Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
Культура эпохи античности и её роль в развитии мировой культуры. Античная лирика. Чувства и разум в любовной лирике Катулла

    Цели: дать обучающимся понятие о культуре эпохи античности и её роли в развитии мировой культуры, о своеобразии античной лирики; ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством Катулла, основными темами и мотивами его лирики; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, выразительного чтения, умения и навыки сопоставительного анализа поэтических текстов; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

    Оборудование: учебник, таблица, иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о культуре эпохи античности и её роли в развитии мировой культуры, исторические реалии времен Катулла и Горация, сведения о жизни и творчестве Катулла, основные темы и мотивы его лирики; понимают своеобразие античной лирики, философский характер стихотворений, вклад в литературу А. С. Пушкина-переводчика; умеют воспринимать, выразительно читать и анализировать стихотворения Катулла, определять их темы и идеи, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, сопоставлять стихотворения с произведениями других видов искусства.

Каждый образованный европеец должен иметь достаточное представление

о бессмертных произведениях величественной древности.

А. C. Пушкин

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Анализ зачётной работы

2. Погружение в тему урока: беседа

    • Вспомните, что обозначает слово литература в переводе с латинского языка.

    • Какую роль играет литература в развитии общества и жизни человека?

    • Что представляет собой античная культура? Вспомните наиболее важные её достижения и наиболее выдающихся её представителей.

    • О каких открытиях древнегреческих учёных вы говорили на уроках истории, алгебры, геометрии, физики, географии?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Существует устоявшееся мнение, что самая большая роскошь в мире — это роскошь общения. Общаться можно с родителями, друзьями, природой, произведениями искусства. Вот уже четыре года на уроках литературы вы общаетесь с лучшими произведениями русской и зарубежной литературы. Продолжаем мы этот диалог и в 9-м классе, но организован он несколько иначе, чем раньше. Начиная с 9-го класса, изучаемый материал интегрируется на историко-литературной основе, то есть литературные произведения рассматриваются в связи с теми историческими событиями, которые происходили во время их создания. Такой подход предоставляет возможность раскрыть характерные особенности развития русской литературы в контексте мировой от античности до ХХ в. С помощью сравнения вы сможете:

    • наблюдать, как писатели, жившие в одно время, но в разных странах, отобразили в своих произведениях проблемы мировосприятия и жизни своих народов;

    • определить общие и различные черты, характерные для отдельных произведений или творчества писателей одной страны или определённого исторического времени;

    • усвоить наиболее важные особенности литературных направлений и т. п. «Кто мы, нынешние, если зачеркнём в себе античность, и средневековье, и ХIХ век? В искусстве и в каждом человеке всегда огромное место занимает прошлое как средство понимания и ощущения себя сегодняшнего, а культура начинается там, где начинается история культуры», — писал известный русский писатель ХХ в. Сергей Павлович Залыгин.

Действительно, нельзя не согласиться с его мыслями, ведь всё, что окружает нас, — это реалии истории человеческой культуры, которую трудно представить без литературных памятников далёких столетий и образцов словесного искусства современности. (Обращение к эпиграфу урока.)

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя (лекция) (Учащиеся составляют тезисы.)

— Колыбелью европейской цивилизации по праву считают античность. Античной называют культуру древних греков и римлян. Она подарила человечеству громадное наследие, которое плодотворно использовалось в последующие эпохи. Именно во времена античности были провозглашены интереснейшие философские идеи, сделаны величайшие научные открытия, заложены основы европейской литературы и театра. Значительного расцвета достигло ораторское искусство. Древнегреческий и латинский языки обогатили культуру многих народов. Так, и ныне в русской и украинской речи употребляется множество слов, пришедших из этих языков. Иногда современный человек даже и не подозревает, что древние греки подарили нам, например, такие привычные слова, как «стадион», «математика», «музыка», а римляне — «экскурсия», «аудитория», «литература». Кроме того, из древних языков этих народов к нам пришло немало крылатых высказываний, которые стали постоянными и часто употребляемыми. Словно на крыльях, они перелетели из одной страны в другую, из древности — в современность. Например, когда хотят подчеркнуть недюжинные физические возможности какого-то человека, и сейчас употребляют словосочетание «сильный, как Геркулес», которое напоминает нам об известных мифах. Именами многих мифологических персонажей названы планеты и созвездия.

Античные образцы литературы, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства вдохновляли и вдохновляют творцов на создание новых шедевров.

Античная литература состоит из двух ветвей: древнегреческой и древнеримской.

В эпоху античности произошло разделение произведений художественной литературы на три рода: эпос, лирику и драму. Тогда же в основном сформировались и художественные системы эпических, лирических и драматических жанров. Понятие «лирика» обозначает поэтические произведения, как правило, небольшого объёма, в которых выражаются чувства и мысли автора. Само происхождение понятия указывает, что возникло оно в Греции и предполагает исполнение произведения под аккомпанемент лиры. Действительно, связь с музыкой была для поэзии первоначально обязательной, но постепенно она становилась менее тесной, и в современных стихах слышится в ритме слов и строчек, звучании слов.

В древнегреческой лирике было много жанров: идиллия — произведение, посвящённое поэтизации сельской жизни; элегия — стихотворение, написанное особым размером; эпиграмма — небольшое насмешливое стихотворение;

ода — песня, посвящённая победителям в соревнованиях колесниц, атлетов и др.; гимн — хвалебная либо религиозная песня; эпиталама — свадебная песня.

Слава древнеримской литературы связана с такими именами, как Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий и др. Они создали произведения различных жанров и на разные темы, но какое-то одно является символом их творчества.

    2. Самостоятельная работа: ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

    3. Коллективная работа по составлению таблицы «Периодизация античной культуры»

Периодизация античной культуры

I период

II период

III период

IV период

Доклассический (архаический)

Классический (лирика — «мелос»)

Эллинистический (александрийская лирика)

Эллинистически-римский

Гомер

Сапфо, Анакреонт

Асклепиад Самосский, Аполлоний Родосский

Катулл, Вергилий

Гекзаметр

Сапфическая строка

Большой асклепиадов стих

Ямбический триметр

Описываются события

Раскрывается внутренний мир человека

Утверждается ценность личности

    4. «Под сенью дружных муз...»: выразительное чтение наизусть фрагментов стихотворений М. Ю. Лермонтова «Умирающий гладиатор» и Ф. И. Тютчева «В ночи лазурной почивает Рим», «Рим ночью», «Цицерон» с фотопрезентацией

    • Какую картину Рима создали в своих стихотворениях М. Ю. Лермонтов и Ф. И. Тютчев?

5. Заслушивание сообщений учащихся о жизни и творчестве Катулла (см. домашнее задание предыдущего урока)

Гай Валерий Катулл (Gaius Valerius Catullus) — виднейший римский лирик. Его творчество развивалось в период ожесточённой гражданской войны в Риме, в период распада республиканского строя и становления военной диктатуры.

Родина поэта — город Верона в Цизальпинской Галлии. Ещё юношей Катулл приехал в Рим и вскоре выдвинулся как талантливый поэт. У него установились дружеские отношения с поэтами Лицинием Кальвом и Цинной. Катулл стал главой тех поэтов, которых Цицерон назвал новыми поэтами (неотерики).

Катулл создал лирику, отражающую разнообразные настроения поэта. Одна из важнейших тем — любовная; это в первую очередь стихи о любви к Лесбии. В сохранившемся сборнике они помещены вперемежку с другими стихотворениями, но по существу составляют законченный цикл. В этих глубоко интимных стихотворениях отражены и радость взаимной любви, и муки ревности поэта, и его презрение к изменявшей ему женщине, и отчаяние после окончательного разрыва с ней.

Но лира Катулла звучала не только любовными напевами. Ему принадлежит ряд памфлетов на будущего диктатора Юлия Цезаря и его любимцев, а также на разных бездарных стихоплётов. И тогда Катулл настраивал свою лиру на шутливый и игривый лад. В таком тоне даны его стихотворения к друзьям — Лицинию, Фабуллу, Флавию, Цецилию. В этих стихотворениях отражены и литературные интересы поэта, и светлые моменты его жизни, связанные с тёплыми дружескими беседами, с искренним весельем товарищеских пирушек и лёгкими забавами беззаботной ранней юности.

    6. Практическая работа с текстами стихотворений Катулла: «Нет, не надейся приязнь заслужить...», «Снова тёплые дни весна приносит...», «Нет, ни одна средь женщин...», «Пьяной горечью Фалерна...»

    а) Выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учащимися (см. домашнее задание предыдущего урока)

б) Аналитическая беседа

• Определите жанр стихотворений.

    • Каким предстает лирический герой в этих стихотворениях?

    • Как вы думаете, почему Катулл избрал для своей возлюбленной псевдоним Лесбия? Как этот псевдоним связан с именем древнегреческой поэтессы Сапфо?

    • В чём особенность любовной лирики Катулла? Проследите это на примере рассмотренных на уроке стихотворений.

    в) Комментарий учителя к осмыслению идейно-художественного содержания стихотворений

— Валерий Катулл вошёл в сознание нового времени как открыватель романтической, духовной любви (стихотворения «Нет, не надейся приязнь заслужить...», «Нет, ни одна средь женщин...»). Обращаясь к любимой, Катулл постоянно подчёркивает своё преклонение и молчание пред её красотой и величием. Слова здесь бессильны. Но Катулл также ценил дружбу как одну из важнейших жизненных опор. Личное горе и личное разочарование — смерть брата, несчастная любовь, действительная или кажущаяся измена друзей — переживаются им с чрезвычайной болезненностью. К числу стихотворений, посвящённых друзьям, принадлежит и стихотворение «Снова тёплые дни весна приносит...».

Стихотворение «Пьяной горечью Фалерна.» дано в переводе А. С. Пушкина. Перевод довольно точен и очень хорошо передаёт светлый, радостный тон стихотворения. У Катулла здесь его любимый размер — одиннадцатисложник; у Пушкина — четырёхстопный хорей, который действительно в русском языке лучше передаёт радостный тон, чем ритм одиннадцатисложника.

г) «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в парах)

    • Прочитайте выразительно стихотворения А. А. Ахматовой «Нам встречи нет...», «И когда друг друга проклинали...», «Заплаканная осень, как вдова...». Сравните их с лирикой Катулла.

    • Что сближает лирику Катулла и А. А. Ахматовой? Что их отличает? Чем интересен лирический герой Катулла?

    • Сопоставьте лирического героя Катулла и лирическую героиню А. А. Ахматовой.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

    • Объясните смысл понятия «культура эпохи античности». Какие элементы античной культуры присутствуют в современном мире?

    • Приведите несколько аргументов в подтверждение истинности суждения: «Античность — колыбель европейской культуры».

    • Перечисленные названия литературных жанров: элегия, поэма, басня, комедия, трагедия, ода, гимн — распределите на три группы: эпические жанры, лирические жанры, драматические жанры.

2. Заключительное слово учителя

— Интимная лирика Катулла, зачастую приближающаяся к лирике новой Европы, заняла прочное место в наследии мировой литературы. Крупнейшие лирические поэты Европы отдавали дань внимания творчеству Катулла. Его любил и переводил А. С. Пушкин, а позже А. А. Блок посвятил несколько пылких страниц истолкованию катулловского «Аттиса».

Лирика Катулла вошла в золотой фонд мировой поэзии. Его стихи раскрыли сложный мир человеческих чувств. Поэзия Катулла не утратила своего обаяния за две тысячи лет. Вот почему обращались к Катуллу самые замечательные лирические поэты нового времени: Петрарка — в Италии, Дж. Байрон — в Англии, Г. Гейне — в Германии, А. Пушкин и А. Блок — в России.

VI. Домашнее задание

    1. Ознакомить с лирикой Горация, одой «Я памятник воздвиг...».

    2. Индивидуальные опережающие задания (1 — 2 учащихся). Подготовить сообщение о жизни и творчестве Горация.