романском (итальянском) языке. Романс — это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще гитары. В романсах красивые, плавные мелодии, лирически проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделённом чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине — словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.

Они уносят дух — властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них голос плачущей разлуки,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить:

Душа, безумная, томится и желает —

И петь, и плакать, и любить.

      (В. И. Красов)

Зарождение русского романса началось во второй половине XVIII в. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых в них чувств.

Своим происхождением в России романс обязан русской народной песне и вначале мало чём от неё отличался. Его исполняли под фортепьяно, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских домах. Но особенно популярным стал романс с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко передавала интимные переживания автора. Романс и семиструнная гитара стали единым целым.

Романс — авторское произведение. У него должны быть авторы — поэт, сочинивший стихи, и композитор, написавший музыку. Иногда и поэт, и композитор могут выступать в одном лице. Но главное — нужен импульс, который заставлял человека раскрыть своё сердце. И часто таким импульсом была случайная встреча, любовь с первого взгляда. Тогда из-под пера поэтов XIX — XX вв. появлялись удивительные по своей красоте музыкальные стихотворения.

2. «В литературно-музыкальном салоне»

(Звучит романс «Я помню чудное мгновенье...» (муз. М. И. Глинки, сл. А. С. Пушкина).)

1-й ведущий. Среди наиболее часто исполняемых романсов композитора Михаила Ивановича Глинки — пушкинский «Я помню чудное мгновенье...». Никто более из композиторов не смог так ёмко выразить в музыке чувства, переполняющие строки стихотворения Александра Пушкина. Очевидно, потому, что истории создания стихотворения и романса «Я помню чудное мгновенье...» удивительным образом связаны между собой. Поэтический шедевр посвящён Александром Пушкиным Анне Керн, а прекрасный, трогательный романс Михаила Глинки влюблённый композитор посвятил дочери Анны Петровны Керн — Екатерине. Нежность, печаль, надежда — и всё это вдвойне омытое гением Пушкина и Глинки.

«Целая, чудно законченная, замкнутая в себе поэма любви, — вспоминал Серов, — высказывалась в романсе “Я помню чудное мгновенье”. Композитор следит за каждою мыслью поэта, рисует каждую строфу отдельной картиной, не нарушая между тем целостности формы и её простой пластичности. Строфа: “Шли годы. Бурь порыв мятежный” и следующая “В глуши, во мраке заточенья”, буквально передавая в музыке поэтический смысл стихов, выражают настроение души, тёмное, печальное, безотрадное, пока опять блеснёт и засияет своим кротким светом та, которая уже являлась певцу».

(Звучит романс «Выхожу один я на дорогу...» (муз. Е. С. Шашиной, сл. М. Ю. Лермонтова).)

2-й ведущий. Более трёх десятков стихотворений Лермонтова легли в основу более сотни романсов. Их включали в репертуар С. Я. Лемешев и Н. А. Обухова, Е. В. Образцова и М. П. Максакова, Н. Гедда и О. Я. Погудин. В наши дни наиболее популярный романс — «Выхожу один я на дорогу...», положенный на музыку Е. С. Шашиной. Елизавета Сергеевна Шашина — певица, композитор. Сочинением музыки занялась после потери голоса. Романсы Шашиной, написанные на стихотворения Лермонтова, были скорее работой композитора-любителя, а не профессионала. Но они были настолько созвучны слушателям, что скоро превратились в народные песни.

Самое известное её произведение — романс «Выхожу один я на дорогу...». Издатель нот П. И. Юргенсон писал, что музыка любителей приносит доход, за счёт которого можно издавать профессионалов. Это в полной мере относится к Е. С. Шашиной. До 1917 г. её цикл на стихи Михаила Лермонтова издавали 8 раз. Ни один профессиональный романс такого количества изданий у Юргенсона не выдержал.

(Звучит романс «Средь шумного бала...» (муз. П. И. Чайковского, сл. А. К. Толстого).)

3-й ведущий. Впервые А. К. Толстой и Софья Андреевна Миллер повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II. С детских лет он был избран товарищем игр цесаревича. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться, рассеяться.

В светской толпе он почему-то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы обрамляли её лицо. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Они говорили недолго: суета пестрого бала-маскарада разлучила их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолетных суждений.

Она, конечно, узнала его. Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску. Но его визитную карточку она взяла. Пройдёт совсем немного времени, и он напишет ей о другом бале-маскараде, на котором снова был в свите наследника. Быть может, именно той январской ночью 1851 г., когда он возвращался домой, сложились у него первые строки этого стихотворения:

Средь шумного бала, случайно,

В тревогах мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике, но знаменитым его сделает романс на музыку П. И. Чайковского.

(Звучит романс «Я встретил вас...» (муз. Л. Д. Малашкина, сл. Ф. И. Тютчева).)

4-й ведущий. «Я встретил вас...». Вместо заглавия — загадочные буквы «К. Б.». Автор, скрывая имя адресата и свою юношескую любовь, нарочно переставил буквы — «Крюденер Баронессе». Да, той самой, что привезла когда-то Пушкину из Германии тютчевские стихотворения. Эти строки принадлежат поэту Фёдору Тютчеву, а посвящены они Амалии Лерхенфельд. В русскую миссию в Мюнхене прибыл молодой дипломат Фёдор Тютчев. Ему 18 лет. Он успел за два года окончить Московский университет. На одном из светских раутов Тютчев встречает очаровательную Амалию Лерхенфельд, побочную дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III. Амалия поразила Тютчева своей красотой, образованностью, глубиной чувств. Тютчев околдован и очарован.

Многие композиторы писали музыку на эти стихи. Но у нас на слуху та мелодия, которую нам даровал Иван Семёнович Козловский — он сделал аранжировку и записал этот романс. Долгое время считалось, что автор этой музыки неизвестен, но были найдены ноты — сборник произведений Леонида Дмитриевича Малашкина, написавшего романс «О, если б мог выразить в звуке...». Иван Козловский поёт мелодию, похожую на ту, которую написал Малашкин к стихам «Я встретил вас», почти ставшую народной мелодией.

(Звучит романс «Сияла ночь. Луной был полон сад...» (муз. П. И. Чайковского, сл. А. А. Фета).)

5-й ведущий. Сладкозвучная музыка стихов А. Фета привлекала музыкантов. Романсы на стихи Фета с удовольствием исполняли в артистических салонах обеих столиц. Тончайший лирик, он глубоко чувствует красоту и делится с нами своим восторгом и волнением, вызывая у читателя подобные чувства.

Прекрасное пение Т. А. Кузьминской (она исполняла романс П. Чайковского «Сияла ночь...»), родной сестры жены Льва Толстого, вызвало у Фета сильное переживание, которое он выплеснул в чудесные строки, ставшие романсом.

Кузьминская. В 1864 г. мы гостили у Дьяковых в Черемошне. Хозяин, Дмитрий Алексеевич, был большой любитель музыки, сам немного умел петь. По воскресеньям собирались к обеду соседи. Так было и в этот день. Приехали Феты, гостила Мария Николаевна Толстая с двумя дочерьми. Я пела. Я чувствовала, как понемногу голос мой крепнет, делается звучнее, как я овладела им... Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитом лунным светом ... Это было так странно, как их громкие трели мешались с моим голосом.

Фет. Когда вы поёте, слова летят на крыльях. Повторите его. Кузьминская. На другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошёл Фет.

Поздоровавшись со всеми, он подошёл ко мне, положил передо мною небольшой листок бумаги с написанными стихами. и сказал.

Фет. В память вчерашнего эдемского вечера!

    3. «Практикум начинающего искусствоведа»: практическая работа (в пяти группах)

    (Каждая группа выполняет анализ одного романса.)

    • Вы прослушали романсы на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, А. К Толстого. Выполните анализ одного романса по предложенному плану (раздаточный материал).

План

    • Какое место занимает стихотворение, положенное на музыку, в творчестве поэта?

    • Каковы ключевые образы стихотворения, как они взаимосвязаны? Определите тему и главную мысль романса. Каковы особенности его сюжета (лирического сюжета)?

    • Как отражается в стихотворении образ времени? Что в жизни лирического «я» — воспоминание, а что является реальностью? Что необходимо для гармонии прошлого и настоящего?

    • Проанализируйте лексику, синтаксис, стиховые особенности (размер, длина стиха и окончания строк — клаузулы), поэтические интонации текста. Подтвердите примерами романсово-элегический характер стихотворения.

    • Если знаете, расскажите кратко историю создания стихотворения и романса.

    • К какой разновидности русского романса принадлежит романс, который вы исследовали? Аргументируйте свою точку зрения.

    • Охарактеризуйте музыкальную сторону романса. Как в музыке подчёркиваются чувства лирического «я»?

• Оцените артистическую манеру певца — исполнителя романса и инструментальное сопровождение. Как они помогают понять мысли и чувства поэта и композитора?

    Презентация результатов работы

V. Подведение итогов урока

    Обобщающее слово учителя

— Наш урок — литературно-музыкальный салон подошёл к концу. За такое короткое время мы не смогли прикоснуться даже к сотой доле многообразия русского романса, затронули лишь маленькую частичку любовной лирики. Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить. И если прислушаться, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого доброго романса, исподволь, ненавязчиво, неуклонно и красиво увлекающего всех людей в свой особый прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.

Не забывайте песен старых,

Они о многом расскажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

      (Е. А. Долматовский)

VI. Домашнее задание

    1. Ознакомиться с поэзией Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого.

    2. Индивидуальные опережающие задания (4 учащихся). Подготовить сообщения на тему «Авторская песня, её место в развитии литературного процесса 1950 — 1990-х гг.», «Поэзия Б. Ш. Окуджавы», «Поэзия В. С. Высоцкого».