Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская лирика XX века
Зачётная работа по теме Русская лирика XX века (по изученным произведениям)
Цели: выявить уровень литературного развития учащихся; проверить начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи учащихся, уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать поэтический текст, что соответствует требованиям образовательного стандарта по литературе.
Оборудование: зачётные задания (2 варианта), памятки.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи, уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения, уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать поэтический текст.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Контроль знаний и умений учащихся
Комментарий для учителя
В процессе выполнения работы, учащиеся не пользуются текстами, за исключением заданий, связанных с анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые фрагменты, памятки для анализа. Для выполнения заданий 2-го уровня учащимся предлагаются рекомендации (раздаточный материал).
I вариант
1-й уровень
1. Назовите модернистское течение в поэзии начала XX в., одним из основоположников которого была А. А. Ахматова:
а) символизм;
б) футуризм;
в) акмеизм;
г) имажинизм.
2. Какая тематика раскрывается в стихотворении С. А. Есенина «Отговорила
роща золотая...»?
а) Тема любви;
б) тема родины;
в) тема поэта и поэзии;
г) философская тема.
3. Кому из поэтов посвящены эти строки М. И. Цветаевой?
В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий,
И я дарю тебе свой колокольный град,
...! — и сердце своё в придачу...
а) А. А. Блоку;
б) А. С. Пушкину;
в) А. А. Ахматовой;
г) Б. Л. Пастернаку.
4. Назовите стилистический приём, использованный Маяковским в следующем фрагменте: «Упал двенадцатый час, // как с плахи голова казнённого». (Сравнение)
5. Назовите художественный приём, используемый А. А. Ахматовой в следующих строках: «Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки». (Художественная деталь)
6. Назовите средство художественной изобразительности, используемое С. А. Есениным в приведённом фрагменте: «Изба-старуха челюстью порога // Жуёт пахучий мякиш тишины...». (Метафора)
7. Как называется используемый Б. Л. Пастернаком в приведённых строках стихотворения «Во всём мне хочется дойти.» стилистический приём, основанный на повторении однородных согласных звуков?
Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.
(Аллитерация)
8. Кто является лирическим героем стихотворения А. Т. Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете...»?
Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет, пусть себе он Бог.
А я лишь смертный. За своё в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
(Автор)
2-й уровень
Рекомендации учащимся для выполнения заданий 2-го уровня
Прежде чем отвечать на вопрос, внимательно прочитайте его. Выделите в нём ключевые слова и понятия. Убедитесь, что все слова в формулировке вам понятны. Не надо писать общие фразы или о произведении в общем, раскрывайте только те аспекты, которые указаны в вопросе. Проверьте себя: если в вашем ответе ключевые слова вопроса НЕ встретились ни разу — вы, скорее всего, дали поверхностный ответ или просто пересказали текст произведения.
При оценке ваших развёрнутых ответов на вопросы учитывается глубина понимания проблемы. Если в работе проявлено упрощённое понимание сути вопроса, вы получите минимальный балл, а если полное непонимание — 0 баллов. В этом случае по остальным критериям работа НЕ оценивается, а за весь ответ вы получите 0 баллов.
9. Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой и выполните задания.
Творчество
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы, и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шёпотов и звонов
Встаёт один всё победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растёт трава,
Как по земле идёт с котомкой лихо.
Но вот уже послышались слова
И лёгких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
• Укажите название изобразительного средства, которое использует А. А. Ахматова: «Вдали раскат стихающего грома. // Неузнанных и пленных голосов // Мне чудятся и жалобы, и стоны».
• Укажите термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, использованное А. А. Ахматовой для усиления образа наступившей тишины:
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растёт трава,
Как по земле идёт с котомкой лихо.
• Как называют в литературоведении художественный приём, основанный на повторении гласных звуков, который помогает А. А. Ахматовой передать протяжённость, неторопливость творческого процесса?
• Какой художественный троп использован А. А. Ахматовой при создании образа «бездны шёпотов и звонов»?
10. Прочитайте стихотворение В. В. Маяковского и выполните задания.
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
боится, что опоздал, плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянётся —
не перенесёт эту беззвёздную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
• Как называют вид тропа, средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другое («в метелях полуденной пыли»)?
• Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк («значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо...»).
• Стихотворение заканчивается вопросом, обращённым к человеку и человечеству. Как называют тип вопроса, не требующий ответа и нередко являющийся скрытым утверждением?
• Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу (см. дважды повторённое обращение лирического героя в данном стихотворении).
Задания с развёрнутым ответом
Дайте развёрнутый ответ на одну из предложенных тем.
• С помощью каких художественных средств С. А. Есенин раскрывает перед нами мир природы?
• На примере анализа 1 — 2 стихотворений В. В. Маяковского расскажите о роли рифмы в его поэтике. Приведите примеры неологизмов и объясните, на какой основе и с какой целью поэт использовал их.
• Как раскрывается в творчестве А. А. Ахматовой традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии?
Творческое задание
Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:
• сочинение-рассуждение «А. А. Блок в созвездии поэтов “серебряного века”»;
• сочинение-эссе «“Россия — взгляд издалека...” (по лирике М. И. Цветаевой)»;
• сочинение-рассуждение «“...Но в мире нет власти грозней и страшней, чем вещее слово поэта” (А. А. Ахматова)».
II вариант
1-й уровень
1. Назовите модернистское течение в поэзии начала XX в., к которому принадлежит творчество С. А. Есенина:
а) символизм;
б) футуризм;
в) акмеизм;
г) имажинизм.
2. Какое из нижеперечисленных стихотворений А. А. Ахматовой посвящено А. A. Блоку?
а) «Я пришла к поэту в гости...»;
б) «Смуглый отрок бродил по аллеям...»;
в) «Ты всегда таинственный и новый...»;
г) «Мне нравится, что вы больны не мной...».
3. Определите, к какому мотиву творчества можно отнести приведённые стихотворные строки М. И. Цветаевой:
Умирая, я скажу: была,
И не жаль, и не ищу виновных.
Есть на свете поважней дела
Страстных бурь и подвигов любовных.
а) тема поэта и поэзии;
б) тема природы;
в) интимная лирика;
г) философская лирика.
4. Назовите средство художественной изобразительности, использованное B. В. Маяковским в следующем фрагменте: «Угрюмый дождь скосил глаза...». (Олицетворение)
5. Назовите художественный приём, используемый А. А. Ахматовой в приведённом фрагменте: «... В тот навсегда опустошённый дом, // Откуда унеслась стихов сожжённых стая». (Метафора)
6. Назовите художественный приём, используемый С. А. Есениным в приведённом фрагменте: «Русь моя! Деревянная Русь! // Я один твой певец и глашатай...». (Риторическое обращение / восклицание)
7. Какая стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слов, относительно самостоятельных отрезков речи в начале каждого параллельного ряда, применяется Б. Л. Пастернаком в первых двух строфах стихотворения «Во всём мне хочется дойти...» для обозначения уровней проникновения и постижения жизни?
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
(Анафора)
8. Каким стихотворным размером написано стихотворение Н. А. Заболоцкого «Завещание»?
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
(Ямб)
2-й уровень
9. Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой и выполните задания.
Родная земля
И в мире нет людей бесполезней,
Надменнее и проще нас.
(1922)
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем её в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чём не замешанный прах.
Но ложимся в неё и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.
• Как называют цитату, предпосланную основному тексту произведения, в данном случае из стихотворения Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю...»:
И в мире нет людей бесполезней,
Надменнее и проще нас?
• К какому приёму, обозначающему постепенное, последовательное нагнетание смысла, прибегает А. А. Ахматова в следующих строчках: «И мы мелем, и месим, и крошим // Тот ни в чём не замешанный прах»?
• Назовите термин, которым обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале и употреблённый поэтом для придания большей патетики («Не кажется обетованным раем. // Не делаем её в душе своей...»; «Да, для нас это грязь на калошах, // Да, для нас это хруст на зубах»).
• Какой фонетический приём использует А. А. Ахматова для усиления выразительности образа в следующих строках: «О ней стихи навзрыд не сочиняем, // Наш горький сон она не бередит, // Не кажется обетованным раем»?
10. Прочитайте стихотворение М. И. Цветаевой и выполните задания.
Тоска по родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно —
Где — совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне всё равно, каких среди
Лиц — ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее,
Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.
Так край меня не уберёг
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперёк!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё — равно, и всё — едино.
Но если по дороге — куст
Встаёт, особенно — рябина.
• Две последние строки контрастны содержанию всего стихотворения. Какой приём использован поэтом?
• В строках «Остолбеневши, как бревно, // Оставшееся от аллеи» использован приём, при котором одно явление проясняется путём соотнесения его с другими явлениями. Назовите этот приём.
• Назовите средство художественной изобразительности, передающее эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям («пленный», «зоркий»).
• В словосочетаниях «Язык родной», «призыв млечный» определяемое слово стоит перед определением, что способствует выделению образа, усилению его эмоционального воздействия. Какой приём использует автор в этих случаях?
Задания с развёрнутым ответом
Дайте развёрнутый ответ на один из предложенных вопросов.
• Каковы взаимоотношения между человеком и природой в лирике С. А. Есенина?
• Какие исторические события и лица упоминает М. И. Цветаева в цикле «Москве»? Что объединяет их в сознании поэтессы?
• Современницей каких исторических событий была А. А. Ахматова? Как она рассказала в своём творчестве «о времени и о себе»?
Творческое задание
Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:
• сочинение-рассуждение «“Меня ведёт Господь по голубым предутренним дорогам...” (по лирике А. А. Ахматовой)»;
• сочинение — сравнительная характеристика «“А в наши дни и воздух пахнет смертью...” (пророческий характер лирики Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой)»;
• сочинение-рассуждение «“Бесценных слов транжир и мот” (образ поэта в лирике В. В. Маяковского)».
III. Домашнее задание
1. Ознакомить с лирикой Катулла.
2. Индивидуальные опережающие задания (6 — 7 учащихся).
а) Подготовить сообщение о жизни и творчестве Катулла (с выразительным чтением стихотворений);
б) подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов стихотворений М. Ю. Лермонтова «Умирающий гладиатор» и Ф. И. Тютчева «В ночи лазурной почивает Рим», «Рим ночью», «Цицерон».