Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская лирика XX века
А. А. Ахматова. Стихотворения о поэте и поэзии. Особенности поэтики
Цели: показать учащимся, как в поэзии исполнена гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением; воспитывать способность сопереживать, патриотическое чувство; показать пример гражданского мужества.
Оборудование: сборники стихов Ахматовой, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о гражданской и поэтической миссии А. А. Ахматовой; соотносят её с творчеством поэтессы; выразительно читают стихотворения и анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка; определяют мотивы и темы лирики А. А. Ахматовой; выполняют сопоставительную работу; участвуют в беседе.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа «Вспоминая изученное...»
• Расскажите о первых поэтических сборниках А. А. Ахматовой. Какова их основная тематика?
• Какие черты поэтического стиля проявились уже в ранней лирике поэта?
• Каким вам представляется лирический герой Анны Ахматовой? Каков её «идеал вечноженственности» (Н. В. Недоброво употребил этот термин в статье «Анна Ахматова»)?
2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. В своей жизни, длившейся почти 79 лет, Анна Андреевна Ахматова знала славу, бесславие и новую славу, ещё большую, чем начальная, в силу того, что её личность и сочинения стали предметом всеобщего внимания. После смерти поэта это всеобщее внимание, слава эта оказались настолько глубокими и прочными, что мы с уверенностью можем сказать, что Ахматова вошла в высокий круг классиков русской литературы.
Она принадлежит к числу поэтов, красота и многозначность созданий которых могут раскрыться в полной мере только при неоднократном к ним возвращении. Отдельные её строки, строфы и целые стихотворения запоминаются и принимают самое деятельное участие в нашей духовной жизни, преображая её. Сердце поэта слышало не только человека, но и голос его души. Голос печали и радости, тревоги и заботы, раздумья и скорби.
Жизнь Ахматовой прошла через резкие переломы, и это был путь великих утрат и потерь. Только поэт великой силы, глубокой сущности и воли мог выдержать такое и противостоять всему силой своего правдивого искусства...
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— В русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчёт, напряжённую авторскую исповедь, почему и приковывают к себе внимание читателя. Поэт в XIX в. — пророк, его слово — оружие в борьбе с общественными недугами. Как же звучит эта тема в творчестве А. А. Ахматовой?
Продолжая традиционную для русской поэзии тему о назначении поэта, о цели его творчества, А. А. Ахматова развивает её в новом ключе, вносит в неё новые мотивы. Прежде всего поэтессе удаётся раскрыть своеобразие женского внутреннего мира. Трагичность судьбы поэтессы, по мнению А. А. Ахматовой, заключается в том, что женское счастье нельзя совместить с полной отдачей творчеству:
Муза! ты видишь, как счастливы все
Девушки, женщины, вдовы...
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.
(«Музе», 1911)
Однако появление «музы-сестры» в жизни лирической героини предопределяет её дальнейшую судьбу. В мире поэзии, где царствуют мужчины, женщине приходится отстаивать своё право называться поэтом. Творческий дар поэтесса готова отдать вслед за всем, что только может быть ценного в человеческой жизни, лишь бы мир и покой вернулись на землю Родины, так как для А. А. Ахматовой служение поэзии было неразрывно связано с темой России:
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
(«Молитва», 1915)
Вдохновение, ниспосланное свыше, постепенно начинает осознаваться как смысл жизни. За внешней лёгкостью поэзии раскрываются страдания и муки. Так, появление музы в одноимённом стихотворении 1924 г. становится завораживающим волшебством, а предчувствие вдохновения погружает поэта в пограничное между Жизнью и Смертью состояние:
Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(«Муза», 1924)
Муза реалистична и по-мужски сурова. Поэзию А. А. Ахматовой отличает гражданственность, которая роднит лирику поэтессы с творчеством Н. А. Некрасова. Поэт не может быть отделён от эпохи и от своего народа. Всю чашу страданий поэт испивает наравне со всеми своими современниками. Его сердце живёт теми бедами и невзгодами, которые выпадают на долю всей стране, а мысли о спасительном бегстве А. А. Ахматова даже не допускает:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
(«Не с теми я, кто бросил землю...», 1922)
2. Аналитическая работа с текстами стихотворений А. А. Ахматовой «Муза», «Творчество»
а) Выразительное чтение стихотворений наизусть заранее подготовленными учащимися
б) Беседа
• Как относится к своей музе поэт? Какие строки говорят о роли творчества в её жизни? Какова эта роль?
• Какая поэтическая связь, поэтическая перекличка намечена в стихотворении?
• Как описано рождение стихотворения в «Творчестве»? Из чего складывается творчество? Сопоставьте, как о том же писал А. С. Пушкин. В чём различие поэтического дара Пушкина и Ахматовой?
3. «Практикум начинающего литературоведа»: сопоставительная работа (в парах; раздаточный материал)
• Сопоставьте стихи А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. Что общего и в чём различие в представлении двух поэтов о природе творчества?
* * *
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё может быть
некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
(А. А. Ахматова)
* * *
Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ:
— Откуда мне сие?
Мы спим — и вот, сквозь каменные
плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми!
Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
(М. И. Цветаева)
4. Пушкинская тема в творчестве А. А. Ахматовой
а) Слово учителя
— Об Ахматовой заговорили как о продолжательнице пушкинской традиции буквально после её первых поэтических опытов. Но в то же время она всегда была совершенно самостоятельным, неповторимым, оригинальным поэтом.
Одним из неоскудевающих источников творческой радости и вдохновения для Ахматовой был Пушкин. Она пронесла любовь к творчеству великого поэта России через всю свою жизнь, не побоявшись даже тёмных дебрей литературоведения, куда входила не однажды, чтобы прибавить к биографии любимого поэта несколько новых штрихов. Ахматова, преклонявшаяся перед Пушкина, черпавшая душевные силы в изучении его творчества и внесшая в пушкинистику весомый вклад, с некоторой настороженностью относилась к настойчивым попыткам слишком категоричного сближения их имён. Любовь к Пушкину усиливалась ещё и тем, что по стечению обстоятельств Анна Ахматова — «царскосёлка», её отроческие, гимназические годы прошли в Царском Селе, теперешнем Пушкине, где и сейчас каждый невольно ощущает неисчезающий дух, словно навсегда поселившийся на этой вечно священной земле русской Поэзии.
Стихи Пушкина Ахматова знала наизусть. У неё было своё, «домашнее» восприятие Пушкина — не как поэта далёкого прошлого, а как близкого ей человека, почти как современника. Таким представляется в её раннем стихотворении Пушкин — царскосельский лицеист:
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни.
(1911)
Со второй половины 20-х гг. Ахматова начинает изучать жизнь и творчество Пушкина во всеоружии всё расширяющихся специальных знаний. Она пишет об этом в своей автобиографии: «Примерно с середины 20-х годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься архитектурой старого Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкина. Результатом моих пушкинских штудий были три работы — о “Золотом петушке”, об “Адольфе” Бенжамена Констана и о “Каменном госте”. Все они в своё время были напечатаны. Сейчас готовлю книгу “Гибель Пушкина”». Эти работы получили всеобщее признание и вошли в золотой фонд советского пушкиноведения. Небольшой очерк «Пушкин и невское взморье», который сама Ахматова очень любила, был напечатан в номере «Литературной газеты», посвящённом 80-летию со дня рождения Ахматовой и 170-летию Пушкина (1969).
б) Выразительное чтение наизусть стихотворения А. А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям...»
• Каким увидела юного поэта Анна Ахматова?
• Какие слова раскрывают отношение поэтессы к нему?
• Давайте немного пофантазируем, нарисуем воображаемую встречу Ахматовой и Пушкина в Царскосельском парке. Каким вы представляете себе разговор двух поэтов?
• Какие другие стихотворения Ахматовой, связанные с именем Пушкина, вы знаете? В чём сказывается в них воздействие на её стихи и позицию поэзии русского гения?
в) Сопоставительная работа в парах (по вариантам)
• 1-й вариант. Сопоставьте стихотворения А. А. Ахматовой «Сказка о чёрном кольце» и А. С. Пушкина «Талисман».
• 2-й вариант. Прочитайте стихотворения: А. С. Пушкина «Вновь я посетил...» и А. А. Ахматовой «Приморский сонет». В чём вы видите сходство и различие восприятия поэтами жизни и смерти? Раскройте смысл образов природы, дороги.
5. «Учимся грамотно дискутировать»: мини-дискуссия.
• По словам М. И. Цветаевой, А. А. Блок сказал об А. А. Ахматовой: «Ахматова пишет стихи так, как будто на неё глядит мужчина, а нужно их писать так, как будто на тебя смотрит Бог». Разделяете ли вы точку зрения великого поэта? Опровергните её или отыщите в стихах А. А. Ахматовой доказательства его правоты.
• В 1923 г. литературовед Б. М. Эйхенбаум писал: «Поэзия Ахматовой — сложный лирический роман». На «романность» её лирики указывал и литературовед В. В. Гиппиус в 1918 г.: «Эта лирика пришла на смену умершей или задремавшей форме романа». В каких лирических циклах или поэмах А. А. Ахматовой можно найти подтверждение этим наблюдениям? Обоснуйте своё мнение.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Как раскрывается в творчестве А. А. Ахматовой традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии?
• Отыщите в стихотворениях А. А. Ахматовой библейские сюжеты. Какую роль в её творчестве играет библейская символика?
• Современницей каких исторических событий была А. А. Ахматова? Как она рассказала в своём творчестве «о времени и о себе»?
• Какую роль пушкинская тема играет в творчестве А. А. Ахматовой?
2. Заключительное слово учителя
— В ахматовских произведениях много цитат из произведений других поэтов (Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.). Но всё-таки поэзия для Ахматовой — не комбинирование цитат, не «игра в бисер». Ведь за любой цитатой — переживание, часто мучительное, поэзия для Ахматовой — возвращение прошлого в самых мучительных его моментах. Судьба поэта — судьба Лотовой жены в одноимённом стихотворении. Возвращая прошлое, стремясь «посмотреть на красные башни родного Содома», которые в этот момент уже разрушены Божьим гневом, поэт жертвует жизнью. Он превращается в соляной столб и терпит муку этого превращения.
Итак, поэтическое самоопределение у Ахматовой тесно связано с самоопределением нравственным. Нравственные устои ахматовской поэзии — сопереживание чужой боли, чувство сопричастности миру и совиновности за все его беды.
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание. Об афористичности поэтического языка Анны Ахматовой писали многие критики. Выписать строчки ахматовских стихов, ставшие афоризмами, сгруппировать их по темам. Какие темы преобладают: любовные, философские, связанные с природой, культурой и искусством? Какие представления автора о жизни и искусстве нашли отражение в этих афоризмах?
2. Индивидуальные опережающие задания (4 — 5 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака, выразительное чтение стихотворений «Красавица моя, вся стать...», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти до самой сути...».