Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
Зачётная работа по теме Русская лирика XX века (по изученным произведениям)

    Цели: выявить уровень литературного развития учащихся; проверить начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи учащихся, уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать поэтический текст, что соответствует требованиям образовательного стандарта по литературе.

    Оборудование: зачётные задания (2 варианта), памятки.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи, уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения, уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать поэтический текст.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Контроль знаний и умений учащихся

Комментарий для учителя

В процессе выполнения работы, учащиеся не пользуются текстами, за исключением заданий, связанных с анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые фрагменты, памятки для анализа. Для выполнения заданий 2-го уровня учащимся предлагаются рекомендации (раздаточный материал).

I вариант

1-й уровень

    1. Назовите модернистское течение в поэзии начала XX в., одним из основоположников которого была А. А. Ахматова:

а) символизм;

б) футуризм;

в) акмеизм;

г) имажинизм.

    2. Какая тематика раскрывается в стихотворении С. А. Есенина «Отговорила

роща золотая...»?

а) Тема любви;

б) тема родины;

в) тема поэта и поэзии;

г) философская тема.

    3. Кому из поэтов посвящены эти строки М. И. Цветаевой?

В певучем граде моём купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий,

И я дарю тебе свой колокольный град,

...! — и сердце своё в придачу...

а) А. А. Блоку;

б) А. С. Пушкину;

в) А. А. Ахматовой;

г) Б. Л. Пастернаку.

    4. Назовите стилистический приём, использованный Маяковским в следующем фрагменте: «Упал двенадцатый час, // как с плахи голова казнённого». (Сравнение)

    5. Назовите художественный приём, используемый А. А. Ахматовой в следующих строках: «Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки». (Художественная деталь)

    6. Назовите средство художественной изобразительности, используемое С. А. Есениным в приведённом фрагменте: «Изба-старуха челюстью порога // Жуёт пахучий мякиш тишины...». (Метафора)

    7. Как называется используемый Б. Л. Пастернаком в приведённых строках стихотворения «Во всём мне хочется дойти.» стилистический приём, основанный на повторении однородных согласных звуков?

Достигнутого торжества

Игра и мука —

Натянутая тетива

Тугого лука.

(Аллитерация)

    8. Кто является лирическим героем стихотворения А. Т. Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете...»?

Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву Толстому —

Нельзя. Не скажет, пусть себе он Бог.

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

(Автор)

2-й уровень

Рекомендации учащимся для выполнения заданий 2-го уровня

Прежде чем отвечать на вопрос, внимательно прочитайте его. Выделите в нём ключевые слова и понятия. Убедитесь, что все слова в формулировке вам понятны. Не надо писать общие фразы или о произведении в общем, раскрывайте только те аспекты, которые указаны в вопросе. Проверьте себя: если в вашем ответе ключевые слова вопроса НЕ встретились ни разу — вы, скорее всего, дали поверхностный ответ или просто пересказали текст произведения.

При оценке ваших развёрнутых ответов на вопросы учитывается глубина понимания проблемы. Если в работе проявлено упрощённое понимание сути вопроса, вы получите минимальный балл, а если полное непонимание — 0 баллов. В этом случае по остальным критериям работа НЕ оценивается, а за весь ответ вы получите 0 баллов.

    9. Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой и выполните задания.

Творчество

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы, и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шёпотов и звонов

Встаёт один всё победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идёт с котомкой лихо.

Но вот уже послышались слова

И лёгких рифм сигнальные звоночки, —

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

    • Укажите название изобразительного средства, которое использует А. А. Ахматова: «Вдали раскат стихающего грома. // Неузнанных и пленных голосов // Мне чудятся и жалобы, и стоны».

    • Укажите термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, использованное А. А. Ахматовой для усиления образа наступившей тишины:

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идёт с котомкой лихо.

    • Как называют в литературоведении художественный приём, основанный на повторении гласных звуков, который помогает А. А. Ахматовой передать протяжённость, неторопливость творческого процесса?

    • Какой художественный троп использован А. А. Ахматовой при создании образа «бездны шёпотов и звонов»?

    10. Прочитайте стихотворение В. В. Маяковского и выполните задания.

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к Богу,

боится, что опоздал, плачет,

целует ему жилистую руку,

просит —

чтоб обязательно была звезда! —

клянётся —

не перенесёт эту беззвёздную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

    • Как называют вид тропа, средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другое («в метелях полуденной пыли»)?

    • Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк («значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо...»).

    • Стихотворение заканчивается вопросом, обращённым к человеку и человечеству. Как называют тип вопроса, не требующий ответа и нередко являющийся скрытым утверждением?

    • Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу (см. дважды повторённое обращение лирического героя в данном стихотворении).

     Задания с развёрнутым ответом

    Дайте развёрнутый ответ на одну из предложенных тем.

    • С помощью каких художественных средств С. А. Есенин раскрывает перед нами мир природы?

    • На примере анализа 1 — 2 стихотворений В. В. Маяковского расскажите о роли рифмы в его поэтике. Приведите примеры неологизмов и объясните, на какой основе и с какой целью поэт использовал их.

    • Как раскрывается в творчестве А. А. Ахматовой традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии?

    Творческое задание

    Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

    • сочинение-рассуждение «А. А. Блок в созвездии поэтов “серебряного века”»;

    • сочинение-эссе «“Россия — взгляд издалека...” (по лирике М. И. Цветаевой)»;

    • сочинение-рассуждение «“...Но в мире нет власти грозней и страшней, чем вещее слово поэта” (А. А. Ахматова)».

    II вариант

    1-й уровень

    1. Назовите модернистское течение в поэзии начала XX в., к которому принадлежит творчество С. А. Есенина:

    а) символизм;

    б) футуризм;

    в) акмеизм;

    г) имажинизм.

    2. Какое из нижеперечисленных стихотворений А. А. Ахматовой посвящено А. A. Блоку?

    а) «Я пришла к поэту в гости...»;

    б) «Смуглый отрок бродил по аллеям...»;

    в) «Ты всегда таинственный и новый...»;

    г) «Мне нравится, что вы больны не мной...».

    3. Определите, к какому мотиву творчества можно отнести приведённые стихотворные строки М. И. Цветаевой:

Умирая, я скажу: была,

И не жаль, и не ищу виновных.

Есть на свете поважней дела

Страстных бурь и подвигов любовных.

    а) тема поэта и поэзии;

    б) тема природы;

    в) интимная лирика;

    г) философская лирика.

    4. Назовите средство художественной изобразительности, использованное B. В. Маяковским в следующем фрагменте: «Угрюмый дождь скосил глаза...». (Олицетворение)

    5. Назовите художественный приём, используемый А. А. Ахматовой в приведённом фрагменте: «... В тот навсегда опустошённый дом, // Откуда унеслась стихов сожжённых стая». (Метафора)

    6. Назовите художественный приём, используемый С. А. Есениным в приведённом фрагменте: «Русь моя! Деревянная Русь! // Я один твой певец и глашатай...». (Риторическое обращение / восклицание)

    7. Какая стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слов, относительно самостоятельных отрезков речи в начале каждого параллельного ряда, применяется Б. Л. Пастернаком в первых двух строфах стихотворения «Во всём мне хочется дойти...» для обозначения уровней проникновения и постижения жизни?

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

    (Анафора)

    8. Каким стихотворным размером написано стихотворение Н. А. Заболоцкого «Завещание»?

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов

Себя я в этом мире обнаружу.

    (Ямб)

    2-й уровень

    9. Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой и выполните задания.

Родная земля

И в мире нет людей бесполезней,

Надменнее и проще нас.

      (1922)

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем её в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чём не замешанный прах.

Но ложимся в неё и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно — своею.

    • Как называют цитату, предпосланную основному тексту произведения, в данном случае из стихотворения Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю...»:

И в мире нет людей бесполезней,

Надменнее и проще нас?

    • К какому приёму, обозначающему постепенное, последовательное нагнетание смысла, прибегает А. А. Ахматова в следующих строчках: «И мы мелем, и месим, и крошим // Тот ни в чём не замешанный прах»?

    • Назовите термин, которым обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале и употреблённый поэтом для придания большей патетики («Не кажется обетованным раем. // Не делаем её в душе своей...»; «Да, для нас это грязь на калошах, // Да, для нас это хруст на зубах»).

    • Какой фонетический приём использует А. А. Ахматова для усиления выразительности образа в следующих строках: «О ней стихи навзрыд не сочиняем, // Наш горький сон она не бередит, // Не кажется обетованным раем»?

    10. Прочитайте стихотворение М. И. Цветаевой и выполните задания.

Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно —

Где — совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошёлкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне всё равно, каких среди

Лиц — ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично — на каком

Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен...)

Двадцатого столетья — он,

А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все — равны, мне всё — равно,

И, может быть, всего равнее,

Роднее бывшее — всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты — как рукой сняло:

Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберёг

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей — поперёк!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино.

Но если по дороге — куст

Встаёт, особенно — рябина.

    • Две последние строки контрастны содержанию всего стихотворения. Какой приём использован поэтом?

    • В строках «Остолбеневши, как бревно, // Оставшееся от аллеи» использован приём, при котором одно явление проясняется путём соотнесения его с другими явлениями. Назовите этот приём.

    • Назовите средство художественной изобразительности, передающее эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям («пленный», «зоркий»).

    • В словосочетаниях «Язык родной», «призыв млечный» определяемое слово стоит перед определением, что способствует выделению образа, усилению его эмоционального воздействия. Какой приём использует автор в этих случаях?

    Задания с развёрнутым ответом

    Дайте развёрнутый ответ на один из предложенных вопросов.

    • Каковы взаимоотношения между человеком и природой в лирике С. А. Есенина?

    • Какие исторические события и лица упоминает М. И. Цветаева в цикле «Москве»? Что объединяет их в сознании поэтессы?

    • Современницей каких исторических событий была А. А. Ахматова? Как она рассказала в своём творчестве «о времени и о себе»?

    Творческое задание

    Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

    • сочинение-рассуждение «“Меня ведёт Господь по голубым предутренним дорогам...” (по лирике А. А. Ахматовой)»;

    • сочинение — сравнительная характеристика «“А в наши дни и воздух пахнет смертью...” (пророческий характер лирики Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой)»;

    • сочинение-рассуждение «“Бесценных слов транжир и мот” (образ поэта в лирике В. В. Маяковского)».

III. Домашнее задание

    1. Ознакомить с лирикой Катулла.

    2. Индивидуальные опережающие задания (6 — 7 учащихся).

    а) Подготовить сообщение о жизни и творчестве Катулла (с выразительным чтением стихотворений);

    б) подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов стихотворений М. Ю. Лермонтова «Умирающий гладиатор» и Ф. И. Тютчева «В ночи лазурной почивает Рим», «Рим ночью», «Цицерон».