Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
Данте Алигьери: жизнь, творчество. Божественная комедия: множество смыслов поэмы и её универсально-философский характер

    Цели: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством Данте Алигьери, основными темами и мотивами его творчества; дать понятие об исторических реалиях эпохи Данте; дать представление о композиции и проблематике поэмы «Божественная комедия»; совершенствовать аналитические умения и навыки; раскрыть значение «Божественной комедии» в развитии литературы; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

    Оборудование: учебник, схема, текст поэмы «Божественная комедия», иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают исторические реалии времени Данте Алигьери, сведения о жизни и творчестве поэта, теоретико-литературные понятия «сонет», «канцон», содержание «Божественной комедии»; понимают множественность смыслов «Божественной комедии», своеобразие творчества Данте, роль Данте как провозвестника культуры Возрождения; умеют анализировать изучаемое произведение.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание чтения наизусть несколькими учащимися (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. После античности мировая литература вступила в новый этап своего развития — эпоху средневековья. Это огромный период в истории человечества, примерно тысячелетие (с V по ХV век), когда были созданы неувядающие памятники различных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, литературы и др.

Всемирной славой овеяно имя великого итальянского поэта Данте Алигьери. Его творения читают, переводят, изучают во всех концах земли; во многих европейских странах специально созданные общества ведут систематическую работу по собиранию, исследованию и популяризации его наследия, а юбилейные даты поэта становятся крупными событиями в жизни культурного человечества.

Более 700 лет назад, когда родился Данте, человечество стояло на пороге великих перемен. Близился грандиозный исторический переворот, изменивший весь облик европейского общества. На смену средневековому миру с его феодальным угнетением, анархией и разобщённостью, с засилием церкви шло общество свободных товаропроизводителей, время могущественных национальных государств.

Затем, что волю силой не задуть,

Она как пламя борется упорно,

Когда б его сто раз насильно гнуть...

Эти гордые слова произносит Данте — последний поэт Средневековья и в то же время первый поэт нового времени. Первым стоит он в ряду титанов

Возрождения. Первым бросил он вызов насилию, жестокости, мракобесию средневекового мира. Первым поднял знамя гуманизма. И тем шагнул в бессмертие.

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание сообщения учащегося о жизни и творчестве Данте Алигьери (см. домашнее задание предыдущего урока)

— Данте Алигьери родился во Флоренции, во второй половине мая 1265 г., в семье не очень знатной и состоятельной. Отец Данте был человек мирного склада: в политической борьбе, потрясавшей Флоренцию, участия не принимал, заботился о семье.

Данте не был безучастным свидетелем острой политической борьбы. Доводилось и меч обнажать: как воин участвовал в битвах. Вкусил горечь изгнания из родной Флоренции, когда власть в ней захватили его политические противники.

Есть основания считать, что он учился в Болонском университете, славившемся юридическим и медицинским факультетами. Там Данте познакомился с создателем поэтической школы Гвидо Гвиницелли, которого в «Комедии» назвал своим отцом. Самой существенной частью жизни поэта стала любовь к Беатриче Портинари. В первый раз он встретил её на улице Флоренции, когда ему было 9 лет, а ей ещё меньше. В 1287 г. Беатриче вышла замуж, а спустя три года умерла. Ей было всего 23. Давайте послушаем, как он сам рассказывает о своей любви в лирическом дневнике «Новая жизнь» — первом европейском дневнике любви.

2. «В литературно-музыкальной гостиной»: слушание сонетов Данте из книги «Новая жизнь»

(Сонеты читают наизусть заранее подготовленные учащиеся в сопровождении музыки Г. Генделя.)

• 1-й чтец. «Влюблённым душам посвящу сказанье...»

    • 2-й чтец. «Я чувствовал, как в сердце пробуждался...»

    • 3-й чтец. «Постигнет совершенное спасенье...»

    • 4-й чтец. «Всё в памяти смущённой умирает...»

3. Продолжение слушания сообщения о жизни и творчестве Данте Алигьери

— Именно Беатриче стала вдохновительницей создания его произведений, в частности первого крупного из них — «Новая жизнь» и самого значительного из творений писателя — «Божественная комедия».

После смерти Беатриче (1290) Данте усиленно изучает теологию, философию и астрономию. Он очень рано начинает заниматься политической деятельностью, принимая участие в военных действиях флорентийской коммуны против гибеллинов, избирается членом правящей флорентийской коллегии. Но после раскола гвельфов на чёрных и белых он примыкает к белым гвельфам, партия которых была низложена папой Бонифацием VIII и французским принцем Карлом Валуа, вступившим во Флоренцию в 1301 г.

С 1300 г. начинается время скитаний Данте, вторая половина его жизни. В это время он усиленно занимается самообразованием, издаёт философские и политические трактаты, но главным его произведением стала знаменитая «Божественная комедия», принесшая ему заслуженную славу ещё при жизни. Он тосковал по Флоренции и однажды написал горожанам: «О мой народ, что я тебе сделал?». Флорентийцы ничего не ответили Данте, и он вынужден был искать пристанище у богатых покровителей. Последние 7 лет он провёл в Равенне, где и умер 14 сентября 1321 года.

Таков был Данте, проживший бурную, полную страданий и скорби жизнь. Впоследствии раскаявшиеся флорентийцы предприняли попытку вернуть прах Данте. Но Равенна справедливо полагала, что, дав ему приют в последние годы жизни, она обязана сохранить верность поэту навсегда.

4. Аналитическая работа с текстом произведения «Божественная комедия»

а) Вступительное слово учителя

— Величайшим произведением Данте стала его «Божественная комедия», написанная в годы изгнания. Сам поэт назвал её просто «Комедия». Так в те времена называли любое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым финалом (в отличие от трагедии, где всё наоборот). Эпитет «божественная» Бокаччо дал творению Данте не за религиозное содержание, а за поэтическое совершенство. Поэма делится на три большие части — кантики, посвящённые изображению трёх частей загробного мира. Каждая из трёх кантик состоит из 33 песен, а вначале добавляется песнь первая — пролог ко всей поэме. Так складывается поэма из 100 песен. Символическим становится в поэме число 3 (связанное с христианской идеей Троицы) и кратные ему 9 и 33: в поэме три части, она написана терцинами, в аду 9 кругов и т. п.

    б) Коллективная работа по составлению опорной схемы «Композиция поэмы “Божественная комедия”»

    Запись на доске и в тетрадях

    в) «Практикум начинающего литературоведа: работа в парах по вариантам

    1-й вариант

    • Внимательно прочитайте стихи 22-67 песни III, «Ад».

    • Составьте рассказ о том, какая ужасная картина открылась Данте в преддверии Ада. В рассказ должны войти:

    • детали того, что увидел Данте и что в целом представляет картину увиденного;

    • отношение Данте к увиденному;

    • обязательное цитирование: главное и самое яркое, впечатляющее;

    • ваше впечатление от прочитанного и представленного.

    2-й вариант

    • Внимательно прочитайте стихи 82 — 118 песни III, «Ад».

    • Составьте характеристику образа Харона, отметив следующее: как он выглядит? отличается ли от известного мифологического персонажа? какие детали в его облике поражают? функция дантевского Харона: что он делает и как?

    • Обязательное цитирование: главное и самое яркое, впечатляющее.

    • Выскажите своё впечатление об образе Харона и о той картине, которая в связи с образом перед вами предстала.

    г) Аналитическая работа с текстом поэмы (работа в группах)

    1-я группа. «Ад». Устройство ада. Песнь XXXIV (стихи 28 — 69)

    • Каким Данте представлял устройство ада?

    • Использует ли Данте какие-либо средства художественной выразительности, описывая пейзажи загробного мира? Какие?

    • Какие человеческие пороки Данте считал самыми тяжкими?

    • Каков облик Люцифера (стихи 28 — 69), находящегося на самом дне ада?

    2-я группа. «Чистилище». Устройство чистилища. Песнь ХХХ (стихи 70 — 145). Встреча Данте и Беатриче

    • Каким Данте представлял устройство чистилища?

    • Почему в песни ХХХ Беатриче встречает Данте сурово? О чём Беатриче рассказывает ему? Как она пыталась «вернуть его» «с ложного следа»?

    3-я группа. «Рай». Устройство рая. Песнь ХХХIII (стихи 115 — 145)

    • Каким Данте представлял устройство рая?

    • Каким изображён в поэме эмпирей?

4-я группа

    • Проанализируйте два описания леса: в начале «Ада» и в конце «Чистилища».

    • Можно ли определить настроение пейзажей? Какое оно? Как вы его определили?

    • Можно ли определить отношение Данте к описываемому? Как? Презентация результатов работы

     5. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя с показом рисунков Боттичелли к «Божественной комедии»

— С 1492-го по 1500 гг. Боттичелли создаёт грандиозный цикл иллюстраций к «Божественной комедии». Рисунки выполнены металлическим штифтом на больших листах пергамента. Каждой песне посвящен один рисунок. Несколько рисунков к «Раю» не закончены, а к ХХХI песни «Чистилища» мастер выполнил два варианта рисунка. Большая часть иллюстраций, которые Боттичелли выполнил для «Божественной комедии», долгие столетия была сокрыта от людей. И только на заре нынешнего тысячелетия они были собраны и систематизированы.

    • Рассмотрите рисунки Боттичелли к «Божественной комедии» и определите, в какой мере художнику удалось передать душу «Комедии» Данте.

    • Сравните пейзажи Данте с пейзажами художников Возрождения.

    • Найдите общее в пейзажах. Какой вид искусства более подходит для изображения пейзажей Данте: живопись, графика, фрески? Почему?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— «Божественная комедия» — величавый итог всего поэтического пути Данте. Она вобрала опыт целой жизни, всё то, что годами крепло в душе поэта, питало его мысль и художественный гений. Образ Беатриче живёт в «Комедии» как светлое воспоминание о великой, единственной любви, о её чистоте и вдохновляющей силе. В этом образе поэт воплотил свои искания истины и морального совершенства.

Это произведение поражает широтой охвата времён и разнообразием судеб людей, исторической судьбы всего человеческого рода. Данте выступает здесь не только как великий художник слова, но и как психолог, философ и астроном, политик и историк. Описывая страдания грешников в аду, поэт стремится призвать человечество к праведной жизни, которая приведёт в рай — но не загробный, а земной. Главным героем поэмы становится сам автор. Мы легко узнаем в произведении его самого, его характер, чувства, мировоззрение, мечты и надежды. Перед нами предстает по-настоящему великая, живая личность. Значение творчества Данте Алигьери трудно переоценить. Его мастерство — безгранично, многосторонне, оно включает в себя все бесчисленные аспекты человеческой жизни. Не случайно Джованни Бокаччо говорил о нем: «За свою глубокую и разностороннюю учёность он целиком заслужил почётное звание, и не случайно ещё при жизни одни называли Данте поэтом, другие — философом, третьи — теологом».

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Дать аргументированный письменный ответ на вопрос: «Актуально ли в XXI веке изучать произведение, написанное в XIV веке?»

    2. Прочитать трагедию У. Шекспира «Гамлет».

    3. Индивидуальные опережающие задания (1 — 2 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве У. Шекспира.