Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская лирика XX века
А. А. Ахматова: судьба, личность, творчество. Трагические интонации в любовной лирике
Цели: ознакомить обучающихся с личностью и особенностями творчества А. А. Ахматовой; высветить личность поэтессы, чтобы глубже понять её творчество; показать трагические интонации в любовной лирике А. А. Ахматовой; совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации лирического произведения как художественного целого; способствовать обогащению духовно-нравственного опыта и расширению эстетического кругозора учащихся.
Оборудование: портреты А. А. Ахматовой и её близких, сборники стихотворений А. А. Ахматовой, иллюстративный материал по теме урока, аудиозаписи
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве А. А. Ахматовой; знают основные факты её творческого пути, особенности её художественного метода; раскрывают трагические интонации в любовной лирике поэтессы; выразительно читают стихотворения, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка; интерпретируют стихотворения.
У каждого поэта своя трагедия, иначе он не поэт. Без трагедии нет поэта — поэзия живёт и дышит над самой пропастью трагического, «бездны мрачной на
краю» ...
А. А. Ахматова
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа «Вспоминая изученное...»
• Первый сборник произведений Н. А. Заболоцкого «Столбцы» имел большой успех. Как вы думаете почему?
• Охарактеризуйте сборник «Столбцы» в целом: какие темы были подняты поэтом, в чём новизна их решения?
• Расскажите о единстве мира человека и мира природы в лирике поэта на примере изученных стихотворений.
• В каких стихотворениях Н. А. Заболоцкого отразились мотивы философской лирики Г. Р. Державина — размышления о природе человека, его месте в мироздании, сочетании в человеке противоположных начал?
2. Презентация страниц альманаха «Любимые стихотворения XX века»: слушание нескольких учащихся (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. В эпоху, потрясённую двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская» поэзия — поэзия Анны Ахматовой. По выражению А. М. Коллонтай, А. А. Ахматова дала «целую книгу женской души». Она «вылила в искусстве» сложную историю женского характера, оказалась открывателем обширнейшей и неведомой до того в поэзии области. При этом Ахматова всегда оставалась поэтом традиционным, поставившим себя под знамя русской классики, прежде всего Пушкина.
В 1989 г., объявленном ЮНЕСКО годом А. А. Ахматовой, исполнилось 100 лет со дня рождения большого русского поэта, женщины-матери, противопоставившей достоинство жестоким ударам судьбы.
В Анне Ахматовой всё — внешний облик и духовный мир — было значительно. Ни в одной из её книг, несмотря на тяжёлую и даже трагическую жизнь, на весь ужас и унижения, пережитые ею, не было отчаяния и растерянности. Никто никогда не видел её с поникшей головой. «От ангела и от орла в ней было что-то...»
Всегда прямая и строгая, она была человеком, отличавшимся воистину великим мужеством. А после смерти, как это бывает нередко, Анна Ахматова вошла в круг классиков русской литературы.
Вошла как автор замечательной любовной лирики, повествующей о великом таинстве любви, её трагедиях и преодолении этих трагедий. Вошла как поэт- гражданин, потрясённый участью своих сограждан, их страданиями и болью. (Обращение к эпиграфу урока.) В сегодняшней оценке поэзии Ахматовой, к сожалению, имеется перекос в сторону гражданских тем, которые зачастую заслоняют любовную лирику, без которой не было бы Ахматовой.
IV. Работа над темой урока
1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. Ахматовой (см. домашнее задание предыдущего урока)
(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)
2. Объяснение учителя «Трагические интонации в любовной лирике А. Ахматовой»
— «Великая земная любовь» — вот движущее начало всей её лирики. Поэзия Ахматовой представляет собой необычайно сложный и оригинальный сплав традиций русской и мировой литературы. Исследователи видели в Ахматовой продолжателя русской классической поэзии (Пушкина, Баратынского, Тютчева, Некрасова) и восприемника опыта старших современников (Блока, Анненского), ставили её лирику в непосредственную связь с достижениями психологической прозы XIX в. (Толстого, Достоевского, Лескова). Но был ещё один, не менее важный для Ахматовой, источник её поэтического вдохновения — русское народное творчество, очень специфично преломлявшееся в поэзии Ахматовой, воспринимаясь не только в чистом виде, но и через литературную традицию.
Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в её поэзии центральное место. Неподдельная искренность, предельная откровенность в сочетании со строгой гармонией, лаконичной ёмкостью поэтического языка любовных стихотворений Ахматовой позволили её современникам называть её русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических сборников. Ранняя любовная лирика воспринималась как своеобразный лирический дневник. Однако изображение романтически преувеличенных чувств не свойственно поэзии Анны Ахматовой. Она говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене, одиночестве, отчаянии — обо всём, что близко многим, что способен испытать и понять каждый.
Любовь в лирике А. Ахматовой предстает как «поединок роковой», она почти никогда не изображается безмятежно, идиллически, а наоборот — в предельно кризисном выражении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первого бурного ослепления страстью. Обычно её стихи — начало драмы или её кульминация. «Мукой живой души» платит её лирическая героиня за любовь. Сочетание лиризма и эпичности сближает стихи А. Ахматовой с жанрами романа, новеллы, драмы, лирического дневника. Одна из тайн её поэтического дара заключается в умении полно выразить самое интимное и чудесно-простое в себе и окружающем мире. В её стихах поражает «струнная напряжённость переживаний и безошибочная меткость острого их выражения. В этом сила Ахматовой...» (Н. В. Недоброво)
3. Аналитическая работа с текстом стихотворения А. А. Ахматовой «Песня последней встречи»
а) Выразительное чтение учителем стихотворения наизусть (на фоне музыки П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»)
б) Беседа
• Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
Попробуем понять, почему это небольшое произведение сделало А. А. Ахматову известной.
• Взгляните на название. Что в нём кажется вам интересным?
• Как создаётся в стихотворении образ героини?
• Какие детали, характеризующие состояние героини, вы сумели найти в других её стихотворениях?
• Изменяется ли состояние героини на протяжении стихотворения?
• Случаен ли мотив осени?
• А где в стихотворении «он»? Есть его характеристика?
в) Обобщение учителя
— В «Песне последней встречи» перед нами снова разворачивается психологическая драма героини. По художественной форме это внутренний монолог, разговор с собой; диалог с воображаемым партнёром придуман героиней, а слова его слышатся «между клёнов», и поэтессе хотелось ответить на них.
Драматическая природа стихотворения обозначена чётко и ясно, она проявляется в подчёркнутом внимании к деталям, в обрисовке внешнего действия: «Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки»; «Я взглянула на тёмный дом»; «Так беспомощно грудь холодела». Эти скупые детали раскрывают душевные муки героини, её попытки скрыть своё несчастье.
4. Аналитическая работа с текстом стихотворения А. А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью...»
а) Прослушивание стихотворения в исполнении Ахматовой в аудиозаписи
Учитель. О такой же последней встрече другое стихотворение Ахматовой. Послушайте, как читала его сама поэтесса, без украшений, ясно и просто.
б) Беседа
• Отчего стихотворение написано в драматургической манере?
• Как в нём чередуются диалог и монолог? Какого художественного эффекта позволяет достичь подобное чередование?
• Какие чувства переживают герои за время развития сюжета?
• Как описана «диалектика страданий» мужчины и женщины?
• В чём, на ваш взгляд, причина драматизма ситуации, отражённой в стихотворении?
• Как мужчина «отомстил» лирической героине?
в) Обобщение учителя
— Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью...», написанное в 1911 г., относится к раннему периоду творчества поэтессы. Это — великолепный образец интимной женской лирики, который до сих пор остаётся загадкой для литературоведов. Всё дело в том, что данное произведение появилось спустя год после бракосочетания Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, однако не является посвящением мужу. Впрочем, имя незнакомца, о котором написано множество стихов, наполненных грустью, любовью и даже отчаяньем, так и осталось тайной.
Первая строфа построена на диалоге. С кем откровенничает лирическая героиня, тоже неизвестно. Доминирующее настроение в произведении — терпкая печаль. При этом печаль уподобляется вину, хмельному наважденью. Ею, словно вином, напоила возлюбленного лирическая героиня. В стихотворении есть определённая сюжетная незавершённость, которую подчёркивает обилие многоточий: читатель не понимает истинных причин произошедшей ссоры. Очевидно, это не очень существенно для автора. Здесь важна сама тема переживания, страдания, мучительного непонимания героев.
5. «Практикум начинающего литературоведа»: самостоятельная аналитическая работа с текстами стихотворений «Небывалая осень построила купол...», «Хочешь знать, как всё это было?», «Вечером» (в парах по вариантам)
• Как передаёт А. Ахматова глубину и поэтичность чувства лирической героини в этих стихотворениях?
Презентация результатов работы
6. Коллективная работа над составлением обобщающей таблицы «Трагические интонации в любовной лирике А. А. Ахматовой» (запись на доске и в тетрадях)
Трагические интонации в любовной лирике А. А. Ахматовой
Название стихотворения |
Содержание и художественные особенности |
Книги «Вечер», «Чётки», «Белая стая» |
В стихотворениях, вошедших в эти сборники, Ахматова очень женственна, но в нежности её поэтического слова звучат одновременно и властность, и энергия. Сочетание нежности и беззащитности с твёрдостью характера, шёпота любви и прямого языка страсти, интонаций отчаяния и веры, молитвы и проклятий — всё это отличает художественный мир А. А. Ахматовой, её неповторимый стиль |
«Хочешь знать, как всё это было?» |
Миниатюра, зарисовка, в нескольких строчках которой вся история любви |
«Смятение» |
Лирический роман, в котором в нескольких строчках рассказана трагедия длиною в десять лет |
«Небывалая осень построила купол...» |
В этом стихотворении тема любви раскрывается по-новому. Любовные переживания лирической героини включают в себя всё существование, всю жизнь. Такая любовь стала более богатой и многоцветной, а в минуты потрясений — и более трагичной |
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Каким вы увидели героя любовной лирики А. А. Ахматовой?
• К каким выводам вы пришли, анализируя цветовой спектр любовной лирики Ахматовой?
• Какими звуками наполнен мир поэзии Ахматовой?
• Почему, читая стихи Ахматовой, многое нужно дорисовывать, домысливать?
2. Заключительное слово учителя
— Тесно переплетены в стихах Анны Ахматовой тема любви и тема творчества. В духовном облике героини её любовной лирики угадывается крылатость творческой личности. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось во многих произведениях, начиная с раннего, 1911 г., стихотворения «Музе», где Муза-сестра отнимает золотое кольцо — символ земных радостей — и обрекает лирическую героиню на «любовную пытку». Однако поэт предвидит, что поэтическая слава не может заменить любви и счастья земного. Интимная лирика А. А. Ахматовой не ограничена лишь изображением отношений любящих. В ней всегда — неиссякаемый интерес поэта к внутреннему миру человека. Неповторимость ахматовских стихов о любви, оригинальность поэтического голоса, передающего самые сокровенные мысли и чувства лирической героини, наполнены глубочайшим психологизмом.
«Земная любовь» у А. А. Ахматовой подразумевает и любовь к окружающему человека «земному миру». Изображение человеческих отношений неотделимо от любви к родной земле, к народу, к судьбе страны. В неразрывности личной судьбы и судьбы народа и страны — истинное величие той любви к человеку и окружающему миру, которая звучит в стихах А. Ахматовой: «А я молюсь не о себе одной...». Таким образом, поэзия А. Ахматовой не только исповедь влюблённой женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли.
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Своеобразие любовной лирики Анны Ахматовой».
2. Ознакомиться с лирикой А. Ахматовой, в которой отражена пушкинская тема, тема поэта и поэзии.