Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Проблемы и интонации стихотворений о войне

    Цели: ознакомить обучающихся с поэзией А. Т. Твардовского, посвящённой подвигам солдат в Великой Отечественной войне; раскрыть воплощённый поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, выразительного чтения, умения и навыки сопоставительного анализа поэтических текстов; формировать гражданско-патриотические качества личности учащихся на примере общественной деятельности А. Т. Твардовского.

    Оборудование: учебник, портрет А. Т. Твардовского, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в группах, в парах.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о поэзии А. Т. Твардовского, посвящённой Великой Отечественной войне; раскрывают воплощённый поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают стихотворения А. Т. Твардовского о войне; выполняют сопоставительную работу в парах.

Война — жесточе нету слова.

Война — печальней нету слова.

Война — святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

А. Т. Твардовский

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа «Вспоминая изученное...»

    • С чем ассоциируется в вашем сознании имя А. Т. Твардовского?

    • Какие темы и проблемы поднимал в своём творчестве А. Т. Твардовский? Почему они актуальны и сегодня?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. День Победы на протяжении всех послевоенных лет остаётся нашей общей национальной радостью и гордостью. Чем дальше от нас весна 1945 г., тем яснее становится величие свершённого подвига, значение Великой Победы для россиян и всего мира. Низкий поклон и благодарность потомков всем, кто поднял страну из руин, кто всей своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей! День Победы останется в памяти нынешних и будущих поколений символом преодоления, символом торжества духа в самых неблагоприятных и трагических жизненных ситуациях.

Александр Трифонович Твардовский — первый из поэтов, кто затронул тему ответственности живых перед павшими, той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества...

    Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, «кто из рук наших знамя подхватил на бегу. А иначе даже мёртвому — как?».

До конца дней Александр Трифонович пронёс чувство смущения своей судьбой и судьбой тех, кто вернулся живым из страшной круговерти войны. Он писал:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...

Стремление сказать самое существенное и объективное о нашей жизни — едва ли не главное свойство поэтического творчества А. Т. Твардовского. В лирике поэта военная тематика занимает одно из главных мест. (Обращение к эпиграфу урока.)

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Поворотными для творчества А. Т. Твардовского стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошёл фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно настоящее творчество. Стихотворения А. Т. Твардовского военных лет — это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта (например, стихотворение «Армейский сапожник»), и лирические взволнованные «воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорблённой врагами земле, и стихи, близкие к народной песне, написанные на мотив “Позарастали стёжки-дорожки...”.

В стихах поэта военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 г. написано стихотворение «Две строчки». Оно навеяно фактом корреспондентской биографии А. Т. Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду ещё в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная — через неё-то и постигает художник подлинную трагедию всякой войны, у него возникает пронзительное по силе лиризма ощущение необратимости потери:

Мне жалко той судьбы далёкой,

Как будто мёртвый, одинокий,

Как будто это я лежу.

«Это — настоящий реквием, простой, величавый и скорбный». Эти слова С. Я. Маршака отнесём к таким стихотворениям А. Т. Твардовского, которые раскрывают ключевую тему в творчестве поэта — тему Памяти: «Я убит подо Ржевом...», «В тот день, когда окончилась война...», «Сыну погибшего воина», «Их памяти», «22 июня 1941 года», «Жестокая память», «Лежат они, глухие и немые...», «Я знаю, никакой моей вины...».

2. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Я убит подо Ржевом»

а) Вступительное слово учителя

— Одним из лучших произведений, написанных по следам кровавых событий, является стихотворение «Я убит подо Ржевом» (1945 — 1946). Написано оно в форме страстного монолога убитого «в безымянном болоте» бойца, который обращается ко всем оставшимся в живых.

А. Т. Твардовский вспоминал о своей поездке осенью 1942 г. под Ржев: «Впечатления этой поездки были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце. Бои шли тяжёлые, потери были очень большие, боеприпасов было в обрез — их подвозили вьючными лошадьми». В той же заметке Твардовский упоминает небольшую размолвку в московском трамвае. Молодой лейтенант с измученным нервным лицом говорил: «Я из-под Ржева». Это значило: оттуда, где очень тяжело, где очень большие потери, откуда трудно вернуться живым.

    б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

в) Аналитическая беседа

    • Какова история создания стихотворения?

    • Почему поэт говорит об убитом именно «подо Ржевом», «в безымянном болоте»?

    • Какую роль в стихотворении играет та деталь, что после гибели от солдата не осталось никакого следа?

    • Что хотел бы знать павший воин, в чём состоит его «отрада одна»?

    • К чему обязывает живых память о погибших товарищах?

    • Как вы понимаете слова: «Лишь тогда б на войне ваше счастье безмерное вы постигли вполне»?

    • Найдите в стихотворении строки, в которых звучит тема памяти. Как вы считаете, почему важно беречь память о погибших на войне?

г) Обобщение учителя

— Голос убитого подо Ржевом — это не упрёк живым, ибо на войне, перед лицом смерти все были равны, каждый мог «шагом дальше упасть». Павшие воины хотели бы воскреснуть на миг, чтобы узнать об исходе боя, о судьбе Родины, которую они защищали ценой своей жизни.

И у мёртвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она — спасена.

Мечта воскреснуть в день победы приобретает в стихотворении и другой смысл.

Воины-победители испытали бы полное счастье, если бы с ними были товарищи, если бы не было незабываемых потерь, так омрачающих радостный праздник Победы. В этом ощущении неполноты счастья ещё более заметно даёт о себе знать «глухая память боли».

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» написано от первого лица, от лица убитого солдата. К такому условному приёму не раз обращались поэты. А главное — стихотворение, написанное от лица убитого, правдиво передаёт чувства фронтовиков, потерявших дорогих товарищей, напоминает о нравственном долге живых перед памятью погибших. В своей заметке «О стихотворении “Я убит подо Ржевом...” Твардовский писал: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе,— так приблизительно можно определить эту мысль и чувство». Стихотворение воспринимается и как завещание мёртвых, и как реквием по убитым, и как клятва живых на верность Отчизне.

3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «В тот день, когда окончилась война...»

а) Вступительное слово учителя

— Стихотворение «В тот день, когда окончилась война...» удивительно точно раскрывает мысли автора о своём поколении, совершившем великий подвиг.

Небольшое по объёму стихотворение вместило целую гамму чувств — признательность за самоотверженность и храбрость; благодарность за то, что отстояли страну; непреходящее чувство вины «невиноватого». Так повернулась судьба: у одних — погибнуть, у других — жить и поднимать страну.

    б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

в) Аналитическая беседа

    • Как нужно понимать выражение: «Нас эти залпы с ними разлучили»?

    • Как объясняет А. Т. Твардовский нашу память о погибших на войне?

    • В чём видит поэт свой долг перед павшими товарищами?

    • Определите главную мысль стихотворения.

    • Каким настроением оно проникнуто, на какие мысли наталкивает читателя?

г) Сопоставительная работа (в парах по вариантам)

    • 1-й вариант. Что вы находите общего в стихотворениях «Я убит подо Ржевом» и «В тот день, когда окончилась война...»? Аргументируйте своё мнение.

    • 2-й вариант. Сравните стихотворения «Я убит подо Ржевом» и «В тот день, когда окончилась война...», покажите, как ритмика и язык каждого из них соответствуют содержанию.

Презентация результатов работы

д) Обобщение учителя

— «Я убит подо Ржевом» перекликается с другим стихотворением о павших воинах-братьях — «В тот день, когда окончилась война...». Твардовский отмечает в нём новый оттенок в чувствах живых фронтовиков. С окончанием войны их миновала смерть в бою, и этим они навсегда отделились от погибших товарищей. Твардовский делает важный вывод и для себя как для поэта. Павшие в бою — его читатели, это те, для кого он писал, кому старался своим словом облегчить тяготы фронтовой жизни. И они навсегда остались для поэта своими — и те, кто вернулся с войны, и те, кто остался на поле боя. Перед погибшими особая ответственность: ведь они безгласны, бессловесны. Тяжёлым камнем на совести поэта лежал бы молчаливый укор мёртвых товарищей. Живые — те, кто «судьбой своею смущены», — чувствуют себя в вечном долгу перед «всеми, что погибли на войне». Так связывает Твардовский память о войне с насущными задачами поэта и гражданина.

4. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя с фотопрезентацией

— Бронзовый памятник Александру Твардовскому и Василию Тёркину — одна из достопримечательностей Смоленска (работа скульптора А. Г. Сергеева). Расположен он в сквере на площади Смирнова перед гостиницей «Смоленск».

Торжественное открытие памятника великому поэту и его литературному герою состоялось накануне 50-летия Великой Победы — 2 мая 1995 года. При большом стечении народа, в присутствии гостей из Москвы, Петербурга и других городов России медленно опустилось белое полотнище, и перед собравшимися на вечную вахту памяти встали Александр Твардовский и Василий Тёркин. Памятник изображает Василия Тёркина с гармонью, разговаривающего с Твардовским. Сидят на брёвнышке два русских человека, два русских солдата — подполковник Александр Твардовский и рядовой Василий Тёркин, земляки-побратимы. У поэта накинута шинель на плечи, в руках планшетка. Задумчивый, внимательный, немного уставший взгляд: война — трудная работа, а он ещё не возвратился с передовой в редакцию фронтовой газеты с новыми материалами и стихами.

V. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Поэзия А. Т. Твардовского — образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем. В своём творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэзия А. Т. Твардовского — это искусство в самом высоком смысле слова. Она ещё ждёт подлинного прочтения и понимания.

VI. Домашнее задание

    1. Индивидуальное творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Образ воина-освободителя в военной лирике А. Т. Твардовского».

    2. Индивидуальные опережающие задания. Подготовить сообщение об истории возникновения русского романса (8 учащихся), подготовиться ведущим «Литературно-музыкального салона» (5 учащихся), участникам ролевой игры (А. А. Фет, Т. А. Кузьминская; 2 учащихся).