Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская лирика XX века
А. Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Раздумья о родине и о природе в лирике поэта
Цели: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством А. Т. Твардовского; объяснить напряжённость внутренней работы поэта в лирике периода «оттепели» стремлением к истине; показать, как в лирике поэта находят отражение раздумья о природе и о Родине; совершенствовать умения и навыки сопоставительного анализа поэтических текстов; формировать гражданско-патриотические качества личности учащихся на примере общественной деятельности А. Т. Твардовского.
Оборудование: учебник, портрет А. Т. Твардовского, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в группах, парах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии А. Т. Твардовского, о том, как в лирике поэта находят отражение раздумья о природе и о Родине; участвуют в беседе; выполняют аналитическую работу в парах.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»
• Прочитайте, что академик Д. С. Лихачёв говорит об особенностях метафоры Б. Л. Пастернака. Как вы это понимаете? Подкрепите своё мнение примерами из лирики поэта.
Запись на доске
Он нарушил обычное соотношение двух смыслов в метафоре и заставил жить самостоятельной жизнью переносное значение, возвысив его над прямым. Переносное и прямое значение в образе у него как бы меняются местами. Сравнение становится бытием, а бытие сравнением. При этом в метафоре переносное значение приобретает доминирующее положение.
2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Александр Трифонович Твардовский — одна из самых драматических фигур в литературе и советской действительности середины XX в., большой национальный поэт. Цельная личность поэта, мудрого и граждански зрелого, беспощадного к себе, гневного и неукротимого, нежного и усталого, встаёт за каждым маленьким шедевром лирики А.Т. Твардовского.
Труд самого поэта — это нечто важное, главное, пронизывающее его жизнь от самого начала трудовой деятельности. Родная смоленская земля, поэтическая натура матери, по-крестьянски одержимая личность отца, строительство новой деревни — вот та благодатная почва, на которой закладывался и вырастал большой поэт — А. Т. Твардовский.
Как позднее вспоминал он о тех временах в «Автобиографии», долгие зимние вечера нередко занимало в их семье чтение вслух книг Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Никитина... Именно тогда в его душе и возникла подспудная и неодолимая тяга к поэзии, в основе которой были сама близкая к природе деревенская жизнь, а также черты, унаследованные от родителей. Склонность к стихотворчеству Александр проявил довольно рано. Родителями она, впрочем, была воспринята скорее с тревогой, нежели с гордостью. «Отцу это было лестно, но из книг он знал, что писательство не сулит больших выгод, что писатели бывают и не знаменитые, безденежные, живущие на чердаках и голодающие. Мать, видя мою приверженность к таким необычным занятиям, чуяла в ней некую печальную предназначенность моей судьбы и жалела меня».
«Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, какой-нибудь северный лубяной туесок, красивых людей. И умных. Как-то он сказал: “Ты знаешь, почему я многое прощаю умным людям — кроме подлости, конечно, — это потому, что они многого не знают и никогда этого не скрывают...”», — вспоминал писатель В. П. Некрасов.
IV. Работа над темой урока
1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. Т. Твардовского (см. домашнее задание предыдущего урока)
(Учащиеся составляют тезисы.)
2. Объяснение учителя (лекция) «Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта»
На долю А. Т. Твардовского выпало тяжёлое время — Великая Отечественная Война, послевоенная разруха, годы великих потрясений, строительство нового мира. Но какими бы суровыми ни были испытания, он всегда оставался верным идеалам служения Родине. Именно поэтому он пошёл добровольцем на войну, был вместе со своей страной в горе и радости. В самом слове «Родина» заключён великий смысл — что-то родное, близкое, дорогое.
Тему Родины открывает стихотворение «О родине» (1946). Автор показывает необозримые просторы России, её географию, прославленные места: «тёплое море Крыма», «побережье Кавказа», «рыбачий посёлок на Волге», «сердце Урала», новые города Сибири, Дальнего Востока. Картина страны порождает ощущение масштабности, превосходства, гордости. Но эта любовь к большой стране тесно переплетается с любовью к малой родине. Она рисуется, на первый взгляд, ничем не примечательной. Но её скромное, простое описание проникнуто искренней любовью лирического героя. Для него эта маленькая, никому неизвестная сторонка — лучшее место на земле. Здесь его корни, его сердце:
Ничем сторона не богата,
А мне уже тем хороша,
Что там наудачу когда-то
Моя народилась душа.
Через малую родину поэт видит огромную страну, чувствует ответственность за неё. Именно с любви к малой родине, матери начинается любовь ко всей стране, зарождается патриотизм, который и позволил победить в тяжёлой войне. И куда бы ни бросала жизнь, как бы она ни менялась, глубокое чувство к маленькому родному краю живо в его сердце. Именно чувство любви, привязанности, близости к родной земле даёт человеку силы и нравственную опору. Тема Родины присутствует практически в каждом стихотворении А. Твардовского. В программном стихотворении «Я убит подо Ржевом» образ матери из конкретного превращается в символический. Он олицетворяет всю Россию. Наивные и близкие сердцу мотивы Родины звучат в поэме «Василий Тёркин» (возвращение солдата на Смоленщину), в «Стране Муравии». Тема настоящего и будущего России становится главной в поэме «За далью даль». В поэме вновь возникает тема малой родины. Рассказ о батюшке Урале вызывает в памяти лирического героя картину детства. Каждая глава поэмы символична, она открывает читателю одну даль за другой. Само слово «даль» приобретает иное звучание — это не только природное явление, но и будущее России:
Спасибо, Родина, за счастье
С тобою быть в пути твоём.
За новым трудным перевалом —
Вздохнуть
С тобою заодно.
3. «Практикум начинающего литературоведа»: практическая работа с фрагментами литературоведческих текстов (в группах с раздаточным материалом)
• Ознакомьтесь с высказываниями о личности поэта. Совпадают ли эти оценки с обликом лирического героя Твардовского? Самостоятельно подберите цитаты из стихотворений разных лет, характеризующие жизненное и творческое кредо Твардовского-поэта.
1) В Твардовском до конца дней его оставалось что-то от крестьянского сына, сельского жителя, причём жителя не южных станиц и сёл — крупных, многолюдных, а среднерусских небольших, тихих деревенек и одиноких хуторов. Там издавна сложился особый тип жителя — не бойкого, пожалуй, чуточку скрытного, иногда и застенчивого, привыкшего часто оставаться наедине с самим собой и потому любящего поразмышлять, а в небольшой компании и серьёзно всё обсудить — вплоть до мировых проблем, — но без шума и гама.
(А. И. Кондратович)
2) Твардовский всегда «вступал в тот след горячий». Горячий след каждого из больших событий — тогда, когда он ещё был горячим, и даже иной раз тогда, когда событие ещё только приближалось, наступало. И про каждое он мог сказать: «...я там был. Я жил тогда». И не только был, и жил, но и действовал, переживал.
(А. В. Македонов)
3) Он даже влиял на нас, когда ничего не говорил, иногда просто сидел за своим редакторским или письменным столом и много курил, вздыхал, наморщив свой умный, широкий, мудрый лоб. От него исходили силовые токи, огромная энергия, огромное поле. Твардовский не терпел фальши. Поразительное чувство правды. Соединял в себе опытность, непосредственность крестьянина-хозяина, образованность и поэтическую мудрость.
(Ф. А. Абрамов)
Презентация результатов работы
4. «Практикум начинающего литературоведа»: самостоятельная аналитическая работа в парах с текстами стихотворений А. Т. Твардовского «Урожай», «Весенние строчки»
• Что можно сказать о лирическом герое этих стихотворений?
• Какие чувства, переживания поэта нашли отражение в стихотворениях?
• Какие художественные средства использованы поэтом с целью наиболее сильного эмоционального воздействия на читателя?
Презентация результатов работы
Предполагаемые ответы
Стихотворение «Урожай». Лирическое произведение относится к ранней лирике Твардовского. В стихотворении выразилась любовь к родному краю, к землякам, к простому крестьянскому труду. Лирический герой счастлив от осознания своей принадлежности к труженикам, поэтому «новый урожай» вызывает в его душе следующие чувства:
На душе простор-веселье,
Непочатый счастья край...
Валит хлеб златой метелью.
Здравствуй, Новый урожай.
Обратим внимание на высказывание А. В. Македонова о поэте: «В труде души молодого Твардовского было нечто непосредственно вырастающее из труда крестьянина и мастерового человека, каким был его отец — крестьянин и кузнец, из труда души его матери, своеобразной и поэтической крестьянки, образ которой проходит через его поэзию... и вместе с тем это был уже труд души народного интеллигента и поэта совершенно нового типа, труд души будущего Твардовского».
Автор отождествляет землю с живым существом, которое устаёт в конце работы. Созревший овёс желтеет, его много, и он густой, похож на гриву коня. «Под овсяный говор нивы // Жарким потом обольюсь» — на ниве растёт овёс, он шумит под ветром, отсюда «овсяный говор». Нежатые полосы пошумливают, от напряжённой продолжительной жатвы человек устаёт.
Стихотворение «Весенние строчки». «Утренник лёг на дорогу // Лёгким сухим полотном» — речь идёт о начале весны, когда к утру оттаявшая дорога ещё примерзает. Утренник — утренний морозец. Он небольшой, но подсушивает дневную сырость. «Радость угретых завалин» — яркое свидетельство отношения Твардовского к природе, когда проталины он сравнивает с проснувшимся стадом. Отдельные места, «завалины», то есть бугорки, прогреваются быстрее, вода с них стекает, поэтому они уже подсохли. Радость они вызывают, потому что живо напоминают о наступающих тёплых месяцах, являются их предвестниками. Соответственно к ним и отношение — как к добрым вестникам.
5. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса
А. Т. Твардовский писал в статье о М. В. Исаковском: «Истинный поэтический дар предполагает прежде всего знание души своего народа, глубокую и пристрастную озабоченность его действительными, реальными делами и нуждами, его скорбями и радостями». Докажите, что эти чёрты присущи поэтическому дару самого Твардовского.
6. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя с фотопрезентацией
— Стёртая временем с лица земли смоленская деревенька Загорье, особое и единственное для А. Т. Твардовского место, живёт во всех его произведениях: от первых до последнего. «Простецкое деревенское детство» оказалось намного богаче, чем казалось Саше Твардовскому поначалу. Мир и опыт Загорья остались дороги для него на всю жизнь. Энтузиасты, свято чтя память о своём знаменитом земляке, восстановили усадьбу Твардовских, и едут сюда тысячи и тысячи людей как в дни проведения поэтических и фольклорных праздников, так и в будни. Сегодня они могут войти в дом детских и юношеских лет поэта, мысленно повторяя:
Я в памяти всё
Берегу, не теряя,
За тысячу вёрст
От родимого края.
За тысячу вёрст
От любимого края
Я все мои думы
Ему поверяю.
Я шлю ему свой
Благодарный привет,
Загорьевский парень,
Советский поэт.
(«За тысячу вёрст»)
Созданный на хуторе Загорье мемориальный музей А. Т. Твардовского помогает понять, что способствовало становлению его как личности.
Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла,
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу — света и тепла.
И сказок в трепетную память,
И песен матери родной,
И старых праздников с попами,
И новых с музыкой иной.
(«За далью — даль», глава «С самим собой»)
В памяти посетителей останутся дом, кузница, банька, колодец, сад — тихая родина Александра Трифоновича Твардовского.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— А. Т. Твардовский никогда не отделял себя от судьбы своей страны. К нему по праву можно отнести строки из песни: «...грустить с тобой, земля моя, и праздновать с тобой». Действительно, слово «Родина» не должно быть абстрактным понятием. Она неотделима от нас. Это часть нашей души, нашей силы. От нас зависит сохранение её традиций, приумножение её богатств. Ответственность каждого за свою судьбу, за своё отечество в конечном счёте определяет наше будущее.
VI. Домашнее задание
1. Ознакомиться с лирикой А. Т. Твардовского о Великой Отечественной войне.
2. Индивидуальные опережающие задания (2 учащихся). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда закончилась война...».