Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская лирика XX века
Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Вечность и современность в стихах о природе и о любви
Цели: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством Б. Л. Пастернака; раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути; дать понятие об основных темах и мотивах лирики поэта; развивать умение анализировать поэтическое произведение; совершенствовать умения и навыки сопоставительного анализа поэтических текстов; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: учебник, портрет Б. Л. Пастернака, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в парах, музыкальный и иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии Б. Л. Пастернака; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа «Вспоминая изученное...»
• Какое наследие оставила Ахматова современному читателю?
• К. И. Чуковский писал: «Тихие, еле слышные звуки имеют для нее неизречённую сладость. Главное очарование её лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано. Она мастер умолчаний, намёков, многозначительных пауз. Её умолчания говорят больше слов. Для изображения всякого, даже огромного чувства она пользуется мельчайшими, почти неприметными, микроскопически малыми образами, которые приобретают у неё на страницах необыкновенную силу». Выскажите ваши впечатления от знакомства с лирикой А. А. Ахматовой.
2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Если правда, что художник творит затем, чтобы люди полюбили его самого, — а на это намекает строка, ставящая перед поэтом задачу «привлечь к себе любовь пространства», — то Пастернак не только в литературе, но и в жизни весь был таким творчеством — обнаружения, вбирания в себя лучшего в другом человеке и полной ему самоотдачи в момент общения.
Его отец был крупным художником — академиком, вечным тружеником, мать Р. И. Кауфман — выдающейся пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Дом Пастернаков всегда был полон творческих людей — художников, писателей... Частенько захаживали И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов, С. В. Иванов, Н. Н. Ге и Л. Н. Толстой. Мать привила сыну любовь к музыке. Из окна кухни Пастернаков можно было наблюдать за работой скульптора Паоло Трубецкого. Квартира примыкала к мастерским, где замечательные педагоги обучали молодых художников, многие из которых составили потом славу русского искусства. А в 1900 г. семья Пастернаков познакомилась с Райнером Марией Рильке во время его второго визита в Москву. Таким образом, Пастернак с детства был включён в атмосферу серьёзного творческого труда.
Такая атмосфера повлияла на маленького Бориса. С тринадцати лет он сочиняет музыку, изучая теорию и музыкальную композицию. Наибольшим увлечением, доходившим до преклонения, был А. Н. Скрябин. Позже, в поэме «Девятьсот пятый год», Борис Леонидович даже назовёт его своим божеством. Всерьёз Пастернак занимался музыкой в течение шести лет, до настоящего времени сохранились две сонаты для фортепиано, написанные им.
Борис Пастернак наблюдал за работой отца, в мастерской которого бывали многие художники того времени. В залах художественного училища устраивались выставки передвижников. Юноша одним из первых видел полотна И. И. Репина, В. В. Маковского, Г. Г. Мясоедова, В. И. Сурикова, В. Д. Поленова — добрую половину картинных запасов нынешних галерей и государственных музеев.
Борису Леонидовичу предсказывали большое композиторское будущее. Его музыкальные опусы получили одобрение самого А. Н. Скрябина. Но Пастернак чувствовал, что не сможет достичь совершенства на этом поприще, и он оставил музыку — оправданно для себя, неожиданно для окружающих. В его жизнь решительно входила поэзия.
IV. Работа над темой урока
1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака (см. домашнее задание предыдущего урока)
(Учащиеся составляют тезисы.)
2. Объяснение учителя (лекция) «Вечность и современность в стихах о природе и о любви в творчестве Б. Л. Пастернака»
— Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных — тяжёлый крест...». Казалось бы, это стихотворение — обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение её красотой:
Любить иных — тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
В этом стихотворении поэт разграничивает два мира — мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей.
В лирике Пастернака невозможно чётко выделить какую-то одну тему. Конкретное переходит у этого поэта в отвлечённое, в осмысление мира и человека, в познание законов Вселенной. Так, жизнь и природа — вещи неразделимые в поэзии Пастернака. «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе // Расшиблась весенним дождем обо всех...» — написал поэт в одноимённом стихотворении.
Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире всё едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, уравнивающими его с человеком. Поэтому мир перестаёт быть пассивным объектом описания. Он — без человека, он самобытен.
Пастернак показывает единство мира, собирает его разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь. В этом плане примечательно стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать! ...»:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.
В картине февраля вступают во взаимодействие детали окружающего мира с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне. Это помогает Пастернаку создать наиболее полную картину своих ощущений. Мир природы перекликается с внутренним миром человека. Так, неожиданно описание грачей, «обугленных груш», помогает нам заглянуть во внутренний мир лирического героя. Благодаря этой грусти, душевному оживлению в душе поэта вновь просыпается творчество. Он вновь слагает стихи «случайно», «навзрыд». Герой, равно как и Пастернак, считает это единственно верным путём для истинного творчества:
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идёт». Сначала нам кажется, что в нём говорится об обыденных вещах — снегопаде за окном, лестнице, перекрёстке. Но автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни, тем самым напоминая о мимолётности нашего существования. Поэт уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая — это один из нас:
Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, и всё в смятеньи...
Тема поэта и его предназначения — одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть от мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь...». Пастернак осуждает внимание к шумихе, успеху, внешнему благополучию, потому что всё это только мешает истинному творцу.
Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества — самоотдача...». Поэт должен оставить «живой след» в современности, который продолжат другие. Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души. Творчество Пастернака — это его «картина мира», его ответы на вечные вопросы бытия.
3. «Практикум начинающего литературоведа»: самостоятельная аналитическая работа с текстами стихотворений Б. Л. Пастернака
а) Выразительное чтение стихотворений
б) Работа в парах по вариантам
1-й вариант. «Красавица моя, вся стать...»
• Какие чувства вызывают у поэта любовь и красота?
• Какими способами поэт показывает сложность, многоликость и «разноголосицу» мира? Какие понятия оказываются у него рядом и почему?
• Почему для лирического «я» рифмы и музыка являются естественным продолжением любви и красоты мира?
• Как в стихотворении отразились черты биографии поэта?
2-й вариант. «Весна в лесу»
• Какие приметы весны видятся лирическому «я» самыми главными?
• Найдите в стихотворении прозаизмы. Какова их смысловая роль?
• Объясните роль метафор и олицетворений.
• Докажите, что стихотворение философское.
в) Презентация результатов работы
4. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Во всём мне хочется дойти до самой сути.»
а) Вступительное слово учителя
— Последний, так и не напечатанный при жизни Пастернака сборник под названием «Когда разгуляется», объединил в себе избранные работы автора. В книге отчётливо слышна тема обновления, надежды, что стало отражением происходящих в стране перемен. Своеобразным поэтическим манифестом этого сборника стало стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути...», по замыслу самого писателя открывавшее книгу.
б) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся
в) Беседа
• Докажите, что Б. Л. Пастернак считает любовь и поэзию частью окружающего мира, его естественными проявлениями.
• Какие слова стихотворения рисуют любовное чувство? Какие приметы поведения влюблённого человека запечатлены в чувствах лирического «я»?
• Какие картины мира связаны в стихотворении с поэзией? Можно ли считать поэзию способом познания бытия?
• В чём видит поэт цели и задачи поэзии? Какой смысл имеет образ лука в последнем стихе?
г) Обобщение учителя
— В этом стихотворении лирический герой ставит перед собой практически непосильную задачу — проникнуть в тайную суть жизни, вывести её законы, разгадать секреты. Он пытается схватить «нить судеб, событий». Отбрасывая пустые слова, герой ищет главные, основные. Не в этом ли заключаются задача и цель поэзии в целом и каждого поэта в частности?.. Пастернак всегда считал, что значимое не обязательно должно быть сложным. Истинность вещей и явлений заключается именно в их простоте. Отсюда желание поэта выразить в восьми строках свойства страсти, которая для Пастернака и есть жизнь.
Поэт размышляет о гармоничности мира природы и поэзии. Закономерно возникает вопрос: разгадал ли лирический герой загадку жизни, вывел ли он её тайную формулу? Нет, герой ещё не познал тайны бытия, поскольку единственный способ сделать это — продолжать «жить, думать, чувствовать, любить» ... Возможно, в этом и заключается разгадка секрета жизни! В этом стихотворении подчёркивается связь между природой и поэзией — а это одна из важных тем лирики Б. Л. Пастернака.
5. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)
• Объясните названия сборников стихотворений Б. Л. Пастернака: «Поверх барьеров», «Сестра моя — жизнь», «Второе рождение», «Когда разгуляется» и др. Как в этих названиях отразились творческие принципы поэта?
• Почему в поздней лирике Б. Л. Пастернака так много зимних образов? Проанализируйте некоторые из них.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Как широкая одарённость Б. Л. Пастернака (в живописи, музыке, философии) проявилась в его лирике?
• В чём заключается своеобразие поэтического стиля Б. Л. Пастернака?
• Как вы понимаете слова поэта: «Живой мир. служит поэту примером в большей ещё степени, нежели — натурой и моделью»?
2. Заключительное слово учителя
— Итак, сегодня наш урок был посвящён творчеству одного из самых талантливых поэтов ХХ в., лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича Пастернака. Прекрасной характеристикой его поэтического феномена могут служить слова его современницы, поэтессы Анны Ахматовой:
Он награждён каким-то вечным детством,
Той щедростью и яркостью светил.
И вся земля была его наследством,
А он её со всеми разделил.
Творческий путь Б. Л. Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, свежий, образный и взволнованный стих всегда поражали ценителей поэтического искусства.
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему «“И образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство” (по лирике Б. Л. Пастернака)».
2. Индивидуальные опережающие задания (4 — 5 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. Т. Твардовского, выразительное чтение стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».